См. также Пособие к МГСН 4.18-99 "Предприятия бытового обслуживания населения. Выпуск 2. Объемно-планировочные и инженерные решения", утвержденное указанием Москомархитектуры от 16 июля 2003 г. N 27
1. Введение
1. Настоящее Пособие разработано в развитие МГСН 4.18-99 "Предприятия бытового обслуживания населения" и распространяется на проектирование новых и реконструируемых массовых типов предприятий бытового обслуживания населения, в первую очередь, расположенных в жилой застройке и обеспечивающих проживающее население социально значимыми объектами.
Пособие состоит из следующих выпусков:
Выпуск 1 "Основные положения и общие требования"
Выпуск 2 "Объемно-планировочные решения".
2. Настоящее пособие разработано в помощь проектировщикам-архитекторам, технологам, инженерам - с целью создания современных прогрессивных типов зданий и помещений предприятий бытового обслуживания населения, обеспеченных новейшими технологическими решениями и оборудованием.
3. В пособии приводятся примеры построенных за последний период зданий этого типа и проектные предложения, разработанные по современным нормативам в соответствии с МГСН 4.18-99, в том числе для предприятий, встраиваемых в первые этажи типовых жилых домов.
2. Основные положения
2.1. Организация сети предприятий бытового обслуживания населения
2.1.1. Предприятия бытового обслуживания следует проектировать как элемент взаимосвязанной системы торгово-бытового обслуживания и размещать в городской застройке в соответствии с градостроительным уровнем обслуживания:
- предприятия городского значения "эпизодического" обслуживания целесообразно размещать на крупных магистралях и площадях: вблизи остановок городского транспорта, станций метрополитена, вокзалов и в других местах оживленного движения населения;
- предприятия повседневного, приближенного и периодического обслуживания рекомендуется размещать на территории микрорайонов (кварталов), жилых групп, а также жилых участков (в центральном ядре города), главным образом вдоль магистралей и жилых улиц, преимущественно у остановок общественного транспорта.
2.1.2. Основным принципом организации системы бытового обслуживания является обеспечение проживающего населения услугами повседневной необходимости, в пределах пешеходной доступности (500 м).
Изменение в социальной жизни страны и переход на рыночные отношения вносит серьезные коррективы в номенклатуру предприятий бытового обслуживания населения. Особенно это касается предприятий повседневной необходимости которые должны иметь небольшие площади (вместимости) и стать объектами для мелкого и среднего бизнеса.
2.1.3. Расчет минимальной обеспеченности предприятиями бытового обслуживания приводится для сети жилого района (повседневное, приближенное и периодическое обслуживание), см. приложение 1. На основе обязательного перечня расчетных показателей минимальной обеспеченности социально значимыми объектами повседневного, периодического и приближенного обслуживания, приведенного в МГСН 1.01-99 "Нормах и правилах проектирования планировки и застройки Москвы" разработаны показатели минимальной обеспеченности предприятиями по видам услуг.
2.2. Типы зданий и помещений предприятий бытового обслуживания населения
2.2.1. Типы зданий и помещений определяются в соответствии с их размещением в структуре города и назначением.
2.2.2. Предприятия городского значения со сложной технологией и значительной вместимостью (Дома Моды, Салоны Красоты, Дома Быта, Фото и Кино салоны и пр.) целесообразно проектировать в отдельно стоящих зданиях (реконструируемых и новых), в составе торгово-бытовых комплексов, в нижних этажах многоэтажных жилых домов (реконструируемых и новых со специальными объемно-планировочными, конструктивными и инженерно-технологическими решениями), а также в нижних этажах зданий "иного назначения" (согласно термину приложения 1 MTCH 4.18-99).
По видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать MГCH 4.18-99
2.2.3. Предприятия городского значения, размещаемые в составе торгово-бытовых комплексов могут быть запроектированы: в виде отдельных блоков-зданий, расположенных на одном участке с торговыми и другими общественными зданиями, и объединенные общей хозяйственной зоной, стоянками легковых машин и площадками для отдыха, или в одном многоэтажном здании.
