Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2007 г. N 79-ПП настоящее приложение дополнено разделом 11 "Приоритетные направления развития образования"
Раздел 11. Приоритетные направления развития образования
Приоритетный национальный проект "Образование" призван решать вопросы создания механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования, адекватно меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Выполняя постановление Правительства Москвы от 02.05.2006. N 292-ПП "О реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве", проведены конкурсы "Лучший учитель" и "Лучшее образовательное учреждение". Победителями конкурсов стали 118 лучших образовательных учреждений и 394 педагогических работника.
Вопросы повышения образовательного и культурного уровня молодежи постоянно находятся в центре внимания Правительства Москвы. Для повышения грамотности обучающихся, навыков приобщения к культурным ценностям и информационным ресурсам необходимо проведение мероприятий по пропаганде чтения в городе Москве.
Департаментом образования города Москвы начата работа по формированию информационного банка данных инновационных образовательных программ государственных образовательных учреждений, в которых создана целостная модель по реализации педагогических систем на базе современных педагогических технологий.
Складывается система работы по освещению реализации приоритетного национального проекта "Образование" в средствах массовой информации и на сайте Департамент образования города Москвы.
"Точкой роста" нового качества и новой методологии образования является модель новой московской школы "Школа будущего".
На конкурсной основе в 2006 году определены 15 общеобразовательных учреждений, на базе которых отрабатываются различные направления деятельности, определяющие специфику "Школы будущего". В каждом административном округе планируется открыть общеобразовательное учреждение с отдельными направлениями работы "Школы будущего".
"Школа будущего" предполагает также обновление содержания образования в области русского и иностранного языков. Усиление внимания к изучению иностранных языков продиктовано требованиями образования мирового уровня, необходимыми для конвертируемости диплома на уровне США, Японии, развитых стран Западной Европы.
В целях поддержки талантливой молодежи учреждено 140 федеральных и 75 региональных Грантов победителям международных, федеральных и региональных олимпиад. Департаментом образования города Москвы проведена работа по подготовке пакета документов по присуждению им премий (75 чел. - по 30 тыс. руб.).
Правительством Москвы принято решение о создании на ВВЦ "Города образования, науки, инноваций, технологий и промышленности", а в Царицыно - Центра научного познания "Интеллект".
Качество образования напрямую связано с эффективной управленческой деятельностью образовательных учреждений. Это - определение целей с учетом интересов всех участников образовательного процесса, перспектив развития образовательного учреждения, сформулированных в программе развития, наличие высокого уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива, эффективное использование мотивационных, здоровьесберегающих, научно-методических, материально-технических и информационных ресурсов, а также использование возможностей психолого-педагогического сопровождения и эффективно функционирующей системы оценки качества образования. Развитие региональной системы оценки качества образования связано непосредственно с единым государственным экзаменом (далее - ЕГЭ). В Москве третий год на добровольной основе будет проводиться ЕГЭ в 11-х классах. Впервые в 2007 году выпускники 9-х классов будут проходить внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую независимыми комиссиями.
Совершенствование качества и эффективности образования требует внедрения современных образовательных технологий, одной из которых является информатизация образовательных учреждений.
В новом 2006-2007 учебном году в экспериментальном режиме будет отрабатываться модель "Школы информатизации" в каждом административном округе.
Школа является "Школой информатизации", если она располагает системой компьютерной поддержки образовательного процесса.
На сегодня более 98 процентов общеобразовательных учреждений и 77 процентов учреждений профессионального образования подключены к Интернет, причем практически все имеют высокоскоростное подключение.
В 2006-2007 учебном году в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" планируется подключить к Интернету 165 учреждений: школы-интернаты, коррекционные учреждения, вечерние школы, начальные школы-детские сады, центры психолого-медико-социального сопровождения.
Инновационные процессы, которые развиваются в школах столицы, востребованы обществом. Ориентация на обучение, воспитание и развитие различных контингентов детей, проживающих в Москве, является приоритетной для нашего региона и определяет особенность и своеобразие столичной системы образования. И это - результат инновационных стратегий развития московского образования.
В 2006-2007 учебном году продолжится экспериментальная работа по опытной эксплуатации проекта "Карта учащегося", реализуемого в рамках проекта "Социальная карта москвича", в том числе по организации расчетов за школьное питание (в целях выполнения постановления Правительства Москвы от 29 августа 2006 г. N 647-ПП "О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007- 2009 гг." планируется охватить 40 школ города). Расширенный эксперимент по внедрению "Карты учащегося" будет проводиться в общеобразовательных учреждениях Зеленоградского административного округа. Внедрение "Карты учащегося" усилит адресную помощь детям из малообеспеченных семей, будет способствовать увеличению числа питающихся, что позволит сохранить и укрепить здоровье детей, а также осуществлять контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающихся и осуществлять оплату транспорта.
