Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 24 ноября 2005 г. N 2350-РП
Порядок
взаимодействия Департамента транспорта и связи города Москвы, ГУП "Мосгортранс", ГУВД г. Москвы, Главного управления МЧС России по г. Москве, Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при организации реагирования на экстренные вызовы при возникновении нештатных ситуаций на наземном пассажирском транспорте
1. Введение
Порядок взаимодействия Департамента транспорта и связи города Москвы, ГУП "Мосгортранс", ГУВД г. Москвы, Главного управления МЧС России по г. Москве, Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при организации реагирования на экстренные вызовы при возникновении нештатных ситуаций на наземном пассажирском транспорте (далее - Порядок) разработан для упорядочения и оптимизации процессов передачи информации (в том числе с применением автоматизированных систем управления) и принятия решений при возникновении нештатных ситуаций с участием наземного пассажирского транспорта ГУП "Мосгортранс".
2. Цель создания Порядка
Повысить уровень безопасности пассажирских перевозок на наземном пассажирском транспорте ГУП "Мосгортранс" за счет организации эффективного информационного взаимодействия диспетчерской службы ГУП "Мосгортранс" и оперативных служб города Москвы при возникновении и ликвидации последствий нештатных ситуаций, возникающих на наземном пассажирском транспорте, а также на улично-дорожной сети города.
3. Классификация и перечень нештатных ситуаций
3.1. Нештатная ситуация - событие, процессы и явления, влияющие на безопасность перевозочного процесса, на жизнь и здоровье пассажиров, водителя, или угрожающая обстановка, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, состоянию транспортного средства.
3.2. Возникающие нештатные ситуации подразделяются по месту возникновения на:
3.2.1. Нештатные ситуации, возникающие в салоне или кабине водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, а именно:
- криминальная ситуация, угроза террористического акта, направленная против водителя и пассажиров;
- дорожно-транспортное происшествие с участием пассажирского транспортного средства;
- возгорание пассажирского транспортного средства;
- резкое ухудшение самочувствия водителя;
- резкое ухудшение самочувствия пассажира (пассажиров) транспортного средства, угрожающее жизни или здоровью;
- обнаружение забытых вещей.
3.2.2. Нештатные ситуации вне пределов пассажирского транспортного средства:
- пожар;
- дорожно-транспортное происшествие с другими транспортными средствами;
- криминальная ситуация, угроза террористического акта;
- аварийная ситуация на улично-дорожной сети, мешающая нормальному движению транспортных средств: аварии, сбои в работе инженерного городского хозяйства, устранение которых требует подключения сил и средств городских оперативных служб;
- аварийная ситуация на придорожных сооружениях.
3.3. По степени значимости возникающие нештатные ситуации подразделяются на:
3.3.1. Нештатные ситуации, требующие немедленного реагирования (криминальная ситуация, угроза террористического акта, ухудшение состояния здоровья водителя).
При возникновении данной ситуации подается сигнал "SOS".
3.3.2. Нештатные ситуации, не требующие немедленного реагирования (остальные случаи). При возникновении данной ситуации подается сигнал "Тревога".
4. Действия неавтоматизированных диспетчерских служб ГУП "Мосгортранс"
4.1. Информация о возникновении нештатной ситуации поступает диспетчеру конечной станции от линейных работников, от водителя - по приезду на конечную станцию с использованием телефона или через других водителей (приложение 1).
4.2. Диспетчер конечной станции по телефону информирует старшего диспетчера территориального диспетчерского отдела (ТДО) о возникновении нештатной ситуации.
4.3. Старший диспетчер ТДО по телефону информирует сменного заместителя начальника Отдела оперативного управления движением (ООУД) Службы движения ГУП "Мосгортранс".
4.4. В процессе обмена информацией сменный заместитель начальника ООУД совместно с ТДО определяет характер возникшей нештатной ситуации и оперативные службы города, которые необходимо информировать.
4.5. Сменный заместитель начальника ООУД информирует необходимые оперативные службы города, руководство ГУП "Мосгортранс", Общегородской диспетчерский центр (ОГДЦ) и приступает к организации ликвидации последствий нештатной ситуации. ОГБЦ информирует Департамент транспорта и связи города Москвы, Оперативно-распорядительное управление Мэра Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве.
Далее все оповещенные службы и организации предпринимают действия, определенные соответствующими должностными инструкциями.
5. Действия автоматизированных диспетчерских служб "Навигация" (АСУ "Навигация) по обеспечению взаимодействия с оперативными службами города Москвы при возникновении нештатных ситуаций
5.1. На транспортных средствах, работающих под контролем системы АСУ "Навигация", установлено оборудование, обеспечивающее:
- передачу сигналов "SOS" в оперативные службы города и "Тревога" - диспетчерской службе системы АСУ "Навигация";
- регулярную (не реже одного раза в минуту) передачу в диспетчерский центр или в оперативные службы города навигационной информации о местоположении транспортного средства в реальный момент времени;
- голосовой режим связи между водителем и диспетчерскими службами системы АСУ "Навигация" и оперативными службами города.