2.2.4. Предприятия бытового обслуживания, размещенные в многоэтажных зданиях торгово-бытовых центров - на первых или промежуточных этажах, следует проектировать при соблюдении требований, перечисленных в пункте 3.6 МГСН 4.18-99 "Предприятия бытового обслуживания населения".
2.2.5. В отдельно стоящих зданиях предприятия бытового обслуживания размещаются в последние годы преимущественно при реконструкции. Примером такого решения может служить четырех этажный Московский Дом моделей, расположенный в реконструируемом здании на крупной магистрали в центральной части города (рис. 1).
Пример решения предприятий бытового обслуживания городского значения, размещенных в первом и втором этажах индивидуального жилого дома в сборно-монолитных конструкциях, приведен на рис. 2.
2.2.6. Предприятия повседневного и приближенного обслуживания ограниченной вместимости и с более простой организацией технологических процессов, рекомендуется проектировать в первых этажах жилых домов - встроенными и встроенно-пристроенными. Это (в соответствии с МГСН 4.18-99) приемные пункты прачечных и химчисток, общей площадью до 100 м2, прачечные самообслуживания (с объемом производства не более 75 кг в смену) мастерские мелкого ремонта различных видов услуг, парикмахерские, фотографии общей площадью до 100-150 м2, ателье по пошиву и ремонту одежды, головных уборов и трикотажных изделий, ателье проката, бюро посреднических услуг, многоотраслевые комплексные предприятия и приемные пункты типа "Мультисервис" общей площадью до 200-300 м2.
2.2.7. При размещении вышеуказанных предприятий в жилых домах необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований: нормативных параметров воздушной среды, шума, вибрации, ограничения режима эксплуатации предприятий дневным временем, а также пожарных требований, согласно пункту 5.4. МГСН 4-18-99.
2.2.8.Предприятия бытового обслуживания, размещаемые в первых этажах жилых домов, следует классифицировать на встроенные и встроенно-пристроенные.
Встроенные предприятия характеризуются расположением всех помещений в габаритах здания, с возможным небольшим (до 1 м) выносом за пределы здания - для размещения рекламы.
Встроенно-пристроенные предприятия - помимо помещений в габаритах здания, имеют вынесенные объемы (в основном большие производственные цеха и залы), которые могут располагаться вдоль фронта здания со стороны магистрали, со стороны двора, или с торцов здания. При этом, основные складские, подсобные и служебно-бытовые помещения размещаются во встроенной части - в первом этаже, а также и в подвалах (при их наличии) согласно перечню в пункте 3.5. МГСН 4.18-99. Примеры встроенных и встроенно-пристроенных предприятий в типовые, жилые дома приведены на рис. 3, 4, 5, 6.
2.2.9. При реконструкции исторически сложившихся районов города, ввиду дефицита территорий и вследствие традиционно сложившейся небольшой ширины улиц, предприятия обслуживания целесообразно размещать в зданиях встроенными или встроенно-пристроенными (с выносом объемов помещений в сторону дворов).
2.2.10. Встраивание предприятий обслуживания (также как предприятий торговли и общественного питания) наиболее целесообразно при специальных объемно-планировочных и конструктивных решениях, таких как применение каркаса в нижних нежилых этажах, технического этажа между жилой и нежилой частями здания, что позволяет перераспределять нагрузку на несущие конструкции здания, обеспечить изоляцию квартир от шума и запахов, разместить инженерные коммуникации жилого дома.
2.2.11. Пристройки не должны ухудшать условия проживания жильцов в квартирах второго этажа. Поэтому уровень пристроенных помещений в местах примыкания к жилой части здания не должен превышать отметки пола жилых помещений (рис. 7).
Особое внимание следует уделить покрытию крыш выступающих объемов, применять различные методы защиты от перегрева, например озеленение, организацию эксплуатируемой кровли, в соответствии с "Рекомендациями по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных оснований" (2000 г.).
