Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Правительства Москвы
от 5 декабря 2005 г. N 2449-РП
Типовое положение
о центре общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, создаваемом на базе учреждений профессионального образования города Москвы
1. Общие положения
Одной из основных задач ГЦП "Электронная Москва" является обеспечение доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам для всех жителей города Москвы. Для этого в рамках программы реализуется проект "Развитие системы Центров общественного доступа к современным ИКТ".
Создание системы Центров общественного доступа на базе учреждений профессионального образования осуществляется в соответствии с "Концепцией создания и развития системы центров общественного доступа (ЦОД) к современным информационно-коммуникационным технологиям", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 674-ПП. ЦОД не является юридическим лицом.
Основные типы Центров общественного доступа
"Концепция создания и развития системы центров общественного доступа (ЦОД) к современным информационно-коммуникационным технологиям" предполагает применение четырех основных типов центров общественного доступа, различающихся по количеству одновременно обслуживаемых пользователей и программно-аппаратным комплексам:
Центр типа А - отдельно установленный инфомат;
Центр типа Б - однопользовательский (одна рабочая станция);
Центр типа В - пятипользовательский (пять рабочих станций);
Центр типа Г - десятипользовательский (10 рабочих станций).
2. Цели и задачи системы Центров общественного доступа
Система Центров общественного доступа (далее - система ЦОД) представляет собой сеть центров общественного доступа к информационно-коммуникационным технологиям, организованным на базе учреждений профессионального образования и управляемых Оператором системы через Центр мониторинга и управления системой Центров общественного доступа.
Система ЦОД призвана обеспечить доступ к социально значимой информации всем жителям города Москвы.
Основными целями создания системы ЦОД являются:
- обеспечение общедоступности информационных ресурсов государственных и муниципальных органов власти города Москвы и информационной прозрачности их деятельности;
- обеспечение взаимодействия жителей города Москвы с органами государственной власти и местного самоуправления посредством информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение возможности использования жителями города Москвы новых информационных технологий, в том числе в области образования, здравоохранения, культуры и для участия в общественной жизни.
Задачи Центра общественного доступа
В процессе своей деятельности Центр общественного доступа решает следующие задачи.
1. Предоставление услуг свободного доступа на безвозмездной основе всем заинтересованным лицам к следующим открытым информационным ресурсам:
- к системе городских порталов,
- к государственным информационным ресурсам.
2. Оказание пользователям консультационной поддержки в использовании информационно-коммуникационных технологий, по поиску информации на сайтах бесплатного доступа.
3. Использование Центра общественного доступа для проведения обучения в интересах учреждения профессионального образования.
4. Обеспечение бесперебойного функционирования программно-аппаратных средств Центра общественного доступа, за исключением периодов планового технического обслуживания в соответствии с плановым графиком, либо при возникновении технической неисправности.
5. Обеспечение работоспособности средств разграничения доступа и защиты информации для предотвращения нерационального или несанкционированного использования программно-аппаратных средств Центра общественного доступа;
6. Обеспечение безопасности работы пользователей в Центре общественного доступа.
3. Функции Центра общественного доступа
Основными функциями центра общественного доступа являются:
предоставление пользователям свободного бесплатного доступа к системе городских порталов и к государственным информационным ресурсам в сети Интернет;
обеспечение возможности использования следующих сервисов и услуг:
услуги электронной почты (через использование бесплатных почтовых служб в Интернет);
участие в форумах на сайтах, к которым разрешен доступ из Центра общественного доступа.
предоставление возможности работы со смежными подсистемами, созданными в рамках реализации ГЦП "Электронная Москва" такими как ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в образовании, культуре, здравоохранении в сфере социальной защиты населения, на транспорте в сфере потребительского рынка и услуг, в молодежной сфере;
работа с документами в электронном виде, их создание, редактирование, хранение, пересылка по электронной почте, копирование на дискету, компакт-диск, флэш-накопитель пользователя и вывод на печать;
работа с электронными документами - с текстами, таблицами, презентациями;
консультирование пользователей по вопросам поиска необходимой информации в системе городских порталов и ресурсах, разрешенных для бесплатного доступа;
консультирование пользователей по работе в Интернет;
предоставление помещения и оборудования Центра общественного доступа для мероприятий, организуемых общественными организациями, государственными, муниципальными учреждениями;
предоставление помещения и оборудования Центра общественного доступа для организации подготовки работников базового предприятия в областях, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
4. Права и обязанности персонала Центра общественного доступа
Сотрудник Центра общественного доступа, создаваемого на базе учреждения профессионального образования, действующий в рамках должностных инструкций обязан:
оказывать посетителям на безвозмездной основе обязательные (бесплатные) услуги в соответствии с утвержденным перечнем;
осуществлять прием предварительных заявок пользователей на предоставление доступа к Интернет-ресурсам;
вести регистрацию посетителей, использующих доступ в Интернет;
консультировать пользователей по вопросам поиска необходимой информации в системе городских порталов и ресурсах, разрешенных для бесплатного доступа;
обеспечивать сохранность и бесперебойную работу оборудования и программного обеспечения Центра общественного доступа;
обеспечивать чистоту и общественный порядок в помещении Центра общественного доступа.
