г. Тюмень |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А67-2313/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Чапаевой Г.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета государственного финансового контроля Томской области и Департамента по культуре Томской области и на решение от 09.10.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 15.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А67-2313/2023 по исковому заявлению Комитета государственного финансового контроля Томской области (634050, Томская область, город Томск, площадь Ленина, дом 6; ИНН 7017338390, ОГРН 1137017018775) к Департаменту по культуре Томской области (634069, город Томск, проспект Ленина, дом 111; ИНН 7021020459, ОГРН 1027000912344) о взыскании субсидии.
Другие лица, участвующие в деле: областное государственное автономное учреждение культуры "Дворец народного творчества "Авангард" (634063, город Томск, улица Бела Куна, дом 20, ОГРН 1027000879476, ИНН 7017002337), Департамент финансов Томской области (634050, город Томск, проспект Ленина, дом 111, ОГРН 1037000100719, ИНН 7000000885).
В судебном заседании приняли участие представители Комитета государственного финансового контроля Томской области - Миронов Д.Ю. по доверенности от 08.02.2024, Уварова С.В. по доверенности от 10.01.2024.
Суд установил:
Комитет государственного финансового контроля Томской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к Департаменту по культуре Томской области (далее - департамент) о взыскании использованной не по целевому назначению субсидии в размере 427 263 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное автономное учреждение культуры "Дворец народного творчества "Авангард" (далее - учреждение), Департамент финансов Томской области.
Решением от 09.10.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 15.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковое заявление удовлетворено частично; с департамента взыскано 95 000 руб. субсидии, использованной не по целевому назначению; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения иска, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению департамента, действующим законодательством не предусмотрена ответственность главного распорядителя бюджетных средств за нецелевое расходование средств субсидии, предоставленных подведомственному учреждению.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного иска, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению комитета, работы по сооружению гаража с обустройством хоздвора были выполнены после проведения фестиваля "Праздник топора", в связи с чем оплата указанных работ является нецелевым использованием средств бюджета Томской области.
Участвующие в деле лица отзывы на кассационные жалобы в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей комитета, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Законом Томской области от 29.12.2018 N 151-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Порядком определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 05.06.2014 N 213а, приказом департамента от 28.01.2019 N 0026/01-019 "Об утверждении Календарного плана проведения мероприятий в области культуры на 2019 год", департамент и учреждение заключили соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из областного бюджета областному государственному автономному учреждению культуры "Дворец народного творчества "Авангард" на иные цели - организацию и проведение мероприятий Календарного плана проведения мероприятий в области культуры на 2019 год: на организацию и проведение XII Международного фестиваля народных ремесел "Праздник топора" от 27.05.2019 N 111/19 (далее - соглашение).
По условиям соглашения его предметом является определение порядка предоставления департаментом из областного бюджета на организацию и проведение XII Международного фестиваля народных ремесел "Праздник топора" (далее - субсидия) (пункт 1.1); целью предоставления субсидии является осуществление мероприятий, имеющих ограниченный срок реализации, не относящихся к государственным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) учреждениями в качестве основных видов деятельности (пункт 1.2); размер субсидии определен в сумме 25 000 000 руб. (пункт 2.1.2); установлена обязанность департамента по перечислению средств субсидии на основании полученной от учреждения заявки с приложением документов (в том числе заключенных в рамках достижения цели предоставления субсидии контрактов (договоров)), подтверждающих фактическую потребность в средствах субсидии (пункты 2.1.2, 3.1, 3.1.1).
При проведении плановой выездной проверки в отношении департамента по вопросу предоставления и использования средств, предоставленных из бюджета Томской области на реализацию регионального проекта "Творческие люди" в рамках национального проекта "Культура" на реализацию программ, направленных на укрепление единства нации, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, за 2019 - 2020 годы комитет выявил, в частности, расходование учреждением 95 000 руб. (реставрация фигур, изготовленных в рамках "Праздника топора" 2017-2018 годов) и 332 236 руб. (сооружение гаража с обустройством хоздвора, для организации и проведения XII Международного фестиваля народных ремесел "Праздник топора", имеющего ограниченный срок реализации с 20.08.2019 по 25.08.2019) субсидии не по целевому назначению (фактически использованы не в рамках организации и проведения мероприятия).
По результатам указанной проверки комитет составил акт от 23.06.2021 N 79-18/17 и вынес в порядке пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса представление от 26.08.2021 N 79-118/26, пунктом 9 которого на департамент возложена обязанность в срок до 15.12.2021 осуществить возврат в доход бюджета Томской области средств субсидии из областного бюджета в общей сумме 427 236 руб., использованных не по целевому назначению.
По результатам рассмотрения обращения департамента комитет решением от 15.12.2021 продлил срок исполнения требования пункта 9 названного представления до 15.06.2022.
В связи с неустранением департаментом в установленный в указанном представлении срок нарушения комитет в порядке пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса направил департаменту предписание от 21.06.2022 N 79-117/03, которым обязал последнего в срок до 16.01.2023 принять меры по возмещению причиненного ущерба бюджету Томской области в размере 427 236 руб. предоставленных в качестве субсидии на организацию и проведение XII Международного фестиваля народных ремесел "Праздник топора".