2.2.12. Предприятия бытового обслуживания расширенной по сравнению с предприятиями встроенными в жилые дома, номенклатуры (согласно пункту 3.4. МГСН 4.18-99) могут размещаться в нижних этажах зданий "иного" назначения, куда входят административно-бытовые здания, гостиницы, вокзалы и другие общественные здания, за исключением школ, дошкольных и лечебно-профилактических учреждений.
2.2.13. Предприятия бытового обслуживания, размещаются также в отдельно стоящих зданиях (блоках), построенных по типовым проектам 50х годов в районах пятиэтажной застройки первых этапов индустриального домостроения, наряду с предприятиями торговли и общественного питания. Их рекомендуется сохранять с последующей модернизацией и реконструкцией. Примеры модернизации предприятий - ателье пошива одежды и мастерские по ремонту обуви приведены на рис. 8 и 9.
2.2.14. Мини-прачечные производительностью до 500 кг белья в смену и мини-химчистки, производительностью 160 кг вещей в смену целесообразно проектировать в одном комплексе - в пристройках к зданиям коммунально-хозяйственного назначения, ЦТП и прочих зданиях "иного" назначения. При этом необходимо соблюдение минимальных разрывов между ними и жилыми домами - санитарно-защитная зона не менее 50 м.
Возможно размещение мини-химчисток и мини-прачечных, а также других предприятий бытового обслуживания, согласно п. 3, 5 МГСН 4.18-99, в подземном пространстве. Пример такого решения приведен на рис. 10, где производственный зал химчистки размещен в подвальном помещении крупного торгового центра, наряду со складскими помещениями магазина. При этом, прием вещей в химчистку осуществляется на первом этаже пассажа, откуда по лифтам в контейнерах подается в подвал.
Приемы размещения предприятий бытового обслуживания населения в различных типах зданий и их перечень представлены в приложении 2, как рекомендуемые.
2.3. Земельные участки
2.3.1. На земельных участках отдельно стоящих предприятий бытового обслуживания и торгово-бытовых центров предусматриваются хозяйственные зоны с разгрузочными площадками (с задних или боковых фасадов зданий) с удобным доступом к ним транспортных средств (рис. 11).
В необходимых случаях хозяйственные зоны с разгрузочными площадками предприятий бытового обслуживания встроенных в жилые дома (или здания "иного" назначения) рекомендуется располагать у торцевых стен без балконов, лоджий, окон и входов в жилые помещения. Над разгрузочными площадками следует предусматривать навесы. Кладовые для отходов следует предусматривать в габаритах здания - в составе помещений предприятий (рис. 12). Для посетителей предусматриваются со стороны входа в предприятие площадки для отдыха, отдельно стоящие витрины и стоянки личного автотранспорта.
2.3.2. Условия проектирования хозяйственной зоны, наличие и специализация хозяйственных площадок, а также расчетное количество машино-мест на стоянках следует принимать согласно пункту 3.9 МГСН 4.18-99 и МГСН 1-01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы".
Показатель расчета машино-мест для предприятий бытового обслуживания приравнен по посещаемости к предприятиям торговли, торговой площадью от 500 до 1000 м2 (по нормативам МГСН 1.01-99 таблица 9.3.2 примечание 3). Исходя из этого рекомендуется количество машино-мест для предприятий бытового обслуживания ориентировочно принимать из расчета 1 машино-место на 80-120 м2 общей площади, а территорию автостоянок - из расчета 18 м2 - 22,5 м2 на автомобиль (МГСН 1.01-99 пункт 9.3.19).
Для встроенных и встроенно-пристроенных предприятий бытового обслуживания специальных автостоянок допускается не предусматривать.
3. Общие требования к архитектурно-планировочным технологическим и конструктивным решениям
3.1. Архитектурно-пространственные решения зданий предприятий определяются прежде всего градостроительными условиями размещения и характером окружающей застройки, особенно в центральных районах и заповедных зонах города.
При проектировании предприятий бытового обслуживания необходимо учитывать меняющуюся конъюнктуру бытовых услуг в условиях современных рыночных отношений. Это следует отражать в объемно-планировочных решениях предприятий, предусматривая гибкую планировку помещений, большие шаги и пролеты несущих конструкций, трансформирующиеся перегородки и пр., чтобы позволить наипростейшим образом переориентировать предприятия на другие виды бытовых услуг в случае изменения рыночной конъюнктуры.
