г. Тюмень |
|
12 ноября 2024 г. |
Дело N А45-31757/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Буровой А.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 19" на решение от 03.04.2024 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 24.06.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-31757/2023 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 42А;
ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 19" (630068, г. Новосибирск, ул. Шукшина, 3; ОГРН 1025403869380, ИНН 5409114246) о взыскании.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 19" (далее - Больница, ответчик) о взыскании 676 929,5 руб., в том числе 599 843,95 руб. средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, 59 984,39 руб. штрафа и 17 101,16 руб. пеней (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 03.04.2024 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.06.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Больница, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
В период с 04.08.2023 по 22.08.2023 Фондом проведена выездная комплексная проверка Больницы с целью контроля за ее деятельностью, поскольку она включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС.
По результатам проверки Фондом составлен акт комплексной проверки от 22.08.2023 N 05-08-37 с требованием о возврате в бюджет Фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 758 927,32 руб., уплате штрафа в размере 75 892,73 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС), уплате пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы нецелевого использования денежных средств в случае несвоевременного возврата денежных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Фондом установлено нецелевое использование ответчиком средств ОМС в сумме 758 927,32 руб. (в 2021 году - 675 643,46 руб., в 2022 году - 83 283,86 руб.) в связи с произведением расходов, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС: оплата штрафов по предписаниям страховых медицинских организаций в сумме 599 843,95 руб. (2021 год); приобретение лекарственных препаратов, не входящих в Перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов), в сумме 9 585,00 руб. (2022 год); расходы на выплаты главному врачу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в сумме 149 498,37 руб. (2021 год - 75 799,51 руб., 2022 год - 73 698,86 руб.)
Акт проверки получен главным врачом Больницы 22.08.2023, подписан с возражениями 28.08.2023, срок исполнения требования истек 05.09.2023.
Ответчиком требование было исполнено в добровольном порядке частично после 05.09.2023, что явилось основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы 676 929,5 руб. (599 843,95 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 59 984,39 руб. штрафа, 17 101,16 руб. пеней).
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 3, 14, 20, 28, 30, 35, 38 Закона N 326-ФЗ, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), условиями Тарифных соглашений в системе ОМС Новосибирской области от 19.01.2021, 09.02.2022 (далее - Тарифные соглашения), удовлетворили исковые требования Фонда.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления судов.
Судами установлено, что ответчик является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется из средств областного бюджета Новосибирской области и средств ОМС.
В 2021 году Больницей за счет средств ОМС на основании предписаний страховых медицинских организаций произведена оплата штрафов за дефекты оформления первичных документов, выявленные в ходе контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам, а также произведена оплата задолженности по штрафам страховым медицинским организациям в рамках ОМС в общей сумме 599 843,95 руб. (в материалах дела имеется реестр платежных поручений от 01.08.2023 на указанную сумму, сформированный за период с 01.01.2021 по 31.12.2021).
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что из совокупности указанных выше нормативных положений следует, что средства ОМС могут быть направлены исключительно на оказание застрахованному лицу качественной медицинской помощи при наступлении заболеваний и состояний, перечисленных в программах ОМС, и направленной на поддержание и (или) восстановление здоровья, а не на обеспечение деятельности медицинской организации, связанной с неисполнением или некачественным исполнением данной обязанности.
Ни Закон N 326-ФЗ, ни Правила ОМС, ни Тарифные соглашения не предусматривают финансовое обеспечение за счет средств ОМС расходов медицинских организаций по уплате финансовых санкций (штрафов, пеней), в том числе по результатам контрольно-экспертных мероприятий, проведенных страховыми медицинскими организациями.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам, что расходы на уплату штрафов, в том числе по предписаниям страховых медицинских организаций не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи и подлежат оплате за счет собственных средств медицинской организации либо иных источников финансирования, так как данный вид расходов не связан с оказанием медицинской помощи и с обеспечением деятельности медицинской организации в целом.
При этом ссылки Больницы на приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления", который, по мнению ответчика, предоставляет право оплачивать пени из средств ОМС, обоснованно были отклонены судами, учитывая, что указанный порядок разработан в соответствии с положениями БК РФ и определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), распространяется как на бюджетные средства, так и внебюджетные средства, сформированные за чет оказания платных услуг; при этом прочие расходы в структуре тарифа ОМС не отождествляются со всеми подстатьями статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ; классификатор не является правовым основанием получения медицинской организацией денежных средств, в связи с чем отнесение (или неотнесение) расходов к определенной группе не является основанием для признания (или непризнания) средств использованными по целевому или не по целевому назначению; статья 290 "Прочие расходы", подстатья 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ не имеет отношения к прочим расходам, установленным частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Учитывая изложенное, у заявителя отсутствовали правовые основания для возмещения за счет средств ОМС расходов по уплате финансовых санкций (пени), возникших в результате нарушения требований законодательства в сфере ОМС.
Следовательно, как верно указали суды, Фондом сделаны правомерные выводы о нецелевом использовании ответчиком средств ОМС в размере 599 843,95 руб. и, как следствие, законности начисления штрафа и пеней.
Расчет штрафа и пеней, представленный истцом, судами проверен, признан арифметически верным; доказательств уплаты взыскиваемых сумм ответчиком не представлено.
В целом материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка (в том числе изложенной в письмах позиции ФФОМС), выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.04.2024 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.06.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-31757/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания с бюджетного учреждения здравоохранения суммы, использованной не по целевому назначению, включая штрафы и пени. Установлено, что средства обязательного медицинского страхования не могут быть направлены на оплату финансовых санкций, связанных с нарушением законодательства в сфере ОМС. Кассационная жалоба учреждения отклонена, решения нижестоящих судов оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2024 г. N Ф04-4638/24 по делу N А45-31757/2023