Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 12 июля 2005 г. N 507-ПП
Концепция
закона города Москвы
"О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях"
Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Москве является автотранспорт. Численность автомобильного парка составляет около 2,6 млн. автотранспортных средств. С учетом иногороднего автотранспорта на улицах города в часы "пик" единовременно находится в движении свыше 600 тысяч автотранспортных средств.
Ежегодно объем валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта составляет почти 900 тысяч тонн, то есть более 80% от суммарных выбросов в атмосферный воздух от всех источников.
По данным регулярных измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проводимых с помощью передвижной лаборатории на автотрассах города, а также по данным стационарных автоматических постов, расположенных вблизи автотрасс:
- на автотрассах города наблюдается регулярное превышение установленных допустимых норм содержания загрязняющих веществ в воздухе от 2 и более раз в зависимости от вещества;
- на территории, прилегающей к автотрассам, наблюдается загрязнение воздуха веществами, содержащимися в выхлопах автотранспортных средств: среднегодовые концентрации превышают нормы в 1,2-1,5 раза, частота превышений допустимых среднесуточных значений доходит до 70-80%. Этим объясняется высокий уровень воздействия дорожного движения на состояние окружающей среды, в особенности в случаях заторов на дорогах, когда уровень шума и выбросов является наиболее высоким.
Рост автомобильного парка в столице (за последние 5 лет численность автотранспорта в городе Москве возросла на 22%) определяет необходимость минимизации вреда окружающей среде города от автомобилей.
Как показывает зарубежный опыт, одним из наиболее эффективных путей создания экологически устойчивых городских транспортных систем является внедрение мер, направленных на ограничение использования автомобильного транспорта при одновременном адекватном развитии системы общественного пассажирского транспорта, создании оптимальных логистических систем и т.д. Так, решая проблему заторов на дорогах, в целях снижения общего пробега и выбросов от автотранспорта в Лондоне введены зоны платного въезда. Согласно Закону Франции о качестве воздуха и рациональном использовании энергии (1996 г.) ограничивается движение частных автомобилей по городу, когда загрязнение воздуха достигает критического порога, с исключениями для автомобилей, отмеченных зеленой карточкой, как отвечающих определенным экологическим стандартам. Первая зона ограниченного движения введена в историческом центре Милана в 1984 г. и действовала в утренние часы рабочих дней. В последующие годы подобные меры были приняты и в других четырех крупных городах Италии (Турин, Падуя, Болонья и Флоренция). Зоны варьировались по времени действия и по площади (от 6 га в Падуе до 400 га в Болонье). В настоящее время политика этих городов в отношении ограничения движения легковых автомобилей различается: в Милане и Турине зоны ограниченного движения были упразднены и заменены введением повышенной платы за парковку. В Швеции "экологические зоны", предусматривающие ограничения на въезд автомобилей, не отвечающих соответствующему уровню экологической классификации, были впервые введены в 1996 г. в крупнейших городах - Стокгольме, Гетеборге и Мальмо.
Аналогичные меры по ограничению движения легковых автомобилей в городах предусмотрены законодательством других европейских государств.
Настоящая Концепция разработана в целях создания правовых основ для реализации экологических требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспортных средств путем введения ограничений на въезд автотранспорта на отдельные городские территории, характеризующиеся сверхнормативной антропогенной нагрузкой на окружающую среду.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду впервые введены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В соответствии с законом указанные нормативы устанавливаются как величина допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и акваторий в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения биологического разнообразия.
I. Современная ситуация в сфере правого регулирования снижения негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды
Концепция закона разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" и Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимость разработки Концепции закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях" обусловлена следующими причинами.
Федеральное законодательство (Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха", "Об охране окружающей среды") устанавливает общие принципы правового регулирования общественных отношений в области снижения негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения в городах. В нем не определены конкретные правовые механизмы, позволяющие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления реализовать свои права в виде конкретных действий (в частности, введение ограничений на движение автотранспорта).
В федеральном законодательстве отсутствуют правовые акты, регламентирующие вопросы управления передвижением автотранспортных средств в целях снижения выбросов в атмосферный воздух.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. В случае урегулирования вопросов управления передвижением автотранспортных средств в целях снижения выбросов в атмосферный воздух на федеральном уровне законодательство города Москвы в данной области будет приведено в соответствие с федеральным законодательством.
