Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 29 августа 2006 г. N 646-ПП
Концепция
городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.)
См. Городскую целевую программу "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.), утвержденную постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. N 778-ПП
Введение
Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
В Москве, благодаря принятию Закона города Москвы "О молодежи", реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.) создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых москвичей потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развития гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Сегодня имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для программного закрепления наметившихся положительных тенденций. Ситуацию в области развития молодежной политики можно охарактеризовать как начало нового этапа - этапа устойчивого развития.
В современных условиях разные сферы городской молодежной политики требуют углубления и дальнейшего развития, на осуществление которых должна быть направлена данная концепция и далее - сама городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.).
Программа должна строиться на обоснованном учете потребностей всех молодых граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, должна быть направлена на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого поколения, усиление степени противодействия деструктивному влиянию окружающей среды, привлечение молодежи к практической реализации реформ и поддержке экономической политики государства.
Именно молодежь является наиболее перспективным объектом государственных инвестиций, поэтому проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодежи является одной из наиболее приоритетных задач развития города.
В Москве 2,5 млн. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4% от общей численности населения города, из которых около 1 млн. - студенты, из них обучающихся на очной форме обучения более 450 тыс., 300 тыс. молодых семей, более 36 тыс. молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности в условиях мегаполиса Москвы.
В городе работают многие программы, направленные на решение проблем молодежи. Необходимо скоординировать эти усилия, и тем самым помочь молодежи Москвы "войти во взрослую жизнь".
Каждый молодой москвич, опираясь на собственный опыт, знания, достижения, образование, инициативу, желание участвовать в социально значимых проектах, инициативах должен иметь возможность реализовать свой потенциал.
Москва - признанный лидер российского образования и науки, с развитой социальной инфраструктурой, позволяющей получить достойное образование, современное медицинское обслуживание, включающее всеобщую диспансеризацию и своевременную иммунизацию. Реализуются жилищные программы для молодых семей, работников социальной бюджетной сферы, ничтожно мал (0,6%) общий уровень безработицы в городе.
Перечисленные меры, безусловно, можно отнести к достижениям в области молодежной политики. Вместе с тем необходимо учитывать, что реализация данных мер во многом зависит от преломления их в сознании самого молодого человека, который зачастую имеет возможность, но не хочет проходить диспансеризацию и иммунизацию, получать даже базовое среднее образование, не достаточно серьезно относится к институту семьи.
В области профилактики здоровья созданы возможности для занятий профессиональным и любительским спортом, вместе с тем спортивный образ жизни, забота о собственном здоровье еще далеки от общепринятых норм.
Растет количество браков, но и много молодых пар разводятся, почти 20% детей рождаются вне брака. Развитая система лидерских школ и проектов для активной молодежи не в полной мере решает вопросы кадровой преемственности в городских организациях и структурах. Искаженное представление рядом СМИ образа Российской армии на фоне действительно существующих нерешенных проблем вызывает отторжение и страх будущих призывников. Решение этих и многих других задач продолжит позитивную практику взаимодействия власти и молодежи.
В Москве - городе большой политики, быстрее всего городское сообщество откликается на решения государства, молодежь также все чаще высказывается как по крупным проблемам, так и по конкретным вопросам, особенно напрямую затрагивающим ее интересы, поэтому наиважнейшим является вопрос установления партнерских взаимоотношений власти и молодежи.
В городе активно действуют сотни молодежных организаций, объединенных по различным интересам, политическим и иным задачам. Многие из них давно зарекомендовали себя как надежные партнеры органов власти, защитники интересов молодежи и проводники городской молодежной политики, и способны не только получить и качественно исполнить социальный заказ от города, но и выступить уполномоченными Правительством Москвы организациями, осуществляющими анализ и общественный контроль направлений и блоков программы "Молодежь Москвы".
Принятие постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве" дало новый импульс во взаимодействии власти и молодежи.
Во всех административных округах созданы окружные и районные молодежные советы, создаются молодежные советы при отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы, предприятиях и учреждениях. Проводится работа по созданию молодежных палат при муниципальных собраниях с правом совещательного голоса. Успешно работает "Студенческое Правительство дублеров", разрабатывается проект "Молодежная палата" при Московской городской Думе.