Сотрудник ЦОД несет ответственность за:
работоспособность и функционирование программно-аппаратных средств Центра общественного доступа;
организацию процесса обслуживания пользователей Центра общественного доступа;
руководство процессом консультирования и преподавания основ работы с компьютерной техникой, офисными приложениями и Интернет-технологиями;
предоставление пользователям информационных материалов;
руководство профилактическим техническим обслуживанием оборудования;
обеспечение взаимодействия с Центром мониторинга и управления системы Центров общественного доступа;
обеспечение взаимодействия с обслуживающим персоналом учреждения профессионального образования по вопросам бытового обслуживания и обеспечения безопасности;
материальную ответственность за состояние оборудования и сохранность расходных и иных материалов Центра общественного доступа;
установку очередности работы пользователей и разрешение конфликтных ситуаций в случае их возникновения;
обеспечение порядка, пожарной безопасности, санитарного состояния и соблюдения пользователями правил безопасности обращения с электроприборами в Центре общественного доступа;
обеспечение распорядка рабочего дня.
Сотрудник ЦОД имеет право:
получать техническую поддержку, обеспечиваемую силами сотрудников Центра мониторинга и управления системой Центров общественного доступа;
получать работоспособное оборудование для замены вышедшего из строя на время его ремонта из числа запасных инвентарных принадлежностей, находящихся в распоряжении Центра мониторинга и управления системой Центров общественного доступа;
передавать в Центр мониторинга и управления системой Центров общественного доступа вышедшее из строя оборудование для выполнения ремонта;
получать от Центра мониторинга и управления системой Центров общественного доступа расходные материалы для обеспечения работы оборудования и канцелярские принадлежности для оказания бесплатных услуг и работы персонала центра в установленных количествах и с установленной периодичностью;
пользоваться услугами имеющейся коммунально-бытовой инфраструктуры базового предприятия, а также охраной.
5. Требования к помещению Центра общественного доступа
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", помещения для создания Центра общественного доступа должны удовлетворять следующим требованиям:
помещение должно иметь естественное и искусственное освещение;
окна в помещении преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др;
площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с монитором на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 кв. м и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - не менее 4,5 кв. м;
для внутренней отделки интерьера помещения должны быть использованы диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка - 0,7 - 0,8; для стен - 0,5 - 0,6; для пола - 0,3 - 0,5;
помещение должно быть оборудовано защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации ПЭВМ;
помещение должно быть оснащено оборудованием для поддержания температуры, влажности и скорости движения воздуха в соответствии с действующими санитарными нормами микроклимата производственных помещений;
помещение должно быть оборудовано противопожарной системой и средствами порошкового пожаротушения;
помещение должно быть оборудовано системой охраны.
Учреждение профессионального образования отводит помещение под размещение ЦОД, комплектует Центр общественного доступа мебелью для организации рабочих мест, обеспечивает охрану Центра общественного доступа.
Оборудование Центра общественного доступа вычислительной техникой, программным обеспечением и монтаж оборудования в ЦОД выполняет Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы (Государственный Заказчик).
Распорядок работы Центра общественного доступа устанавливается руководителем учреждения.
Доступ в Интернет осуществляется со всех рабочих мест Центров общественного доступа через единый прокси-сервер Центра мониторинга и управления системы Центров общественного доступа. Фильтрация запросов на доступ в Интернет осуществляется через систему учетных записей на прокси-сервере. Мониторинг трафика осуществляется Центром мониторинга и управления системы ЦОД. Пользователь под учетной записью бесплатного доступа не может подключиться к ресурсам, не перечисленным в списке бесплатного доступа. Ограничение технически осуществляется через настройки прокси-сервера Центра мониторинга и управления системы ЦОД.
На базе Центров общественного доступа могут выполняться проекты в области образования, науки, культуры, права, социальной сферы, если для работ в рамках этих проектов полезно использование ресурсов Интернет либо вычислительной техники.