Правительством Москвы приняты решения по упорядочению парковок автотранспорта (распоряжение Мэра Москвы от 18 января 2000 г. N 7-РМ "О дополнительных мерах по упорядочению парковки автотранспорта в г. Москве"; постановление Правительства Москвы от 29 августа 2000 г. N 698 "О Концепции организационно-правового регулирования системы временного размещения автотранспортных средств на территории города Москвы"; постановление Правительства Москвы от 23 июля 2002 г. N 570-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 09.12.97 N 864 "О мерах по развитию системы муниципальных платных парковок в городе Москве" и от 11.03.97 N 188 "О совершенствовании системы муниципальных платных парковок в городе Москве"; постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 г. N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы"), изменен режим движения грузового автотранспорта (постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП "Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети").
О создании, обустройстве, обслуживании и использовании городских платных парковок в г. Москве см. постановление Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. N 854-ПП
Вместе с тем по-прежнему отсутствуют законодательные акты города Москвы, устанавливающие механизмы комплексного правового регулирования в области снижения негативного воздействия автотранспортных средств на состояние окружающей среды.
Существуют две принципиальные формы ограничения доступа определенных автомобилей в определенные зоны: 1) схема, основанная на разрешениях, которые позволяют доступ только указанным в них пользователям, и 2) схема, основанная на учете номерных знаков, которая разрешает водителям с определенными номерными знаками использовать свои автомобили в определенные дни. При этом может быть определен перечень автомобилей, которые будут исключены из этих схем (например, автомобили скорой помощи, мопеды и мотороллеры, автотранспортные средства, имеющие "экологический знак", пожарные машины и т.п.). Осуществление этих мер будет способствовать решению задач повышения эффективности транспортной системы города, улучшению качества окружающей среды, повышению уровня экологической безопасности территорий г. Москвы, обеспечению устойчивого развития городской транспортной системы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, изложенное выше свидетельствует о возможности и необходимости разработки закона города Москвы, регулирующего вопросы ограничения использования на отдельных городских территориях автотранспортных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам.
II. Цели проекта закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях"
Основной целью проекта закона является снижение экологической нагрузки, связанной с движением автотранспорта, на городскую территорию.
Другими целями, реализуемыми в рамках законопроекта, являются:
- снижение объемов движения автотранспорта в зонах с вводимыми ограничениями на 10-30%;
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в этих зонах на 20-40% (по различным веществам);
- сокращение заторов на дорогах и увеличение средней скорости движения автотранспортных средств на 20-30%;
- снижение загрузки улично-дорожной сети на отдельных городских территориях и создание вследствие этого более благоприятных условий для движения в их пределах общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения, а также повышение эффективности и качества транспортного обслуживания объектов городской инфраструктуры, расположенных на этих территориях.
В законе предполагается определить основания и порядок установления территорий, испытывающих сверхнормативную антропогенную нагрузку на окружающую среду, виды регулирования допустимого совокупного воздействия всех источников, включая возможные ограничения на въезд автотранспортных средств на такие городские территории, а также автотранспортные средства, на которые будут распространяться указанные ограничения.
III. Структура проекта закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях"
Преамбула
В преамбуле будут определены цели и задачи законопроекта, а также круг регулируемых им отношений.
Глава 1. Общие положения
В главе будут определены основные понятия, используемые в законе, общие принципы обеспечения экологической устойчивости городской транспортной системы, роль мероприятий по ограничению использования автотранспорта.
Глава 2. Городские территории, характеризующиеся сверхнормативной техногенной нагрузкой на окружающую среду, связанной с движением автотранспорта
В главе будут предусмотрены положения, устанавливающие:
- критерии выделения таких городских территорий (в частности: отдельные территории центра Москвы, некоторые территории вдоль трасс с интенсивным автомобильным движением и др.);
- полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления города Москвы в части установления границ таких территорий и их пересмотра;
- порядок установления таких городских территорий и пересмотра их границ.