Поскольку департамент в добровольном порядке не возвратил указанную сумму субсидии в бюджет Томской области, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии оснований для возврата департаментом субсидии в размере 95 000 руб., поскольку им допущено нецелевого использование указанной суммы субсидии; суды признали использование 332 236 руб. субсидии по целевому назначению.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 265, пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса, пунктом 9 Положения о Комитете государственного финансового контроля Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 20.09.2013 N 118, комитет осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в соответствии с Бюджетным кодексом и вправе обращаться в суд с исковым заявлением о возмещении объектом контроля ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации объектами государственного финансового контроля, в том числе главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств.
К принципам бюджетной системы Российской Федерации, определенным статьей 28 Бюджетного кодекса, относятся принципы эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств.
Предусмотренный статьей 38 Бюджетного кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Таким образом, Бюджетный кодекс не исключает ответственность главного распорядителя бюджетных средств за нецелевое использование.
Статьей 78.1 Бюджетного кодекса установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (абзац первый пункта 1). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац второй пункта 1). Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым названного пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 1).
В рассматриваемом случае, как установлено судами, департамент заключил с учреждением соглашение в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели утвержден постановлением Администрации Томской области от 05.06.2014 N 213а (далее - Порядок; действовавший в спорный период).
Исходя из взаимосвязанных положений Закона Томской области от 11.10.2007 N 231-ОЗ "О бюджетном процессе в Томской области", пунктов 3 и 4 Порядка суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что срок реализации мероприятия, на которое предоставляется субсидия из областного бюджета, а также обоснование проведения самого мероприятия является важной составляющей при формировании бюджета на очередной финансовый год, имеет конкретные даты его завершения, сроки исполнения, а также определенный объем субсидии, необходимый для достижения цели.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что XII Международный фестиваль народных ремесел "Праздник топора" проводился с 20.08.2019 по 25.08.2019; согласно соглашению и смете расходов учреждению необходимо было организовать реставрацию фигур при подготовке территории парка "Околица" для проведения указанного фестиваля; учреждением с ООО "ЦО ВОЛНА" заключен договор от 25.09.2019 N 109541 на оказание услуг по реставрации фигур, изготовленных в рамках праздника "Топора" 2017 - 2018 годов в количестве 20 штук (цена договора 95 000 руб., сроки оказания услуг с 25.09.2019 по 30.09.2019); 02.10.2019 учреждением направлена в департамент заявка на предоставление субсидии на иные цели по соглашению на сумму 95 000 руб. с приложением указанного договора от 25.09.2019 N 109541, акта об оказании услуг от 01.10.2019 N 139 и счета от 01.10.2019 N 141 на сумму 95 000 руб.; по данной заявке департамент платежным поручением от 03.10.2019 N 482144 перечислил учреждению субсидию "Праздник топора" в сумме 95 000 руб.
Поскольку фактически услуги по указанному договору от 25.09.2019 N 109541 оказаны после проведения фестиваля "Праздник топора" и департамент при анализе представленных учреждением с заявкой документов на перечисление учреждению субсидии в размере 95 000 руб. не мог об этом не знать, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что эти средства субсидии направлены не на организацию и проведение данного мероприятия и в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса являются нецелевым использованием бюджетных средств.
В данном случае, как верно указали суды нижестоящих инстанций, ущерб выражается в утрате имущественных прав Томской области на сумму допущенных департаментом излишних расходов средств областного бюджета в результате направления спорной субсидии на цели, не соответствующие цели предоставления определенной соглашением.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с департамента 95 000 руб. субсидии, использованной не по целевому назначению.
По эпизоду предоставления субсидии в размере 332 236 руб. на оказание услуг по сооружению гаража с обустройством хоздвора для проведения фестиваля "Праздник топора" судами первой и апелляционной инстанций установлено, что договор на оказание данных услуг заключен учреждением с ООО "М-Групп" (исполнитель) до начала проведения праздника - 30.07.2019; справкой о ходе строительства объекта зафиксировано выполнение подрядчиком 70% работ на момент начала проведения мероприятия "Праздник топора" (20.08.2019); в период проведения указанного мероприятия гараж использовался как дополнительное складское помещение для размещения инструментов и расходных материалов участников "Праздник топора"; по окончании праздника работы были завершены; доказательств невозможности использования гаража по состоянию на 20.08.2019 материалы дела не содержат.
При этом суды отметили, что подписание акта выполненных работ 23.09.2019 (после проведения мероприятия) не подтверждает факт выполнения всего объема работ после проведения фестиваля "Праздник топора".
При таких обстоятельствах суды верно сочли, что при перечислении субсидии по заявке учреждения в размере 332 236 руб. департамент не допустил нецелевого использования бюджетных средств.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали комитету в удовлетворения требования о возврате средств субсидии в размере 332 236 руб. в областной бюджет.
В целом доводы кассационных жалоб тождественны доводам комитета и департамента, заявляемым в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.10.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 15.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2313/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку фактически услуги по указанному договору от 25.09.2019 N 109541 оказаны после проведения фестиваля "Праздник топора" и департамент при анализе представленных учреждением с заявкой документов на перечисление учреждению субсидии в размере 95 000 руб. не мог об этом не знать, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что эти средства субсидии направлены не на организацию и проведение данного мероприятия и в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса являются нецелевым использованием бюджетных средств.
...
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2024 г. N Ф04-1331/24 по делу N А67-2313/2023