г. Тюмень |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А27-2880/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис" на решение от 28.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-2880/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис" (652238, Кемеровская области - Кузбасс, район Тисульский, поселок городского типа Белогорск, улица Юбилейная, дом 8, помещение 1, ОГРН 1194205017236, ИНН 4213012424) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская области - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация Тисульского муниципального округа (652210, Кемеровская области - Кузбасс, район Тисульский, поселок городского типа Тисуль, улица Ленина, дом 53, ОГРН 1024202240457, ИНН 4243002110), Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (650992, Кемеровская области - Кузбасс, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция) от 15.02.2023 N 95/2023-МКД об отказе во внесении изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами Кемеровской области - Кузбасса (далее - реестр лицензий) в части исключения сведений об управлении обществом многоквартирным домом, расположенным по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Тисульский район, поселок городского типа Белогорск, улица Юбилейная, 13 (далее - многоквартирный дом).
К участию в деле привлечены Администрация Тисульского муниципального округа (далее - администрация), Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура).
Решением от 28.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
По мнению подателя жалобы, судами необоснованно применены положения о расторжении договора в одностороннем порядке к ситуации прекращения договора в связи с окончанием срока его действия; материалами дела подтверждается факт направления собственникам многоквартирного дома уведомления об отказе общества от продления договора управления.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и прокуратура просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Администрация отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.08.2020 N 905/2020-Л.
В реестре лицензий содержатся сведения об управлении обществом спорным многоквартирным домом на основании заключенного с собственниками помещений в данном доме договора управления от 30.12.2020.
Ссылаясь на прекращение действия названного договора, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 27.01.2023 о внесении изменений в реестр лицензий.
По результатам проверки указанного заявления и приложенных к нему документов инспекцией принято решение от 15.02.2023 N 95/2023-МКД об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления на основании подпункта "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Не согласившись с данным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о соответствии оспариваемого акта действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Согласно пунктам 2-4 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При этом в силу подпункта "а" пункта 9 Порядка N 938/пр основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"-"е" пункта 5 названного Порядка.
В рассматриваемом случае основанием для отказа инспекции во внесении изменений в реестр лицензий послужило несоответствие представленных обществом документов требованиям подпункта "а" пункта 5 Порядка N 938/пр, в свою очередь предусматривающим соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 названного Порядка.
Подпунктом "ж" пункта 3 Порядка N 938/пр установлено, что к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением по инициативе управляющей организацией в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме прилагается копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме.
Данная норма также подлежит применению при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия (кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2023 N 67-КАД23-4-К8).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявление общества о внесении изменений в реестр лицензий от 27.12.2023 содержало сведения о прекращении договора управления многоквартирным домом от 30.12.2020 в связи с истечением срока его действия; при этом к заявлению не были приложены копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме; вместо этого общество указало на то, что соответствующее заявление от 15.08.2022 было вручено председателю совета многоквартирного дома 16.08.2022, а его копия вручена 16.09.2022 уполномоченному должностному лицу инспекции; между тем инспекция не признала факт наличия у нее копии такого заявления; представленное обществом в материалы дела заявление от 15.08.2022 об уведомлении председателя многоквартирного дома об отказе общества от продления срока действия договора управления не содержит отметки о получении его инспекцией.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих выполнение обществом требований подпункта "ж" пункта 3 Порядка N 938/пр при обращении с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, следует признать обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии у инспекции правовых оснований для отказа обществу в исключении сведений об управлении им многоквартирным домом из реестра лицензий.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным оспариваемого решения инспекции от 15.02.2023.
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают вывод судов об отсутствии доказательств соблюдения обществом положений пункта 3 Порядка N 938/пр.
Суд округа также отмечает, что предъявление требования в арбитражный суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
В рассматриваемом случае подача обществом кассационной жалобы по настоящему делу не обусловлена необходимостью защиты нарушенных прав и не имеет целью их восстановления, поскольку в настоящее время в реестре лицензий отсутствует информация об управлении обществом спорным многоквартирном домом.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2880/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявление общества о внесении изменений в реестр лицензий от 27.12.2023 содержало сведения о прекращении договора управления многоквартирным домом от 30.12.2020 в связи с истечением срока его действия; при этом к заявлению не были приложены копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме; вместо этого общество указало на то, что соответствующее заявление от 15.08.2022 было вручено председателю совета многоквартирного дома 16.08.2022, а его копия вручена 16.09.2022 уполномоченному должностному лицу инспекции; между тем инспекция не признала факт наличия у нее копии такого заявления; представленное обществом в материалы дела заявление от 15.08.2022 об уведомлении председателя многоквартирного дома об отказе общества от продления срока действия договора управления не содержит отметки о получении его инспекцией.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих выполнение обществом требований подпункта "ж" пункта 3 Порядка N 938/пр при обращении с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, следует признать обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии у инспекции правовых оснований для отказа обществу в исключении сведений об управлении им многоквартирным домом из реестра лицензий.
...
Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают вывод судов об отсутствии доказательств соблюдения обществом положений пункта 3 Порядка N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2024 г. N Ф04-538/24 по делу N А27-2880/2023