3.2. Этажность отдельно стоящих зданий определяется градостроительными и технологическими требованиями, с учетом противопожарных требований.
Исходя из требующейся степени огнестойкости зданий наибольшее число этажей следует принимать: I и II степеней огнестойкости - не более 6 этажей, III степени - не более 2 этажей, IIIа, IIIб, IV, IVа и V не более одного этажа (в соответствии с п. 5.3 МГСН 4.18-99).
3.3. Высота этажей предприятий бытового обслуживания принимается, согласно пункту 3.1. МГСН 4.18-99, не менее 3,3 м, а в отдельных случаях по требованию технологии - 3,6 и 4,2 м и более.
При встраивании предприятий бытового обслуживания в существующие типовые жилые дома допускается как исключение принимать высоту помещений равной высоте жилых помещений, т.е. 2,8 м (от пола до пола). Для вновь проектируемых встроенных (встроенно-пристроенных) предприятий следует использовать новые улучшенные серии типовых жилых домов П-44М,П-44Т, П-ЗМ и других, где высота первых этажей жилых домов, предназначенных для размещения помещений общественного назначения, увеличена до 3,3 (от пола до пола).
3.4. В отдельно стоящих зданиях предприятий бытового обслуживания решение входов для посетителей, для персонала и загрузка предприятий определяется градостроительными условиями застройки и размещением здания на земельном участке (рис. 11).
Для загрузки предприятий, расположенных в отдельно стоящих зданиях, рекомендуется проектировать хозяйственную зону, где следует предусматривать специальные разгрузочные площадки шириной не менее 2,5 м, длиной по расчету, но не менее 1,5 м (согласно п. 3.8 МГСН 4.18-99).
Достаточно удачным решением можно считать организацию загрузки 2-этажных блоков обслуживания, построенных в 50е годы для районов пятиэтажной застройки первых этапов индустриального домостроения. В них загрузка предприятий предусматривается из специальных огражденных хозяйственных дворов, расположенных с заднего фасада зданий, благодаря которым сохраняются от загрязнения тарой и грузового транспорта жилые дворы (рис. 11Б).
3.5. Загрузка предприятий бытового обслуживания встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые дома осуществляется согласно п. 3.8 МГСН 4.18-99. Помимо указанных решений, для загрузки встроенных предприятий можно использовать проезды между секциями многосекционных жилых домов сложной конфигурации (рис. 12).
3.6. В реконструируемых и модернизируемых жилых домах по согласованию с органами государственного санитарного надзора (ЦГСЭН) допускается сохранение существующей загрузки встроенных (встроенно-пристроенных) предприятий бытового обслуживания со стороны дворового фасада. При этом следует проектировать козырек или навес над загрузочными площадками (в соответствии с пунктом 3.64 МГСН 3.01-96* Жилые здания).
3.7. Входы для посетителей во встроенных и встроенно-пристроенных предприятиях рекомендуется организовывать со стороны магистралей, а во внутриквартальных домах - со стороны, противоположной входам в жилые дома, или через отдельные входы, изолированные от входов в подъезды.
При общей площади встроенных (встроенно-пристроенных) предприятий бытового обслуживания не более 300 м2 входы для посетителей могут быть совмещены со входами для персонала.
При общей площади встроенных (встроенно-пристроенных) предприятий до 150 м2, где по условиям технологии не требуется специальных загрузочных помещений, загрузка может совмещаться со входами в предприятие.
3.8. Согласно п. 3.65 МГСН 3.01-96 допускается устройство одного эвакуационного выхода из помещений предприятия бытового обслуживания, расположенного в первом или цокольном этаже, при общей площади не более 300 м2 и числе работающих не более 15 человек.
3.9. Необходимость в грузовых и пассажирских лифтах, их грузоподъемности и основные требования к их проектированию определяются согласно п. 3.14 МГСН 4.18-99.