Постановлением Московской городской Думы от 27 сентября 2006 г. N 265 создана Молодежная палата при Московской городской Думе и утверждено Положение о ней
Правительством Москвы утверждена Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., содержащая в отдельном разделе мероприятия по развитию малого предпринимательства в молодежной среде. Интересы работающей молодежи будут отражены в комплексе мероприятий "Молодой рабочий". Все органы исполнительной власти города Москвы призваны поддерживать на конкурсной основе инициативы молодежных общественных организаций, создаются новые СМИ и интернет-ресурсы, внедряются инновационные информационные технологии в вузах (инфоматы, интерактивные стенды, "Wi Fi" устройства).
Программа на очередной трехлетний период должна максимально учитывать и откликаться на различные тенденции, существующие и возникающие в молодежной среде, среди которых, согласно последним опросам, следует отметить:
- стремление к получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему получить гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста;
- стремление быть самостоятельными, освободиться от опеки родителей, как можно раньше получить собственное жилье;
- стремление к получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в городских программах;
- стремление решать самостоятельно свои проблемы внутри образовательных учреждений, в своем районе, округе, городе;
- стремление работать и зарабатывать (в том числе, без отрыва от учебы), быть информированными о возможностях дополнительного заработка;
- стремление к освоению новых знаний путем современных образовательных технологий;
- желание сохранить здоровье, появление популярных (модных) спортивных увлечений (ролики, сноуборд, велотриал и др.);
- стремление к общению и владению информацией посредством технологий мобильной связи (SMS, MMC) и Интернет (форум, блоги, сетевые игры, ICQ, IRC);
- стремление работать на государственной службе;
- стремление к развитию и совершенствованию своих лидерских способностей;
- желание участвовать в походах, путешествиях.
Молодое общество далеко шагнуло в своих мотивах и мечтах в сравнении даже с периодом пятилетней давности. Сейчас получение качественного, престижного образования с последующим трудоустройством на достойную высокооплачиваемую работу является устойчивым желанием молодых. Образ успешного, обеспеченного, самостоятельного молодого человека активно проецируется через информационные технологии и, несомненно, создает новые молодежные жизненные установки. Вместе с тем, значительная часть молодежи своими жизненными приоритетами считает добросовестное служение городу и его жителям.
Сегодняшние выпускники московских вузов в отличие от своих сверстников выпуска 90-х годов уже не стремятся покинуть страну в поисках высокооплачиваемой работы за рубежом. Тем не менее, их значительная часть все еще придерживается мнения о том, что реализовать свои цели проще и легче в другой стране.
Большинство учащейся молодежи работает и зарабатывает, и уже к 4-5 курсам количество студентов, совмещающих учебу с работой, составляет 72%.
Адресаты
- молодые граждане в возрасте 14-30 (35 лет);
- молодые семьи, в том числе семьи с детьми;
- молодежные общественные организации;
- молодежные советы (отраслевые, функциональные, территориальные, при муниципальных собраниях, организаций и учреждений);
- органы местного самоуправления;
- молодежные политические партии и движения;
- детские организации (движения);
- профсоюзные организации;
- родительская общественность.
Основание для разработки
- федеральное законодательство;
- Закон города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи";
- постановление Правительства Москвы от 25 мая 2004 г. N 339-ПП "О городской целевой программе "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.);
- постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве";
- общественные слушания по вопросу: "Об итогах выполнения городской целевой программы "Молодежь Москвы" в 2005 году и разработке проекта концепции программы "Молодежь Москвы" на 2007-2009 годы" 25 апреля 2006 года с участием членов Студенческого Правительства дублеров.
Законом города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи" определены цели молодежной политики. Разработанная концепция расширяет и конкретизирует направления работы на ближайший трехлетний период.
Цели и задачи программы
Выбор целей программы определен приоритетами социально-экономического развития города Москвы, Законом города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи" и постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве".
