Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение
о системе государственного управления охраной труда в органах управления, учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы
(утв. приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 7 марта 2006 г. N 114)
1. Общие положения
1.1. Государственное управление охраной труда в органах управления, учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы является составной частью Государственного управления охраной труда в городе Москве.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской федерации, Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Законом города Москвы от 14 марта 2001 года N 7 "Об охране труда в городе Москве", государственным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации", "Положением о системе государственного управления охраной труда в г. Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2003 N 249-ПП.
Об охране труда в г. Москве см. Закон г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11
1.3. Управление охраной труда в органах управления, учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы - это осуществление органами управления, учреждениями, организациями и предприятиями здравоохранения функций, направленных на формирование и проведение государственной политики в области охраны труда, на разработку программ по охране труда, на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда, предупреждению и устранению нарушений требований охраны труда.
1.4. Органы управления здравоохранением города Москвы - субъекты управления - образуют Систему управления охраной труда в городском здравоохранении (далее - Система).
1.5. Объект управления - охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности на уровне от отдельных учреждений, организаций, предприятий здравоохранения (далее - учреждения) системы Департамента здравоохранения до органов управления.
1.6. Действие Системы направлено на совершенствование работы субъектов управления охраной труда, работодателей и работников в области охраны труда.
1.7. Субъекты управления охраной труда при выполнении возложенных на них функций взаимодействуют с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратурой города Москвы, отраслевой комиссией по охране труда при Департаменте здравоохранения, Профсоюзом работников здравоохранения г.Москвы, органами государственного надзора и контроля по охране труда, органами социального страхования, стандартизации, лицензирования, экспертизы, сертификации, статистики, научно-исследовательскими и другими организациями.
1.8. Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда возлагаются:
- в Департаменте здравоохранения города Москвы - на первого заместителя руководителя;
- в органах управления здравоохранением административных округов - на руководителя;
- в учреждениях - на работодателя (руководителя) учреждения;
- в структурных подразделениях (отделениях, лабораториях, отделах, участках и т.п.) - на руководителя этого подразделения.
1.9. Непосредственная организация работы по охране труда возлагается:
- в Департаменте здравоохранения города Москвы - на службу охраны труда (главного специалиста);
- в управлениях здравоохранения административных округов - на специалиста (главного специалиста) по охране труда;.
- в учреждениях - на службу охраны труда (отдел, специалист, инженер и др.).
2. Принципы организации и функционирования Системы
Организация и функционирование Системы базируются на следующих принципах:
2.1. Использование программно-целевого подхода в управлении охраной труда.
2.2. Взаимодействие с органами надзора, контроля и социального страхования.
2.3. Социальное партнерство и взаимодействие с профессиональными союзами, объединениями работодателей и другими общественными организациями.
2.4. Использование и совершенствование рыночных механизмов для улучшения условий и охраны труда в учреждениях города.
2.5. Доведения нормативных правовых актов и иных документов по охране труда до учреждений города.
2.6. Совершенствование системы обучения в области охраны труда.
2.7. Использование механизмов экспертизы и сертификации для улучшения условий и охраны труда.
2.8. Неукоснительное соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регулирующих отношения в области охраны труда.
3. Структура Системы
Организационно Система является трехуровневой.
3.1. Первый уровень:
Департамент здравоохранения города Москвы.
3.2. Второй уровень:
Управления здравоохранения административных округов; учреждения, непосредственно подведомственные Департаменту здравоохранения.
3.3. Третий уровень:
Учреждения, организации и предприятия, непосредственно подведомственные управлениям, здравоохранения административных округов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.3. Третий уровень:
Учреждения, организации и предприятия, непосредственно подведомственные управлениям здравоохранения административных округов.
4. Департамент здравоохранения города Москвы и управления здравоохранения административных округов
4.1. Проводят государственную политику в области охраны труда в отрасли.
4.2. Осуществляют мониторинг состояния условий и охраны труда в учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы.
4.3. Участвуют в создании и ведении баз данных по вопросам условий и охраны труда, проводят анализ состояния условий и охраны труда в учреждениях отрасли, принимают предупредительные и профилактические меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подведомственных учреждениях отрасли.
4.4. Участвуют в подготовке предложений в проекты федеральных и городских программ по охране труда, нормативных правовых актов об охране труда.
4.5. Разрабатывают и реализуют программы по улучшению условий и охраны труда в учреждениях отрасли, контролируют их выполнение, участвуют в реализации мероприятий городских программ по охране труда.
4.6. Определяют порядок финансирования мероприятий по охране труда в городском здравоохранении и в подведомственных учреждениях, готовят предложения по расходам на охрану труда в пределах средств, выделенных на эти цели в бюджете города.
4.7. Изучают и распространяют передовой опыт по охране труда, организуют отраслевые и участвуют в организации городских научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда; совместно с префектурами административных округов проводят окружные отраслевые семинары-совещания.
4.8. Доводят информацию о нормативных правовых документах по охране труда до подведомственных органов управления и учреждений отрасли.
4.9. Осуществляют методическое руководство службами охраны труда в учреждениях отрасли.
4.10. Осуществляют контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы в области охраны труда в подведомственных учреждениях.
4.11. Принимают в установленном порядке участие в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в учреждениях отрасли.
4.12. Учитывают при проведении тендеров на выполнение городского заказа состояние охраны труда в учреждениях отрасли.