5.2. В случае отсутствия по какой-либо причине голосовой связи АСУ "Навигация" обеспечивает:
- прием формализованных и неформализованных текстовых сообщений от диспетчера с отображением водителю текста сообщения на экране бортового комплекта;
- передачу водителем текста формализованного сообщения диспетчеру системы АСУ "Навигация".
5.3. Аппаратно-программный комплекс системы АСУ "Навигация" предоставляет диспетчерской службе следующие возможности:
- выйти на голосовой режим связи с водителем любого контролируемого транспортного средства и при необходимости соединить радиоканал с городской телефонной сетью (ГТС), обеспечивая прямые переговоры водителя с представителем соответствующей оперативной службы города;
- принять сигналы "SOS" и "Тревога" от водителя транспортного средства и действовать дальше согласно должностной инструкции и данному Порядку взаимодействия.
5.4. При наличии выделенного канала связи с оперативной службой города система АСУ "Навигация" имеет аппаратные и программные средства и алгоритмы взаимодействия с любой оперативной службой города для автоматизированной передачи им оперативной информации о возникшей нештатной ситуации.
5.4.1. Структура передаваемого сигнала "SOS" или "Тревога":
- признак сигнала;
- текущие навигационные данные и время;
- справка о транспортном средстве, пославшем сигнал бедствия.
5.4.2. Содержание справки:
- номер маршрута;
- направление движения;
- тип транспортного средства;
- модель транспортного средства;
- государственный номерной знак;
- гаражный номер;
- время передачи тревожного сигнала.
5.5. При получении оперативной службой города тревожного сигнала "SOS" или "Тревога" по выделенному каналу связи местоположение транспортного средства отображается на электронной карте в специальном окне на терминале сотрудника оперативной службы. Содержание справки отображается в отдельном окне, не перекрывая отображение местоположения.
ГУП "Мосгортранс" предоставляет в распоряжение оперативной службы города программные средства для отображения информации.
5.6. При получении новых навигационных данных от транспортного средства, подавшего сигнал "SOS" или "Тревога", его местоположение на электронной карте обновляется.
5.7. При получении тревожного сигнала "SOS" или "Тревога" по выделенному каналу связи от двух или нескольких транспортных средств в одно и то же время местоположение данных транспортных средств одновременно отображается в окне на терминале сотрудника оперативной службы. Содержание справки по каждому транспортному средству отображается в отдельном окне, не перекрывая отображение местоположения транспортного средства.
5.8. Завершение передачи по каналу связи данных от транспортных средств, подавших сигнал "SOS" или "Тревога", осуществляется только по команде сотрудника оперативной службы города, проводимой программным способом через интерфейс своего терминала.
6. Действия водителя транспортного средства, оснащенного комплектом АСУ "Навигация", в условиях возникновения нештатной ситуации
6.1. Водитель является первичным источником информации о возникновении нештатной ситуации на пассажирском транспортном средстве.
Действия водителя, работающего на транспортном средстве, оборудованном бортовым комплектом АСУ "Навигация", зависят от характера возникшей чрезвычайной нештатной ситуации.
6.2. В случае возникновения нештатной ситуации, требующей немедленного реагирования, водитель нажимает "тревожную кнопку" (сигнал "SOS"), и сигнал поступает по выделенным каналам связи в оперативные службы города и дублируется диспетчерским службам АСУ "Навигация" (приложение 2).
6.3. При возникновении данной ситуации дальнейшие действия оперативных служб города по ликвидации последствий чрезвычайной нештатной ситуации определяются ответственными лицами этих служб. Диспетчерская служба ГУП "Мосгортранс" осуществляет информационную поддержку оперативных служб города. Координацию действий транспортных организаций осуществляет Штаб по ликвидации последствий нештатной ситуации, созданный в Департаменте транспорта и связи города Москвы. Информационная поддержка деятельности Штаба осуществляется ОГДЦ и диспетчерскими службами ГУП "Мосгортранс".
6.4. В случае возникновения нештатной ситуации, не требующей немедленного реагирования, водитель нажимает кнопку сигнал "Тревога" аварийного вызова диспетчера диспетчерской службы системы АСУ "Навигация" (приложение 3).
В этом случае диспетчер по каналу голосовой связи уточняет информацию о возникшей нештатной ситуации и принимает решение об обращении в соответствующую оперативную службу в порядке, определенном должностной инструкцией и данным Порядком.
6.5. При возникновении нештатной ситуации вне транспортного средства водитель, не прекращая работы транспорта, должен оценить обстановку, и в случае, если передача сообщения актуальна, он должен, не нарушая правил безопасности движения и не подвергая риску транспортное средство и пассажиров, нажать кнопку экстренного вывоза связи с диспетчером (сигнал "Тревога") и по установлении связи передать информацию о возникшей нештатной ситуации диспетчеру.
6.6. В случае отсутствия голосовой связи, водитель должен воспользоваться режимом передачи формализованных сообщений диспетчеру.