С 1 января 2006 года осуществлен переход общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование. С 1 января 2007 года планируется переход на нормативное финансирование учреждений среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждений и подготовка предложений о поэтапном плановом переходе на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет образовательных учреждений.
Нововведением Федерального Закона "Об образовании" является участие общественности в управлении образовательным процессом. Развиваются общественно-государственные формы управления.
2007 год объявлен Мэром Москвы Ю.М. Лужковым Годом ребенка. Все внимание и забота будут отданы юным москвичам. Каждое образовательное учреждение примет активное участие в реализации Комплексной программы дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год, а также Комплексной целевой среднесрочной программы "Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007- 2009 гг.".
Финансирование дополнительных мероприятий городской целевой программы развития образования "Столичное образование-4" на 2005 - 2007 гг. (раздел 11) будет осуществляться в пределах бюджетных средств 2007 года, выделенных на реализацию Программы в целом.
Для реализации приоритетных направлений развития образования необходимо решение следующих задач:
- организация работы по конкурсному отбору лучших образовательных учреждений, создавших целостную модель реализации педагогических систем на базе совершенных образовательных технологий;
- выявление лидеров в образовании путем открытых и прозрачных конкурсных процедур с широким участием конкурсных институтов;
- создание банка инновационных образовательных программ, государственных образовательных учреждений и учителей, участвовавших в конкурсах "Лучший учитель" и "Лучшее образовательное учреждение", внедряющих инновационные образовательные программы;
- целенаправленная поддержка лидеров инновационных общеобразовательных школ и лучших учителей;
- отработка модели современной московской школы "Школа будущего";
- расширение возможностей выбора изучаемых иностранных языков, в том числе японского языка и создание условий, способствующих продвижению России на мировые рынки высоких технологий;
- поддержка и пропаганда чтения;
- освещение хода реализации приоритетного национального проекта "Образование" в средствах массовой информации и на сайте Департамента образования города Москвы;
- изучение опыта работы учреждений, сформировавших среду, благоприятную для развития одаренных детей;
- поддержка проекта "Город науки, образования, инноваций, технологий и промышленности на ВВЦ";
- продолжение реализации проекта по созданию Научно-образовательного центра "Интеллект";
- привлечение молодежи к участию в региональных, федеральных и международных творческих конкурсах, олимпиадах и научных конференциях;
- отработка перспективных направлений создания и внедрения многоцелевой системы на базе "Карта учащегося" для создания единой информационной среды школы;
- проведение расширенного эксперимента в общеобразовательных учреждениях Зеленоградского административного округа по внедрению "Карты учащегося";
- открытие в каждом административном округе "Школы информатизации";
- разработка образовательных проектов информатизации всех уровней;
- развитие системы обучения больных детей и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;
- обеспечение образовательных учреждений высокоскоростным Интернетом;
- переход на нормативное подушевое финансирование системы учреждений среднего профессионального образования и дошкольных образовательных учреждений;
- организация работы по введению отраслевой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- обеспечение открытости образования как государственно-общественной системы;
- совершенствование механизма аттестации педагогических кадров и государственной аккредитации образовательных учреждений, содействующих повышению открытости образовательной системы, с участием общественно-профессиональных сообществ.