3.10. Главные лестницы для посетителей с первого до второго или с цокольного до первого этажа в зданиях предприятий I и II степени огнестойкости допускается проектировать открытыми, без вестибюлей и поэтажных холлов, при этом остальные лестницы должны предусматриваться в лестничных клетках.
Условия эвакуации посетителей из здания (пути эвакуации, требования к эвакуационным выходам и лестницам) следует принимать согласно пунктам 5.7 и 5.8 МГСН 4.18-99.
3.11. Ширину коридоров рекомендуется принимать: в группах производственных помещений и кладовых - не менее 1,5 м; в предприятиях, имеющих в своем составе мастерские по ремонту крупногабаритных бытовых машин и приборов, общей площадью 200 м2 и более, а также в ателье по пошиву и ремонту одежды, головных уборов и трикотажных изделий общей площадью 1000 м2 и более - не менее 1,8 м; в служебно-бытовых группах помещений не менее 1,3.
3.12. Отделка помещений должна соответствовать общим архитектурным решениям интерьеров, при этом необходимо учитывать условия труда в производственных помещениях. В отделке интерьеров рекомендуется применять полимерные материалы, разрешенные органами Государственного санитарного и пожарного надзоров. Отделку вестибюлей и салонов для посетителей, а также путей эвакуации следует предусматривать из несгораемых или трудносгораемых материалов.
3.13. Материалы покрытия полов должны быть долговечными, удобными в уборке, беспыльными, нетоксичными (в том числе при горении), исключающими травматизм, а в помещениях с влажным режимом работы - влагостойкими.
3.14. Материалы и конструктивные решения потолков, стен и перегородок должны создавать акустический комфорт, оптимальный климатический режим и быть экологически безвредными. Форма и фактура поверхности вертикальных ограждений в местах скопления посетителей и на путях передвижения на уровне до 2 м должны быть травмобезопасными. Перегородки в производственных помещениях следует выполнять из влаго-огнестойких материалов: кирпич, бетон и т.п.
3.15. При выборе отделочных материалов необходимо учитывать профиль предприятия и назначение помещений. Рекомендуется применять влагостойкие материалы и другие материалы, обеспечивающие пожарную безопасность - согласно п. 5.11 МГСН 4.18-99. Во всех случаях применяемые материалы должны иметь сертификат качества и безопасности и, как правило, быть в составе Московского территориального строительного каталога (МТСК).
3.16. Конструктивные решения отдельно стоящих зданий предприятий бытового обслуживания решаются аналогично конструкциям других общественных зданий.
Конструкции пристроек одноэтажных объемов можно решать с помощью промышленных плит покрытия, опирающихся на стены или ригели каркаса (при пролетах 6, 9, 12 и 15 м). Это позволит организовать достаточно большое пространство, свободное от опор.
При двух- и более этажных пристройках можно применять железобетонный каркас или кирпичные стены. Конструктивное решение встроенных в жилые дома или здания "иного" назначения помещений предприятий бытового обслуживания должно учитывать несущую схему здания. Организация дополнительных проемов (в несущих конструкциях) должна осуществляться в соответствии с установленным порядком разрешений, в т.ч. с прочностными расчетами.
3.17. При разработке технологической части проекта необходимо предусматривать новые технологии, современные организацию производств, оборудование и материалы. Технологическое оборудование должно быть многооперационным, малогабаритным, экологически чистым (со встроенными системами улавливания пыли, паров растворителей и современной измерительной аппаратуры и т.п.).
В мини-химчистках следует применять машины химчистки последнего поколения, которые уменьшают количество вредных выбросов в рабочую зону и атмосферу, предохраняют почву и грунтовые воды от загрязнения в случае разлива растворителя.
В мини-прачечных должны использоваться современные стирально-отжимные машины различной емкости, снабженные блоком программного управления с выбором оптимальных режимов стирки позволяющие экономить электроэнергию и воду.