6.7. При проведении аварийной связи водитель должен начинать любое свое сообщение с идентифицирующей информации (Фамилия водителя, государственный или бортовой номер машины).
6.8. Ликвидация последствий нештатной ситуации осуществляется оперативными службами города, вызванными диспетчером.
7. Действия диспетчера автоматизированной диспетчерской при получении сигнала "SOS"
7.1. При получении сигнала "SOS" диспетчер обязан связаться по телефону, указанному в должностной инструкции, с оперативным дежурным соответствующей службы и убедиться в получении им информации о возникшей ситуации (приложение 2).
В дальнейшем диспетчер остается на связи с оперативным дежурным службы, передавая необходимую информацию по его запросу.
Примечание: диспетчер только дублирует сообщение о сигнале "SOS", поскольку данная информация автоматически поступает оперативному сотруднику.
7.2. Информирует старшего смены диспетчерской службы о возникшей нештатной ситуации.
7.3. Старший смены диспетчерской службы информирует по телефону оперативного сотрудника Отдела оперативного управления движением Службы движения ГУП "Мосгортранс".
8. Действия диспетчера автоматизированной диспетчерской при получении сигнала "Тревога"
8.1. При получении сигнала "Тревога" диспетчер немедленно связывается с водителем, оценивает обстановку и передает полученную информацию о возникшей нештатной ситуации старшему смены диспетчерской службы (приложение 3).
8.2 Старший смены диспетчерской службы информирует по телефону ТДО, Отдел оперативного управления движением Службы движения ГУП "Мосгортранс" и ОГДЦ о возникшей нештатной ситуации.
9. Действия оперативного дежурного Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы при ДТП с участием наземного пассажирского транспортного средства
Оперативный дежурный Управления ГИБДД г. Москвы при получении сообщения о ДТП с участием наземного пассажирского транспортного средства, в результате которого пострадал водитель или пассажиры, обязан в течение 5 минут поставить в известность Оперативно-распорядительного управления Мэра Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы и ОГДЦ.
10. Организационное обеспечение внедрения регламентов взаимодействия
10.1. Департамент транспорта и связи города Москвы осуществляет координацию и контроль за организационным обеспечением данного Порядка городскими структурами.
10.2. ГУП "Мосгортранс":
10.2.1. Организует обучение по специальной методике всех водителей пассажирских транспортных средств, работающих под контролем системы АСУ "Навигация", а также диспетчерский персонал Службы движения действиям в условиях возникновения нештатной ситуации. Методика должна быть подготовлена с участием специалистов оперативных городских служб и привлечением разработчиков систем АСУ "Навигация".
10.2.2. Корректирует инструкции водителей транспортных средств, оснащенных бортовыми комплексами АСУ "Навигация", диспетчерского персонала Службы движения в части регламентации действий при возникновении чрезвычайной нештатной ситуаций.
10.2.3. Корректирует инструкции по действиям диспетчеров системы АСУ "Навигация" при возникновении чрезвычайной нештатной ситуации.
10.3. Руководители Департамента транспорта и связи города Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, ГУВД г. Москвы, Главного управления МЧС по г. Москве:
10.3.1. В случае организации взаимодействии по Регламенту N 1 (приложение 1):
10.3.1.1. Определяют подразделения оперативных служб, в которые по телефону передается информация о возникновении нештатной ситуации.
10.3.1.2. Назначают ответственных лиц за обеспечение взаимодействия с диспетчерскими службами ГУП "Мосгортранс".
10.3.1.3. Корректируют должностные инструкции сотрудников подразделений оперативных служб в части обеспечения организации информационного взаимодействия с диспетчерскими службами ГУП "Мосгортранс" при возникновении и устранении последствий нештатных ситуаций.
10.3.2. В случае организации взаимодействия по Регламенту N 2 и N 3 (приложения 2, 3):
10.3.2.1. Определяют подразделения оперативных служб, в которых устанавливаются информационные терминалы на базе персональных компьютеров для обеспечения приема информации по каналам связи от АСУ "Навигация".
10.3.2.2. Организуют каналы связи с автоматизированными диспетчерскими пунктами ГУП "Мосгортранс" для получения в автоматизированном режиме информации о возникших нештатных ситуациях на наземном пассажирском транспорте.
10.3.2.3. Совместно с ГУП "Мосгортранс" разрабатывают протоколы информационного обмена и форматы передачи данных по выделенным каналам связи.
10.3.2.4. Назначают ответственных лиц за обеспечение взаимодействия с диспетчерскими службами ГУП "Мосгортранс".
10.3.2.5. Корректируют должностные инструкции сотрудников подразделений оперативных служб в части обеспечения организации информационного взаимодействия с автоматизированными диспетчерскими службами системы АСУ "Навигация" при возникновении и устранении последствий нештатных ситуаций.
Примечание:
Программное обеспечение и рабочие слои электронной карты города Москвы поставляется ГУП "Мосгортранс".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.