Приоритетные направления развития образования
N п/п | Мероприятия программы | Этапы и сроки выпол- нения |
Сведения об объемах, источниках, формах и механизмах привлечения финансовых, трудовых и материальных ресурсов для реализации программы |
||
Объем финансиро- вания (тыс. руб.) |
Источники финансирования |
Исполнители | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Реализация приоритетного национального проекта "Образование" | |||||
1.1. | Провести конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
2007 | - | Целевое финансирование из бюджета РФ |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО |
1.2. | Провести конкурс учителей общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
2007 | - | Целевое финансирование из бюджета РФ |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО |
1.3. | Организовать изучение и обобщение опыта работы победителей конкурсов "Лучший учитель" и "Лучшее образовательное учреждение". Отработать систему постояннодействующих мастер-классов "Класс лучшего учителя" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО |
1.4. | Сформировать информационный банк инновационных образовательных программ образовательных учреждений - победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО |
1.5. | Сформировать информационный банк наиболее эффективных моделей, технологий, методик, авторских программ лучших учителей школ Москвы |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
1.6. | Организовать научно-методическую поддержку образовательных учреждений в городе Москве для участия в приоритетном национальном проекте "Образование" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
1.7. | Разработать механизм функционирования новых форм дошкольного образования |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
1.8. | Освещать ход реализации приоритетного национального проекта "Образование" в средствах массовой информации и на сайте Департамента образования города Москвы |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
1.9. | Провести конференцию лучших учителей - победителей конкурса "Современные технологии обучения" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
1.10. | Включить в систему повышения квалификации и подготовки педагогических кадров опыт работы учителей - победителей конкурса |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
1.11. | Разработать План мероприятий по бесплатному пополнению домашней библиотеки детям-инвалидам книгами серии "Школьная библиотека" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
1.12. | Провести конкурсы: - "Лучшая школьная библиотека"; - "Как хорошо уметь читать..." (начальная школа); - "Лучший читатель книг "ЛУЧИК" (основная школа); - "С книгой по жизни" (средняя школа); - "Семейная полка. Самая читающая семья"; - "Литературное творчество юных москвичей" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО, ГОМЦ "Школьная книга" |
1.13. | Разработать проект "Библиотека школы будущего" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО, ГОМЦ "Школьная книга" |
1.14. | Провести творческий конкурс чтецов произведений писателей и поэтов IXX - XX вв. среди школьников Москвы |
Сен- тябрь 2007 |
- | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, ГОМЦ "Школьная книга" |
1.15. | Провести "Литературный фестиваль" | Сен- тябрь 2007 |
- | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, ГОМЦ "Школьная книга" |
1.16. | Открыть в МИОО факультет для получения библиотекарями образовательных учреждений высшего образования |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
1.17. | Создать при школьных библиотеках: - "Клуб любителей чтения"; - "Клуб семейного чтения"; - "Литературные гостиные" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
2. "Школа будущего" | |||||
2.1. | Разработать концепцию модели образовательного учреждения "Школа будущего" и определить принципы построения практики образования нового поколения с учетом результатов экспериментальной и инновационной деятельности |
2006 - 2007 |
- | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, |
2.2. | В каждом административном округе открыть общеобразовательные учреждения с отдельными направлениями работы "Школы будущего" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, префектуры административ- ных округов города Москвы |
2.3. | Провести ярмарку педагогических инноваций "Школа будущего", "Детский сад будущего" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
2.4. | Продолжить работу по созданию на ВВЦ "Города образования, науки, инноваций" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
2.5. | Разработать концепцию экспозиции комплекса "Музей Технорама" в Научно-образовательном центре "Интеллект" |
2006 - 2007 |
- | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
2.6. | Открыть Институт иностранных языков как структурное подразделение государственного образовательного учреждения Московский городской педагогический университет |
2006 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МГПУ |
2.7. | Организовать в Институте иностранных языков Московского городского педагогического университета подготовку специалистов по японскому и второму иностранному языкам в рамках специальности 031201 "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МГПУ |
2.8. | Установить в Московском базисном учебном плане объем учебного времени на изучение иностранного языка в классах всех параллелей по 3 часа в неделю |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
2.9. | Открыть в каждом административном округе государственное образовательное учреждение, класс, группу по изучению японского языка, реализующее общеобразовательные программы |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
2.10. | Подготовить технологическое задание для разработки проектных решений средних общеобразовательных учреждений "Школа здоровья" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
3. Государственная поддержка талантливой молодежи | |||||
3.1. | Разработать общегородские принципы отбора и поддержки талантливой молодежи и пакет нормативно-методических документов, регламентирующих этот процесс |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО |
3.2. | Сформировать банк данных учреждений, в которых обучается талантливая молодежь |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
3.3. | Разработать рекомендации по формированию образовательной среды, благоприятной для развития и самореализации одаренных детей |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО, МГППУ, МГПУ |
3.4. | Организовать работу по выдвижению кандидатов на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Москве |
2006 - 2007 |
- | Целевое финансирование из бюджета РФ |
Департамент образования города Москвы, МИОО, МЦКО |
3.5. | Изучить практику работы учреждений, сформировавших среду, благоприятную для развития одаренных детей |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
3.6. | Провести форум "Талантливое будущее России" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
3.7. | Провести Московскую городскую олимпиаду по математике и информатике среди обучающихся с ограниченными физическими возможностями |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