4.13. Организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в подведомственных учреждениях.
4.14. Организуют обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников и средствами измерения параметров вредных и опасных производственных факторов в подведомственных учреждениях.
4.15. Принимают участие в подготовке предложений по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда.
4.16. Готовят совместно с заинтересованными организациями предложения по осуществлению мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда.
4.17. Организуют проведение экспертизы проектов строительства новых и реконструкции действующих объектов здравоохранения на соответствие требованиям охраны труда, участвуют в работе приемочных комиссий объектов здравоохранения (вновь выстроенных, а также после реконструкции и капитального ремонта).
4.18. Взаимодействуют по вопросам охраны труда с территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органами государственного надзора и контроля, Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, профессиональными союзами и объединениями работодателей.
4.19. Участвуют в работе по подготовке отраслевого Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения и Профсоюзом работников здравоохранения города Москвы; окружных отраслевых соглашении; в контроле за реализацией мероприятий соглашений в области условий и охраны труда.
4.20. Взаимодействуют с федеральными отраслевыми органами исполнительной власти по вопросам охраны труда в организациях федеральной собственности, расположенных на территории города Москвы.
4.21. Представляют информацию по реализации государственной политики в области охраны труда, обобщенные данные о состоянии условий и охраны труда в учреждениях отрасли в Комитет общественных связей города Москвы.
4.22. Организуют и обеспечивают работу городской и окружных отраслевых комиссий по охране труда, направляют их решения в заинтересованные организации, контролируют исполнение решений комиссий.
4.23. Учитывают обеспечение охраны труда при разработке целевых городских и окружных отраслевых программ.
4.24. Осуществляют иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством города Москвы и другими нормативными правовыми актами.
5. Работодателя (руководители)
5.1. Организуют и проводят работы по охране труда в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве", настоящего Положения, иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации, города Москвы и Департамента здравоохранения.
5.2. Создают в каждом учреждении с численностью более 100 работников службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
5.3. Определяют структуру и численность работников службы охраны труда в учреждении в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом "Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии", утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2002 г. N 10.
5.4. В учреждении с численностью 100 и менее работников принимают решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. с учетом специфики деятельности данного учреждения. Могут возложить обязанности специалиста по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
5.5. При отсутствии в учреждении службы охраны труда (специалиста по охране труда) заключают договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
5.6. Разрабатывают локальные правовые акты, определяющие обязанности, права и ответственность по охране труда каждого работника учреждения (положение или другой нормативный документ по охране труда).
5.7. Принимают предупредительные и профилактические меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в учреждении, сохранение жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, а именно:
- обеспечение безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приборов, безопасной организации работ в структурных подразделениях, а также эффективной эксплуатации средств коллективной и индивидуальной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в учреждении;
- планирование и финансирование мероприятий по охране труда в соответствии с нормативными правовыми актами, рекомендациями и иными документами органов управления;
- обеспечение безопасных условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям действующего законодательства об охране труда;
- организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
- соблюдение режима труда и отдыха работников, установленного законодательством;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу работающим бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, санитарной одежды и обуви, смывающих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания в соответствии с установленными нормами;
- организацию эффективного контроля за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников;
- обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
- обеспечение беспрепятственного допуска представителей органов государственного управления, государственного надзора и контроля и общественного контроля, Фонда социального страхования РФ для проведения проверок состояния условий и охраны труда в учреждении и соблюдения законодательства о труде, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;
- выполнение представлений, выданных профсоюзами, в лице соответствующих органов и содержащих требования об устранении выявленных нарушений охраны труда;
- обязательное страхование работников от временной, нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.
5.8. Разрабатывают планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий, организуют периодические проверки практической подготовленности персонала к действиям в аварийных ситуациях.
5.9. Обеспечивают условия, необходимые для соблюдения работниками требований охраны труда.
5.10. Информируют работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставлении компенсаций.
5.11. Предоставляют работникам компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;
5.12. Рассматривают возможность применения к работникам, в том числе к руководителям и специалистам, дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований охраны труда.
5.13. Организуют сотрудничество и взаимодействие с профессиональными союзами, иными объединениями работников по улучшению условий и повышению безопасности труда.
5.14. Организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве, реализуют мероприятия по устранению их причин.
5.15. Сообщают обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях в филиал Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации организации в качестве страхователя.
5.16. Направляют одновременно с сообщением в Государственную инспекцию труда в городе Москве информацию о тяжелом несчастном случае на производстве, групповом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом:
- в Департамент здравоохранения;
- в Профсоюз работников здравоохранения г.Москвы;
- в межрайонную прокуратуру,
а также в другие органы и организации согласно требованиям Трудового кодекса РФ.
5.17. Представляют в Департамент здравоохранения и управления здравоохранения административных округов информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении компенсаций.
5.18. Подготавливают (по запросу) материалы о состоянии условий и охраны труда для рассмотрения на заседаниях отраслевой комиссий по охране труда при Департаменте здравоохранения (приложение к Положению), Межведомственной комиссии по охране труда при префектуре административного округа, Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы.
6. Обязанности работника по соблюдению требований охраны труда
Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правилами и инструкциями по охране труда, а также правила внутреннего трудового распорядка учреждения;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровы, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), регламентированные действующими нормативными правовыми актами.
7. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.