6. Техническое обслуживание Центра общественного доступа
Силами персонала Центра общественного доступа производятся следующие виды технического обслуживания:
замена расходных материалов;
текущее (профилактическое) обслуживание компьютерной техники и коммуникационного оборудования;
текущее (профилактическое) обслуживание офисного оборудования;
замена оборудования, пришедшего в негодность, новым;
замена оборудования, направляемого в ремонт, работоспособным из комплекта ЗИП Центра мониторинга и управления системой Центров общественного доступа, а также замена временно используемого оборудования отремонтированным или новым штатным оборудованием;
настройка параметров операционной системы на уровне квалифицированного пользователя.
Силами персонала Центра мониторинга и управления системой Центров общественного доступа производятся следующие виды технического обслуживания:
централизованная поставка расходных материалов;
проведение в удаленном режиме системных работ по переустановке и настройке программного обеспечения рабочих станций Центров общественного доступа;
обеспечение в удаленном режиме установки исправлений и обновлений программного обеспечения на рабочих станциях Центров общественного доступа;
оказание консультационной помощи персоналу Центра общественного доступа в области конфигурирования программного обеспечения, обслуживания аппаратных компонентов и устранения мелких неисправностей;
гарантийное обслуживание проводится поставщиками оборудования. Постгарантийное техническое обслуживание производится подрядчиками в соответствии с договорами на техническую поддержку.
Силами учреждения профессионального образования производятся следующие виды технического обслуживания:
текущий и капитальный ремонт помещения Центра общественного доступа;
уборка помещения;
обеспечение подачи тепла во время отопительного периода;
техническое обслуживание систем климат-контроля;
обеспечение электроснабжения рабочего помещения Центра общественного доступа напряжением 220 вольт;
обеспечение безопасности пользователей и персонала Центра общественного доступа, а также сохранности компьютерного оборудования и иных материальных ценностей с использованием собственной системы охраны;
обеспечение прохода пользователей в рабочее помещение Центра общественного доступа и внешней рекламы;
обеспечение противопожарной безопасности в помещениях Центра общественного доступа;
обеспечение коммунально-бытовых услуг.
7. Права и обязанности Пользователей Центра общественного доступа
Пользователь Центра общественного доступа имеет право:
работать на рабочей станции Центра общественного доступа в отведенное ему сотрудником время;
в случае опоздания к началу зарезервированного времени сохранять право на пользование рабочим местом не более 10 минут при условии занятости всех остальных рабочих мест;
пользоваться на безвозмездной основе доступом к ресурсам Интернета, просматривать и редактировать полученную информацию;
копировать данные и считывать данные с носителей (флоппи-диски, компакт-диски, флеш-накопители);
резервировать время работы в расписании;
работать в Центра общественного доступа в пределах недельного лимита времени, действующего в текущем месяце;
получить у дежурного сотрудника Центра консультации по вопросам поиска необходимой информации в системе городских порталов и ресурсах, разрешенных для бесплатного доступа.
Пользователь Центра общественного доступа обязан:
при первом посещении Центра общественного доступа ознакомиться с Правилами работы в Центре общественного доступа;
для получения доступа в Интернет предъявить дежурному сотруднику документ, удостоверяющий личность;
перед первым сеансом работы с компьютером заполнить регистрационную карточку пользователя, ознакомиться с Инструкцией по технике безопасности, и расписаться в регистрационном журнале;
работать только за указанным дежурным сотрудником Центра компьютером;
работать за компьютерами индивидуально или в паре, не собираясь группами у мониторов;
в случае обнаружения неисправности компьютера или программного обеспечения немедленно сообщить об этом дежурному сотруднику Центра общественного доступа;
соблюдать правила поведения в общественных местах;
соблюдать тишину и чистоту в Центре общественного доступа;
бережно относиться к оборудованию Центра общественного доступа.
8. Порядок предоставления услуг в Центре общественного доступа
В помещении Центра общественного доступа посетитель может ознакомиться с представленными на стенде:
Правами и обязанностями посетителя Центра общественного доступа;
Перечнем обязательных бесплатных услуг Центра общественного доступа;
Перечнем информационных ресурсов, доступ к которым из ЦОД бесплатен.
Перед первым сеансом работы с компьютером посетитель заполняет регистрационную карточку с персональными данными пользователя, знакомится с правилами техники безопасности при работе за компьютером, расписывается в регистрационном журнале.
Для доступа к рабочему месту посетитель обращается к дежурному сотруднику Центра общественного доступа, предъявляет удостоверение личности, получает разрешение на использование рабочего места в указанный промежуток времени с ограничением по объему трафика из Интернет.
Сотрудник Центра общественного доступа вносит информацию о Пользователе в журнал регистрации работы пользователей, обеспечивает доступ к программам и Интернет-ресурсам с зарезервированного рабочего места.
Заявка на использование рабочего места в Центре общественного доступа может быть оформлена заранее. Порядок оформления заявок устанавливает сотрудник Центра общественного доступа.