4. Общее требование к функциональным группам помещений
4.1. Основные функциональные группы помещений
4.1.1. Согласно МГСН 4.18-99 пункту 3.16 помещения предприятий бытового обслуживания подразделяются на четыре основные функциональные группы:
- помещения (салоны) для посетителей,
- производственные помещения,
- складские помещения,
- служебно-бытовые помещения.
4.1.2. Состав и площади основных групп помещений определяются в зависимости от видов предоставляемых услуг, классности (разрядности) предприятия, его места расположения в городе, форм и методов обслуживания.
4.1.3. В проектах рекомендуется предусматривать возможность свободной планировки или трансформации помещений, объединения нескольких функциональных групп помещений в одном объеме.
В предприятиях бытового обслуживания общей площадью до 200 м2 возможно объединение в одном объеме: помещений (салонов) для посетителей, производственных и складских помещений.
Для предприятий с применением токсичных веществ (мастерские по ремонту обуви, часов и ювелирных изделий, бытовых машин и приборов, мини-химчистки и др.) допускается совмещение в одном объеме только салонов для посетителей и производственных помещений.
4.1.4. В складских и производственных группах помещений целесообразно применять трансформирующиеся перегородки, с возможностью их передвижения и изменения объемов помещений в соответствии с изменившимися требованиями технологии.
4.1.5. Для некоторых видов услуг (приемные пункты прачечных и химчисток, бюро обслуживания и т.п.) характерно отсутствие производственной группы помещений; в мастерских мелкого ремонта площадью до 100 м2 допускается размещение в производственных помещениях специальных шкафов для складирования материалов - взамен складских помещений.
4.1.6. Появление новых форм обслуживания вызывает изменение состава помещений предприятий. Наиболее характерным примером являются Салоны Красоты, которые помимо расширенных парикмахерских услуг включают помещения для оздоровительных процедур.
В сети предприятий по оказанию фотоуслуг целесообразно предусматривать централизованную фотолабораторию (ориентировочно, одну - на административный округ), производящую переработку отработанных растворов (извлечение серебра), свозимых со всех фотоателье и имеющую в своем составе лаборатории фотографии на керамике, изготовление портретных фотографий и другие фотоуслуги. Остальные фотоателье сети могут иметь в своем составе съемочные залы, съемочные фотоавтоматы, проявочные и печатные автоматические установки (без лабораторий). В них целесообразно иметь рабочие площади или помещения по продаже фотоаппаратов, фотопленки и других сопутствующих материалов.
4.1.7. Площади и организация пространства помещений (салонов) для посетителей определяются видами услуг и разрядностью (классностью) предприятий.
В салонах (помещениях) для посетителей парикмахерских, фотографий, Домов Моды, ателье, прачечных и химчисток самообслуживания рекомендуется предусматривать гардеробные для посетителей. Их расчет приведен в МГСН 4.18-99. Допускается устройство гардеробов самообслуживания или вешалок непосредственно в рабочих залах.
4.1.8. В салонах ателье пошива следует предусматривать примерочные кабины, площадь которых входят в норму площади салона.
В мастерских по ремонту обуви в салоне для посетителей целесообразно организовывать помимо приема в ремонт обуви на срок срочный ремонт обуви с ноги в присутствии заказчика.
В фотографиях, в зале ожидания рекомендуется предусматривать услуги моментальной съемки, проявки кино- и фотопленки и печати фотографии.
В салоне ателье проката рекомендуется предусматривать выставку образцов предметов проката.
4.1.9. В помещениях для посетителей приемных пунктов прачечных - при объединении приема и выдачи белья в одном объеме, следует предусматривать отдельные зоны для приема и для выдачи белья.
В мини-прачечных (согласно пункту 6 приложения 7 МГСН 4.18-99) допускается осуществлять прием и выдачу белья в одном помещении для посетителей, при условии выделения кабины для приема грязного белья.
В мини-химчистках допускается объединение помещений для посетителей и производственных помещений, при условиях согласно МГСН 4.18-99 (пункт 4 приложение 7).
4.1.10. В салонах (помещениях) для посетителей должно быть как правило предусмотрено место администратора-приемщика - типовое для всех видов услуг. Рекомендуется в салонах организовывать торговые места для реализации сопутствующих товаров и товаров, уцененных после ремонта.
