г. Тюмень |
|
18 ноября 2024 г. |
Дело N А46-7371/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел кассационную жалобу казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" на решение от 13.05.2024 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 27.08.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-7371/2024 по заявлению казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (644099, Омская область, город Омск, улица Фрунзе, дом 4, ИНН 5501247054, ОГРН 1135543004376) к ведущему судебному приставу-исполнителю специализированного отделения по Омской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Мкртчян Юлии Владимировне об оспаривании требования от 16.04.2024 N 98055/24/27419.
Другие лица, участвующие в деле: Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (125009, Московская область, город Москва, переулок Газетный, дом 7, строение, 1 ИНН 9703098444, ОГРН 1227700435270); Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, здание 3, помещение 1, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525); Министерство имущественных отношений Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5, ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Некрасова, дом 6, ИНН 5503259055, ОГРН 1225500009811).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Ляпустина Н.С.) в судебном заседании принял участие представитель казенного учреждения Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" - Логинчев С.А. по доверенности от 20.09.2024.
Суд установил:
казенное учреждение Омской области "Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю специализированного отделения по Омской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Мкртчян Юлии Владимировне (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании недействительным требования от 16.04.2024 N 98055/24/27419.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов, Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Решением от 13.05.2024 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 27.08.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судебному приставу-исполнителю следовало установить в требовании срок, указанный в технической документации на консервацию Омского метрополитена.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя учреждения, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа от 20.09.2022 серии ФС N 035971657, выданного Арбитражным судом Омской области по делу N А46-11828/2021, судебным приставом-исполнителем 03.10.2022 возбуждено исполнительное производство N 77487/22/55007-ИП об обязании, в том числе учреждения, обеспечить надлежащую консервацию объектов капитального строительства в соответствии с разработанной технической документацией на консервацию Омского метрополитена (шифр 1-МРТД-18; 2-МРТД-18 подготовленной обществом с ограниченной ответственностью "ПИ "МТ-Транспроект" по заказу КУ "Управление заказчика по строительству"), а именно: по объекту капитального строительства "Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции "Красный Путь" ("Библиотека им. А.С. Пушкина") до станции "Автовокзал" ("Соборная") с электродепо" выполнить консервацию Левобережного участка от станций "Заречная" до станции "Кристалл" (в том числе Венткамеры 169) и перегонных тоннелей; по объекту капитального строительства "Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции "Кировская" до станции "Маршала Жукова". Станция метрополитена "Туполевская"" выполнить консервацию станции "Рабочая" и перегонного тоннеля от станции "Рабочая" до станции "Туполевская" (в том числе Венткамеры), в том числе, в первоочередном порядке обеспечить принятие мер по ограничению беспрепятственного, несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию вышеназванных объектов незавершенного капитального строительства.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в адрес учреждения направлено требование от 16.04.2024 N 98055/24/27419 об исполнении требований исполнительного документа в срок до 20.05.2024.
Считая указанное требование судебного пристава-исполнителя не соответствующим нормам действующего законодательства, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у судебного пристава исполнителя правовых оснований для вынесения оспариваемого требования.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", статей 2, 4, 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 36 Закона об исполнительном производстве установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 данной статьи (часть 1); если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом (часть 2).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что техническая документация на консервацию Омского метрополитена утверждена 10.04.2018, однако в добровольном порядке консервация объектов капитального строительства не производилась; обязанность по осуществлению консервации объектов метрополитена в принудительном порядке возложена на учреждение вступившим в законную силу судебным актом по делу N А46-11828/2021; после возбуждения исполнительного производства учреждению неоднократно направлялись требования об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе (от 14.11.2022, от 15.12.2022, от 20.01.2023, от 01.03.2023, от 21.04.2023, от 02.06.2023, от 02.08.2023, от 09.10.2023, от 15.11.2023); вместе с тем до настоящего момента никаких мер по консервации объектов капитального строительства, в том числе ограничению беспрепятственного, несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию вышеназванных объектов незавершенного строительства, не принято.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сочли, что вынесение судебным приставом-исполнителем оспариваемого требования направлено на понуждение учреждения к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Довод учреждения о том, что судебный пристав-исполнитель обязан установить в требовании срок, указанный в технической документации на консервацию Омского метрополитена (38 месяцев для объекта "Первый пусковой участок..." и 307 дней для объекта "Первоочередной участок..."), основан на неверном толковании норм права и фактически направлен на получение законного способа продолжать неисполнение судебного акта.
Вопреки позиции подателя жалобы исполнение требования судебного пристава-исполнителя в установленный в нем срок, как минимум, предполагает начало выполнения работ, предусмотренных технической документацией.
Принимая во внимание, что действия судебного пристава-исполнителя соответствуют положениям статей 64, 105 Закона об исполнительном производстве, а учреждение не обосновало, каким образом оспариваемое требование нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2024 Арбитражного суда Омской области и постановление от 27.08.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7371/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требование учреждения о признании недействительным требования судебного пристава, указав на наличие правовых оснований для его вынесения. Суд установил, что учреждение не исполнило обязательства по консервации объектов метрополитена, и действия судебного пристава соответствуют законодательству. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, судебные акты первой и апелляционной инстанций - без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2024 г. N Ф04-5349/24 по делу N А46-7371/2024