Заявки на обслуживание групп пользователей должны оформляться предварительно. Порядок оформления заявок устанавливает сотрудник Центра общественного доступа.
Оказание сервисных услуг в части офисных работ, а также копирование информации с использованием сетевых устройств, печать документов и т.п. выполняет сотрудник Центра общественного доступа.
Консультирование посетителей по вопросам поиска необходимой информации в системе городских порталов выполняется сотрудником Центра общественного доступа в индивидуальном порядке.
Проведение обучения неквалифицированных пользователей планируется сотрудником Центра общественного доступа заранее и информация о занятиях размещается на стенде в помещении Центра общественного доступа.
Заявки на использование Центра общественного доступа для проведения разовых мероприятий (обучение сотрудников учреждения профессионального образования, проведение целевых мероприятий различными организациями и т.п.) должны оформляться предварительно. Порядок оформления заявок на использование Центра общественного доступа устанавливает сотрудник Центра общественного доступа. Информация о проведении целевых мероприятий должна размещаться на стенде в помещении Центра общественного доступа.
9. Правила поведения посетителей Центра общественного доступа
Посетители Центра общественного доступа должны выполнять следующие правила:
соблюдать внутренний распорядок работы ЦОД;
бережно относиться к имуществу Центра общественного доступа, соблюдать чистоту и порядок в помещениях Центра общественного доступа;
предупреждать дежурного сотрудника Центра общественного доступа о намерении копирования информации с/на собственный носитель;
после окончания работы ставить об этом в известность дежурного сотрудника Центра общественного доступа.
Посетителям запрещается:
доступ в Центр общественного доступа без документа, удостоверяющего личность либо право доступа в помещение Центра общественного доступа, выданное базовым предприятием;
передавать по сети информацию, оскорбляющую честь и достоинство других абонентов сети; содержащую призывы к насилию, свержению существующего строя, разжиганию межнациональной розни;
предпринимать какие-либо действия, прямо или косвенно направленные на нарушение нормальной работы оборудования или программного обеспечения, причинение вреда оборудованию Центра общественного доступа, создавать помехи работе других пользователей;
самостоятельно производить включение, выключение и перезагрузку компьютеров Центра общественного доступа, подключение и отключение периферийных устройств;
незаконно копировать программы и данные, нелегально модифицировать программы;
мешать работе других посетителей, вмешиваться в их работу, шуметь;
покидать рабочее место более чем на 20 минут в течение сеанса работы;
приносить с собой, употреблять на пользовательском месте пищу и напитки;
курить на территории Центра;
работать в помещении Центра общественного доступа в верхней одежде, ставить на рабочие столы сумки.
При первом нарушении правил работы в Центре общественного доступа пользователь предупреждается дежурным сотрудником Центра общественного доступа. Повторное нарушение является основанием для отстранения пользователя от работы.
Лица, нарушившие правила работы в Центре общественного доступа, лишаются права работы в Центре общественного доступа на основании распоряжения директора Центра общественного доступа. Допуск в Центр после отстранения возможен только по распоряжению директора Центра общественного доступа.
За причинение материального ущерба Центру общественного доступа - поломка, приведение в нерабочее состояние, хищение оборудования посетитель несет ответственность в соответствии с законодательством.
10. Требования к организации работы ЦОД
Дети до 12 лет допускаются к работе только в сопровождении взрослых (сотрудника Центра общественного доступа).
Время работы для одного пользователя ограничено 3 часами в течение одного рабочего дня. Работа может быть разрешена сверх установленной нормы при наличии свободных рабочих мест. В случае работы пользователя сверх установленного времени, он обязан по первому требованию персонала Центра общественного доступа освободить рабочее место.
За одним рабочим местом может работать одновременно не более двух человек.
Допуск к работе производится после регистрации пользователя и предъявлении Пользователем удостоверения личности дежурному сотруднику Центра общественного доступа, занимающемуся регистрацией.
При возникновении сбоев в программно-аппаратном комплексе Центра общественного доступа пользователь обязан приостановить работу и немедленно проинформировать об этом сотрудника Центра общественного доступа.
При нарушении установленных правил, регулирующих порядок работы в Центре общественного доступа, пользователь может быть лишен права пользования услугами Центра общественного доступа.
При нанесении ущерба оборудованию, программному обеспечению и иному имуществу Центра общественного доступа пользователь может быть привлечен к материальной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Персонал Центра общественного доступа проводит плановые профилактические работы преимущественно в нерабочее время. В случае необходимости проведения профилактических и/или ремонтных работ в рабочее время, персонал Центра общественного доступа обязан заблаговременно проинформировать об этом пользователей с указанием предполагаемого времени работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.