4.1.11. Состав и площади группы производственных помещений принимаются в зависимости от видов услуг, разрядности и типа предприятий. Их площади определяются проектом или заданием на проектирование с учетом расстановки технологического оборудования.
4.1.12. Состав и площади складских помещений (кладовых и подсобных) принимаются также в зависимости от видов услуг и типа предприятия.
4.1.13. Примеры планировочных решений салонов для посетителей и производственных и складских помещений с расстановкой технологического оборудования в различных предприятиях (Домах Моды, ателье пошива, Салонах Красоты, мастерских мелкого ремонта, мини-прачечных и мини-химчистках, приемных пунктах, бюро посреднических услуг и пр.) приведены на рис. 13-22,25. Оборудование мини-прачечных и мини-химчисток дано на рис. 23, 24, 26. Удельные показатели площадей функциональных групп помещений (для посетителей, производственные, складские) в расчете на 1 рабочее место приведены в МГСН 4.18-99 приложение 6.
4.1.14. Служебно-бытовая группа включает служебные помещения: кабинеты директора и администратора, конторские помещения, комнаты для отдыха и приема пищи персонала, а также санитарно-бытовые помещения: гардеробные, душевые, умывальные, уборные.
Служебные помещения определяются по удельным показателям площадей на 1 рабочее место в соответствии с МГСН 4.18-99 (приложение 8.).
4.1.15. Состав и площади санитарно-бытовых помещений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87* и согласно перечню профессий и групп производственных процессов МГСН 4.18-99 (приложение 9).
Состав и площади служебных и санитарно-бытовых помещений уточняются заданием на проектирование или проектом в зависимости от вместимости, профиля и типа предприятия. Так в небольших предприятиях (общей площадью до 100 м2), большей частью арендующих первые и цокольные этажи жилых домов, (такие как мастерские мелкого ремонта, приемные пункты химчисток и прачечных, бюро обслуживания и пр.), состав и площади служебно-бытовых помещений можно сократить, совмещая гардероб персонала с комнатой для приема пищи и т.п.
Соотношения площадей основных функциональных групп помещений разработанных для Пособия предприятий приведены в приложении 3 настоящего пособия.
4.2. Дополнительные помещения
4.2.1. Развитие рыночных отношений, малого и среднего бизнеса вызвали к жизни появление дополнительных видов услуг при предприятиях.
4.2.2. Наиболее развитые дополнительные группы помещений имеются при Домах Моды и Салонах Красоты.
В Домах Моды предусматриваются демонстрационные комплексы (демонстрационные залы, костюмерные, кладовые хранения и подготовки моделей одежды, необходимые бытовые помещения и пр.). Их площади приведены в МГСН 4.18-99 пункте 3.21.
Демонстрационные залы включают две основные функциональные зоны: для демонстрации моделей и для размещения зрителей. Форма плана зала может иметь различные решения: прямоугольные, круглые, сложные, которые обеспечивают оптимальные условия видимости для всех зрителей. Залы должны быть оборудованы стационарными или сборно-разборными помостами, приподнятыми над уровнем пола на 500-800 мм.
Искусственное освещение демонстрационного зала должно обеспечить зрителям хорошие условия видимости моделей. При залах необходимы помещения для модельеров, оборудованные санузлами и душевыми, а также кладовые моделей.
При Домах Моды рекомендуется предусматривать также музеи Моды и выставочные залы. Помещения музея Мод должны быть связаны с залом приема и выдачи заказов и экспериментальной лабораторией. Экспозиционную площадь музея следует определять из расчета не менее 4 м2 на каждую экспонируемую модель.
Необходимой дополнительной группой помещений Домов Мод является торговая группа: это магазины или специальные отделы по продаже авторских образцов одежды и ее полуфабрикатов, а также украшений и различных дополнений к костюму.
Кроме того, в Домах Моды и в ателье по пошиву и ремонту одежды, головных уборов и трикотажных изделий в залах приема и выдачи заказов или помещениях, примыкающих к ним непосредственно, рекомендуется предусматривать раскрой тканей и продажу готовых изделий и полуфабрикатов.