Глава 3. Введение ограничений на въезд автотранспортных средств на отдельные городские территории, характеризующиеся сверхнормативной техногенной нагрузкой на окружающую среду и здоровье населения, связанной с движением автотранспорта
В главе будут установлены:
- виды вводимых ограничений (данные ограничения будут вводиться в целях снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду по данным экологического мониторинга), в частности: запрет на въезд автотранспортных средств на определенную территорию вообще, ограничение на въезд на отдельную территорию в определенное время суток и др.;
- принципы введения ограничений;
- полномочия органов государственной власти города Москвы в области введения ограничений;
- категории автотранспортных средств, на которые распространяются различные виды вводимых ограничений в соответствии с экологическими характеристиками данных средств;
- категории автотранспортных средств, допускаемых на установленные городские территории по специальным разрешениям, в частности: автотранспортные средства аварийных, пожарной служб, службы скорой помощи и др.;
- осуществление государственного контроля за соблюдением установленных ограничений.
В главе будет закреплено, что виды вводимых ограничений и городские территории, характеризующиеся сверхнормативной техногенной нагрузкой на окружающую среду, определяются правовым актом Правительства Москвы.
Конкретные ограничения с указанием городской территории и времени ограничения будут вводиться правовым актом Правительства Москвы.
В целях информирования жителей города Москвы о видах вводимых ограничений и городских территориях, на которых будут введены эти ограничения, в главе будет определен соответствующий порядок информирования. Одним из способов информирования населения является размещение информационных щитов в местах предполагаемого введения ограничения. В главе будет закреплено, что порядок установления информационных щитов и состав размещаемой информации определяются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Кроме того, в качестве средств информирования предусматриваются городские средства массовой информации, официальные сайты органов государственной власти города Москвы, на которых будет организована разъяснительная работа по предполагаемым видам введения ограничений и городским территориям, характеризующимся сверхнормативной техногенной нагрузкой на окружающую среду.
Глава 4. Введение ограничений на стоянку автотранспортных средств на городских территориях, характеризующихся сверхнормативной техногенной нагрузкой на окружающую среду, связанной с движением автотранспорта
Глава включает статьи, устанавливающие:
- меры правового регулирования размещения автотранспортных средств на городских территориях, установленных органами государственной власти города Москвы. Данный механизм будет базироваться на нормах Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования отношений по аренде земельных участков с учетом практики действия постановлений Правительства Москвы о парковках;
- полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области регулирования стоянки автотранспортных средств на установленных Правительством Москвы городских территориях, характеризующихся сверхнормативной техногенной нагрузкой;
- права и обязанности предприятий и организаций, осуществляющих работы по временному хранению/стоянке автотранспортных средств на этих городских территориях;
- права и обязанности владельцев автотранспортных средств, размещающих их на временное хранение на установленных Правительством Москвы городских территориях, характеризующихся сверхнормативной техногенной нагрузкой на окружающую среду;
- осуществление государственного контроля за соблюдением установленных ограничений.
Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства в области регулирования передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях
За нарушение требований законодательства в области регулирования передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях к виновным гражданам и юридическим лицам могут быть применены меры административной ответственности в порядке, установленном законодательством.
В главе будут предусмотрены виды правонарушений в области регулирования передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях, за которые в административном порядке взимаются штрафы (нарушение порядка въезда и режима проезда на установленных территориях, нарушение правил стоянки на этих территориях и некоторые другие нарушения), размеры этих штрафов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, органы и должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении указанных правонарушений и назначать установленные наказания.
Глава 6. Заключительные положения
В данную главу будут включены положения о вступлении закона в силу, о приведении в соответствие с ним действующих нормативных правовых актов города Москвы.
IV. Общие выводы
Разработка и принятие закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях" имеют важное значение для формирования эффективного правового механизма обеспечения экологической устойчивости городских транспортных систем. В условиях наличия пробелов в федеральном законодательстве в части регулирования предотвращения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом в крупных городах закон позволит:
- до принятия соответствующих федеральных законов создать правовую основу для снижения негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды отдельных городских территорий;
- обеспечить реализацию конституционных прав жителей города на благоприятную окружающую среду.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 12 июля 2005 г. N 507-ПП "О Концепции закона города Москвы "О регулировании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.