г. Тюмень |
|
26 февраля 2024 г. |
Дело N А45-13460/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Национальная специализированная финансовая компания" на решение от 31.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 25.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бородулина И.И.) по делу N А45-13460/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества "Национальная специализированная финансовая компания" (630049, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, здание 157/1, офис 608.4, ОГРН 1235400017423, ИНН 5402077860) к Центральному банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (107016, город Москва, улица Неглинная, дом 12, корпус В, ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) об оспаривании постановления от 03.05.2023 N ТУ-50-ЮЛ-23-1968.
Суд установил:
акционерное общество "Национальная специализированная финансовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка Российской Федерации в лице Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган) от 03.05.2023 N ТУ-50-ЮЛ-23-1968 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ), в виде предупреждения.
Решением от 31.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты и признать недействительным оспариваемое им постановление банка.
По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; суды не применили подлежащий применению пункт 10 приложения 2 "Порядок, объем и сроки представления отчетности специализированного депозитария, общего положения порядка ее составления" (далее - Порядок) к Указанию Банка России N 5713-У "Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления отчетности специализированного депозитария" (далее - Указание N 5713-У), а также не учли, что необходимость внесения изменений в отчетность связана с действиями третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления 18.04.2023 протокола об административном правонарушении N ТУ-50-ЮЛ-23-1968/1020-1 и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ послужил выявленный банком факт нарушения требований пунктов 7.1, 7.2, 7.3, 7.13 Порядка (нарушение срока предоставлении отчетности).
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении административным органом порядка привлечения его к ответственности, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (далее - НФО) в соответствии с федеральными законами.
Статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ НФО признаны лица, осуществляющие, в том числе, деятельность специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг")
В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка, отчетность специализированного депозитария представляется в Банк России специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Отчетность специализированного депозитария представляется в Банк России в форме электронного документа в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с НФО, определенным на основании частей 1 и 8 статьи 76.9 Закона N 86-ФЗ.
В силу пункта 4 Порядка, отчетность специализированного депозитария составляется и представляется в Банк России в виде показателей отчетности специализированного депозитария в разрезе групп аналитических признаков (графа 3 части 1 приложения 1 к Указанию N 5713-У), объединяющих аналитические признаки, содержащие детализированную информацию по показателю.
Отчетность специализированного депозитария, для которой установлен одинаковый срок представления в Банк России, формируется перед отправкой в один файл, за исключением отчетности по форме 0420872, в соответствии с техническими требованиями, размещенными на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и однократно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 5 Порядка).
Согласно пункту 6 Порядка отчетность специализированного депозитария составляется специализированным депозитарием по состоянию на день (включительно) и за период, указанные в приложении 1 к Указанию N 5713-У (далее - отчетная дата, отчетный период).
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2, 7.3, 7.13 Порядка показатели отчетности составляются и представляются в Банк России в следующем порядке: отчетность по форме 0420860 "Общие сведения о деятельности специализированного депозитария", отчетность по форме 0420861 "Общие сведения о специализированном депозитарии", отчетность по форме 0420862 "Сведения о работниках специализированного депозитария" представляются специализированным депозитарием в Банк России ежемесячно в течение 10 рабочих дней после дня окончания отчетного периода; отчетность по форме "Сведения о договорах и контрагентах специализированного депозитария, контрагентах и имуществе клиентов специализированного депозитария" представляются специализированным депозитарием в Банк России ежемесячно в течение 10 рабочих дней после дня окончания отчетного периода, вместе с отчетностью по форме 0420860 и 0420861.
В силу пункта 2.11 Правил формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России (утв. Банком России, далее - Правила) отчетность представляется в Банк России полным отчетом XBRL, содержащим в себе данные по показателям всех форм, которые входят в состав точки входа таксономии XBRL Банка России, на основе которой он сформирован.
Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию на осуществление деятельности в качестве специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов от 21.04.2022 N 22-000-0-00125 (21.04.2022 включено в Государственный реестр лицензий специализированных депозитариев), а также следующие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности от 16.01.2023 N 050-14171-100000, лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами от 16.01.2023 N050-14172-001000, лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности от 03.09.2021 N 050-14101-000100; основным видом деятельности общества являлось "предоставление услуг по хранению ценностей, депозитарная деятельность" (вид деятельности по коду ОКВЭД 66.19.5).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что общество должно было представить в Банк России отчетность по формам 0420860, 0420861, 042862, 0420874 по состоянию на 28.02.2023, сформированную на основе точки входа ep_nso_sd_rn_q_y_10rd, не позднее 15.03.2023; в нарушение вышеуказанных требований отчетность по состоянию на 28.02.2023 представлена обществом в Банк России в виде электронного документа с электронной подписью 16.03.2023 в 11:15, вх. Банка России N 17_001_001_00609647, то есть позднее 15.03.2023.
Вопреки доводам подателя жалобы судами учтено, что Правилами установлены требования к наименованию заархивированного файла XBRL, которое должно содержать среди прочего дату завершения отчетного периода (в рассматриваемом случае 28.02.2023); при этом в наименовании направленного обществом 15.03.2023 файла с отчетностью датой завершения отчетного периода дата указана дата 28.02.2022, в связи с чем файл с отчетностью не был зарегистрирован; аналогичная ошибка допущена и при направлении файла с отчетностью 09.03.2023, по причине чего файл не был принят в обработку.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что обществом допущены нарушения требований пунктов 7.1, 7.2, 7.3, 7.13 Порядка. Изложенные в кассационной жалобе доводы со ссылкой на пункт 10 Порядка подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтвержден факт нарушения обществом срока представления отчетности в Банк России.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также отсутствие у него объективной возможности для их выполнения, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Нарушений административным органом положений КоАП РФ в ходе производства по административному делу судами не выявлено; срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, и нормы статей 28.2, 25.1 КоАП РФ соблюдены.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В рассматриваемом случае должностное лицо административного органа, исходя из принципов справедливости, соразмерности и недопущения избыточного ограничения имущественных прав и интересов общества, учитывая отсутствие пренебрежительного отношения последнего к своим обязанностям по представлению отчетности, незначительность нарушения срока ее представления (1 день), отсутствие негативных последствий для охраняемых законом общественных отношений, расценило допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ, освободило его от административной ответственности, объявив устное замечание.
Суды двух инстанций согласились с доводами Банка России, изложенными в оспариваемом постановлении, о том, что совершенное обществом административное правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности является малозначительным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13460/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушений административным органом положений КоАП РФ в ходе производства по административному делу судами не выявлено; срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, и нормы статей 28.2, 25.1 КоАП РФ соблюдены.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В рассматриваемом случае должностное лицо административного органа, исходя из принципов справедливости, соразмерности и недопущения избыточного ограничения имущественных прав и интересов общества, учитывая отсутствие пренебрежительного отношения последнего к своим обязанностям по представлению отчетности, незначительность нарушения срока ее представления (1 день), отсутствие негативных последствий для охраняемых законом общественных отношений, расценило допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ, освободило его от административной ответственности, объявив устное замечание."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2024 г. N Ф04-7189/23 по делу N А45-13460/2023