г. Тюмень |
|
26 ноября 2024 г. |
Дело N А70-16493/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Игошиной Е.В.,
судей Крюковой Л.А.,
Сергеевой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Акопян Э.Л., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на решение от 18.03.2024 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бадрызлова М.М.) и постановление от 29.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Краецкая Е.Б., Воронов Т.А., Халявин Е.С.) по делу N А70-16493/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 75, корпус 1, офис 301, ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455) к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (627145, Тюменская область, город Заводоуковск, улица Братьев Перевозкиных, дом 29, ИНН 7215004640, ОГРН 1027201595805) о взыскании денежных средств.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции участвовал представитель федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" Антушева И.Н. по доверенности от 30.06.2022; в помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа - представитель общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" Белогузова Ю.В. по доверенности от 12.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за периоды с июня по декабрь 2021 года, с января по декабрь 2022 года в размере 8 771 руб. 92 коп., пени за просрочку оплаты за период с 12.08.2021 по 28.07.2023 в размере 1 519 руб. 89 коп., пени по день фактической оплаты долга.
Решением от 18.03.2024 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, обратилось с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы и в дополнении к ней заявитель приводит следующие доводы: судом ошибочно сделан вывод о нахождении контейнерной площадки для шести спорных квартир на территории режимного объекта; для одной контейнерной площадки не может быть выбрано два разных способа коммерческого учета (по нормативу и по количеству и объему контейнеров).
Определением от 15.10.2024 рассмотрение кассационной жалобы отложено, сторонам предложено представить дополнительные письменные объяснения.
В судебном заседании представитель общества поддержал правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе и приобщенном к материалам дела дополнении к жалобе.
В отзыве и дополнениях к отзыву, приобщенных судом округа к материалам дела, ответчик просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку положения главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не допускают приобщение к материалам дела и исследование судом кассационной инстанции дополнительных доказательств, которые не являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, представленные заявителем кассационной жалобы и ответчиком документы не приняты судом кассационной инстанции. В связи с представлением в электронном виде данные документы не подлежат возвращению на бумажном носителе.
Представители сторон в судебном заседании поддержали правовые позиции.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа полагает, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018, заключенным с департаментом недропользования и экологии Тюменской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области, за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Потенциальные потребители извещены о необходимости заключения договора на обращение с ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступа на официальном сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://teo.ecotko.ru/.
Истцом в адрес учреждения направлен договор N ТО02КО0302001002 со сроком действия с 16.06.2021 по 31.12.2022, который последним не подписан.
В приложении N 1 к указанному договору определены: объекты образования ТКО - квартиры N 1, 2, 3, 4, 5 и 6, расположенные по адресу: Тюменская область, город Заводоуковск, улица Братьев Перевозкиных, дом 29А; способ расчета объема - по нормативу; единица расчета - проживающие; место (площадка) накопления ТКО - контейнерная площадка по адресу: Тюменская область, город Заводоуковск, улица Братьев Перевозкиных, дом 29А; тип контейнерной площадки - общедоступная.
Истец указал, что в заявленный период в отношении шести спорных квартир, принадлежащих ответчику, оказаны услуги по обращению с ТКО на сумму 8 771 руб. 92 коп., которые последним не оплачены.
Поскольку учреждение в добровольном порядке не исполнило претензионные требования регионального оператора, общество обратилось в суд с рассматриваемым исковым требованием.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, руководствовался статьями 307, 309, 329, 330, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 13.3, 13.4, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 4, 8(4), 8(5) - 8(18), 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пунктом 5 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130), пунктом 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), пунктами 60, 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), исходил из отсутствия спорных объектов (жилых помещений) как источников образования ТКО в территориальной схеме обращения с отходами, недоказанности региональным оператором факта оказания услуг по обращению с ТКО ответчику с близлежащей общедоступной контейнерной площадки, констатировав, что все отходы, образованные в результате деятельности принадлежащих ответчику объектов (нежилых и спорных жилых) принимались истцом в рамках ранее заключенных сторонами договоров от 10.03.2021 N ТО02КО0302000733, от 20.06.2022 N ТО02КО0302000826 с контейнерной площадки, размещенной на территории учреждения по единому объекту "режимная зона", оплачивались последним.
Суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения такого договора урегулирован положениями Правил N 1156, пункты 8(4), 8(6) которых предполагают необходимость подачи потребителем заявки на заключение договора, содержащей в тем числе сведения о наименовании и месте нахождения объектов образования ТКО.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, место накопления ТКО является одним из существенных условий договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
По пункту 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в том числе:
- данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
- данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1130 раздел "Места накопления отходов" территориальной схемы обращения с отходами содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункту 15 Правил N 1039 реестр мест накопления ТКО включает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о собственниках таких площадок и источниках образования ТКО.
Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказывать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при совокупной и полной оценке которых он руководствуется правилами об относимости и допустимости.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав условия заключенных договоров от 10.03.2021 N ТО02КО0302000733, от 20.06.2022 N ТО02КО0302000826, по которым объект образования ТКО поименован как "режимная зона", включает в себя совокупность не конкретизированных помещений, представляет собой огражденную закрытую территорию с оборудованной контейнерной площадкой и установленными на ней двумя контейнерами, констатировав обстоятельства реализации учреждением права на организацию коммерческого учета передаваемых ТКО исходя из объема контейнеров, согласованных сторонами к приему отходов, исполнения в спорный период заключенных договоров на соответствующих условиях, установив, что спорные объекты ТКО (жилые помещения), приведенные в типовом договоре, входят в названный объект ("режимная зона"), отсутствие доказательств складирования ТКО в иных местах, исследовав содержание утвержденной территориальной схемы, не содержащей сведений о спорных объектах, предназначенных для них мест накопления (площадок), отсутствия доказательств фактического оказания услуг в большем объеме, суды обоснованно признали оказание услуг в объеме, определенном в подписанных договорах, недоказанными обстоятельства оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в объемах, указываемых в иске.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Поддерживая сделанные судами выводы, кассационная коллегия отмечает, что в условиях длительного исполнения сторонами условий подписанных договоров, очевидной осведомленности регионального оператора, являющегося профессиональным участником отношений по обращению ТКО, о содержании территориальной схемы, вменение потребителю иных объемов образования отходов должно быть подтверждено ясными и убедительными доказательствами, в том числе разумно объясняющими причины предшествовавшего поведения сторон договоров, недостоверности и затруднительности проверки представленной им информации.
При этом судами исследовано содержание территориальной схемы, предоставлена региональному оператору возможность реализовать возложенное на него бремя доказывания, которая последним не осуществлена.
Доводы заявителя кассационной жалобы о доказанности обстоятельств оказания услуг исходя из не предусмотренных договором объемов с использованием указанной им площадки (места накопления), сопряжены с обращением к суду округа с требованием об иной оценке доказательств и установлении обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций. Между тем, как указано в Определении от 17.02.2015 N 274-О Конституционного Суда Российской Федерации, положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустили нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.03.2024 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.05.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-16493/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Игошина |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав на отсутствие доказательств оказания услуг в заявленном объеме и несоответствие спорных объектов территориальной схеме обращения с отходами. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба не удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2024 г. N Ф04-4071/24 по делу N А70-16493/2023