4.2.3. При мастерских по изготовлению и ремонту мебели рекомендуется проектировать выставочные залы с образцами изготовляемой мебели. При фотоателье - залы просмотра кино- и видеопленок, продажу фотоаппаратов, фотопленок и других сопутствующих товаров. В Ателье проката предметов домашнего обихода и культурно-бытового назначения могут проектироваться залы проведения семейных мероприятий.
4.2.4. Значительное количество дополнительных услуг предусматривается при парикмахерских, которые в отличие от массовых типов парикмахерских получают статус Салонов Красоты.
Дополнительные помещения в Салонах Красоты включают демонстрационные залы, где мастера демонстрируют на моделях свое мастерство, массажные кабинеты для полного массажа тела, солярии, сауны с бассейнами (и без них).
Для привлечения посетителей в Салоны Красоты в них предусматриваются во многих случаях помещения для оздоровления и спорта - тренажерные залы и для занятий шейпингом, рис. 2. В Салонах Красоты и парикмахерских предусматриваются, как правило, отделы по продаже сопутствующих товаров: парфюмерии, парики и пр.
В Домах Моды, Ателье, Салонах Красоты и др. рекомендуется также проектировать предприятия общественного питания: разнообразные кафе, пивные и соки-бары, кафетерии.
4.2.5. Площади дополнительного обслуживания следует принимать: для пунктов по продаже сопутствующих товаров и изделий - согласно МГСН 4.13-97, для кафе, кафетериев и баров - согласно МГСН 4.14-97.
4.2.6. Площади помещений выставочных залов, отделов для продажи полуфабрикатов, залов для семейных мероприятий следует принимать согласно таблице 1.
4.2.7. Состав и площади остальных помещений дополнительного обслуживания определяются заданием на проектирование и проектом.
Таблица 1
Рекомендуемые площади помещений дополнительного обслуживания
N п/п | Помещения | Единица измерения |
Площадь м2 |
Выставочные залы | |||
1. | Зал демонстрации образцов швейных, трикотажных изделий, образцов мебели и пр. |
На 1 предприятие | До 50 |
2. | Зал просмотра кино - и видеопленок | На 1 зал | До 30 |
Залы семейных мероприятий | |||
3. | Вестибюль (с гардеробом и с. узлами), аванзал |
На 1 место в банкетном зале |
Не менее 0,5 |
2. | Банкетный зал (с площадью для танцев) |
То же | Не менее 1,8 |
3. | Кухня самообслуживания, моечная посуды |
То же | 0,4 - до 50 мест 0,2 - на каждое последующее место |
4. | Подсобная | 6 | |
5. | Комната администратора | На предприятие | 12 |
6. | Комната музыкантов | То же | 6 |
Отделы по продаже | полуфабрикатов | ||
1. | Торговый зал Кладовая Подсобная Бытовые |
На 1 м2 раб. Площ, но не менее 0,6 0,15 0,15 0,1 |
|
Итого | 1,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пособие к МГСН 4.18-99 "Предприятия бытового обслуживания населения. Выпуск 1. Основные положения и общие требования" (утв. указанием Москомархитектуры от 2 октября 2001 г. N 36)
Текст пособия приводится по официальному изданию Москомархитектуры, 2001 г.
1. Разработано Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП) Авторы: канд. арх. К.Н. Красильникова (руководитель темы), канд.техн.наук В.А. Максименко, инженер-технолог А.М. Комисаренко (Гипробытпром), инженер-технолог Н.М. Зеленкова (Мосгорбытпром) при участии - канд. экономических наук Г.Н. Сюткин, инженер экономист Л.М. Гуляева, инженер-технолог Т.В. Журкова (Департамент потребительского рынка и услуг).
2. Подготовлено к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Л.А. Шалов, инженер Ю.П. Щипанов)
3. Согласовано с Москомархитектурой и Департаментом потребительского рынка и услуг.
4. Утверждено указанием Москомархитектуры, от 02.10.2001 N 36.