3.8. | Организовать городские и окружные выставки научно-технического творчества детей и молодежи "Самые находчивые" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
3.9. | Провести интеллектуальный марафон среди воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Интеллект - Надежда" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы |
3.10. | Провести Фестиваль увлекательной науки и "Ярмарку идей" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
3.11. | Организовать и провести межвузовскую студенческую олимпиаду по русскому языку и литературе |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МГПУ |
3.12. | Организовать и провести открытый конкурс студенческих научных работ МГПИ с участием педагогических колледжей города Москвы |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МГПИ |
4. Информатизация образования | |||||
4.1. | Продолжить работу по формированию единой информационной среды в образовательных учреждениях, в том числе по созданию схемы бюджетного финансирования, цифровых образовательных ресурсов, локальных сетей, оснащения цифровым учебным оборудованием и информационной средой поддержки образовательного процесса. Разработать городскую программу "Школа информатизации" с отработкой в экспериментальном режиме в каждом административном округе модели "Школа информатизации" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент образования города Москвы |
4.2. | Провести конкурс видеоработ "Мое открытие мира" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
4.3. | Организовать выставки компьютерного творчества детей и подростков |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
4.4. | Развивать систему обучения больных детей и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
4.5. | Обеспечить образовательные учреждения высокоскоростным Интернетом |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
4.6. | Отработать перспективные направления создания и внедрения многоцелевой системы на базе "Карта учащегося" для создания единой информационной среды школы, продолжить экспериментальную работу по опытной эксплуатации проекта "Карта учащегося", реализуемого в рамках проекта "Социальная карта москвича", в том числе по организации расчетов за школьное питание |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, Департамент потребительско- го рынка и услуг города Москвы |
4.7. | Провести расширенный эксперимент в общеобразовательных учреждениях Зеленоградского административного округа по внедрению "Карты учащегося" |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, Управление информатизации города Москвы, префектура Зеленоградского административ- ного округа |
5. Участие в региональном комплексном проекте модернизации субъектов Российской Федерации | |||||
5.1. | Подготовить переход системы образования (дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования) на нормативное подушевое финансирование и предложения о поэтапном плановом переходе на самостоятельную финансовую деятельность |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
5.2. | Провести работу по введению отраслевой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы |
5.3. | Выстроить целостную систему государственно-общественного управления инновационным развитием образования |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
5.4. | Обеспечить работу гражданских институтов в управлении образовательными учреждениями |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
5.5. | Разработать проект распорядительного документа Правительства Москвы о создании Общественной палаты по образованию города Москвы, независимой от Департамента образования города Москвы |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
5.6. | Отработать региональную систему оценки качества образования |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
5.7. | Провести независимую итоговую аттестацию выпускников 9-х классов |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
5.8. | Разработать рекомендации по введению новых форм оценивания и аттестации обучающихся |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы, МИОО |
5.9. | Разработать нормативные правовые и инструктивные документы по обеспечению организации и проведения единого государственного экзамена |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
5.10. | Разработать основные стратегические направления развития и модернизации профессионального образования на 2008- 2010 гг. |
2007 | - | Текущее бюджетное финансирование |
Департамент образования города Москвы |
Ожидаемые результаты:
- создание условий, способствующих формированию инновационного образовательного пространства столицы и поддержке модернизации;
- создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования, адекватно меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
- создание банка инновационных образовательных программ, государственных образовательных учреждений и учителей, участвовавших в конкурсах "Лучший учитель" и "Лучшее образовательное учреждение", внедряющих инновационные образовательные программы;
- создание условий для воспитания, становления и развития личности обучающихся, их социализации в обществе, для успешного развития склонностей, интересов и способностей личности к социальному самоопределению;
- повышение грамотности обучающихся, навыков приобщения к культурным ценностям и информационным ресурсам;
- обобщение и внедрение опыта работы учреждений, сформировавших среду, благоприятную для развития одаренных детей;
- участие общественности в управлении образовательными учреждениями, в том числе путем создания управляющих или попечительских советов с привлечением в них представителей образовательного учреждения (педагогов и обучающихся), родителей, учредителей, общественности;
- поддержка проекта "Город науки, образования, инноваций, технологий и промышленности на ВВЦ";
- осуществление перехода на нормативное подушевое финансирование системы среднего профессионального образования и дошкольных образовательных учреждений;
- введение отраслевой системы оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- создание условий для внедрения современных образовательных технологий и реализация моделей исследовательской, активной педагогики;
- отработка модели современной московской школы нового поколения - "Школа будущего";
- повышение качества обучения иностранному языку в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, в том числе японского языка.
- отработка модели "Школа информатизации" в каждом административном округе;
- продолжение работы по формированию единой информационной среды в образовательных учреждениях;
- обеспечение образовательных учреждений высокоскоростным Интернетом;
- внедрение "Карты учащегося" в общеобразовательных учреждениях Зеленоградского административного округа.
Расшифровка аббревиатур
МИОО - Московский институт открытого образования
МЦКО - Московский центр качества образования
ГОМЦ "Школьная книга" - Городской организационно-методический центр
"Школьная книга"
МГППУ - Московский городской психолого-педагогический
университет
МГПУ - Московский городской педагогический университет
МГПИ - Московский гуманитарный педагогический институт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.