Основными приоритетами молодежной политики на ближайший 3-летний период предлагается установить:
- развитие системы регулярного мониторинга молодежной среды и информированности молодежи;
- включение молодежи в систему производственных и управленческих отношений, содействие приобретению дополнительных профессиональных навыков, профилактика социальной ответственности молодого человека за свою судьбу;
- увеличение акцента молодежной политики на потребности различных групп молодежи, привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в рамках реализации государственной молодежной политики, не только социально активной части молодежи, но и всех других ее представителей, социальных слоев и групп (работающая молодежи#, армейская молодежь, маргиналы, неформалы, молодые люди разного вероисповедания, вернувшиеся из мест лишения свободы и др.);
- усиление взаимодействия территориальных органов исполнительной власти с молодежными организациями и молодыми гражданами;
- создание действенной и прозрачной системы оценки эффективности и результативности мероприятий молодежной политики;
- развитие студенческого самоуправления в вузах;
- радикальное обновление материально-технической базы для реализации государственной молодежной политики.
Формирование программных мероприятий необходимо осуществлять с учетом следующих задач:
- развитие инфраструктуры и материально-технической базы сферы молодежной политики на базе существующих и вновь создаваемых объектов, в том числе путем включения объектов сферы молодежной политики в адресную городскую инвестиционную программу и социального обременения инвестора при заключении инвестиционных контрактов;
- обеспечение координации деятельности молодежных советов всех уровней и участия их представителей в разработке и реализации городских целевых программ;
- организация работы общественных молодежных приемных и проведение на регулярной основе встреч представителей органов исполнительной власти с молодежью города;
- обеспечение общественного контроля за ходом выполнения городских целевых программ со стороны молодежи;
- совершенствование подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров сферы молодежной политики, формирование кадрового резерва.
Фундаментальным положением проекта концепции программы является выстраивание схемы "задачи - мероприятия - результат" в целях решения приоритетной задачи - создания равных стартовых возможностей для молодых граждан по вхождению во "взрослую" жизнь путем создания системы, позволяющей формировать активную жизненную позицию молодежи, ее постоянное ответственное участие во всех направлениях жизнедеятельности города.
Основные принципы построения программы
Основными принципами для создания системы мер участия государственных и общественных институтов в процессе социализации молодежи являются:
- единство государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предусматривающее блочное построение программы (город, округ, район);
- приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного, нравственного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно-значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и студенческих общественных объединений;
- признание молодежи в качестве равноправного партнера при формировании и реализации городских целевых программ;
- осуществление координации деятельности и обеспечение взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и профильных молодежных организаций.
Данные принципы составят основу развития позитивных направлений и максимального использования потенциала активности молодых граждан.
В целях совершенствования городской молодежной политики перечень программных мероприятий предполагается объединить в три основных блока:
I. Городские мероприятия, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы в отношении молодежи, проводимые при поддержке Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы.
II. Мероприятия, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы в отношении молодежи, проводимые территориальными органами исполнительной власти города Москвы (префектуры административных округов и управы районов).
III. Городские мероприятия, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы в отношении молодежи, проводимые отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы в рамках действующих городских целевых программ.
Основные направления концепции
- укрепление здоровья молодых граждан;
- социальная поддержка студентов и молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- укрепление молодой семьи;
- получение основного базового и дополнительного образования;
- развитие информационного пространства для молодежи;
- стимулирование предпринимательской инициативы молодежи;
- повышение востребованности и конкурентоспособности на рынке труда;
- поддержка талантливых и одаренных молодых граждан;
- развитие научно-технического творчества молодежи и студентов;
- поддержка социальных инициатив молодых граждан и молодежных общественных организаций;
- социальная поддержка молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритеты программы
1. Обеспечение для каждого молодого человека равных стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса
1.1. В области образования
Необходимо не только нормативно обеспечить, но и заинтересовать каждого молодого гражданина в получении полного среднего, средне-специального и высшего образования. Развитие различных типов образовательных учреждений, поддержка образовательных проектов и программ, новых форм и методов обучения - все это позволит сделать образование более доступным. Кроме того, в условиях растущей доли платного образования в государственных вузах и увеличения числа негосударственных образовательных учреждений, реформирования в целом системы образования существует опасность потери возможности поступления в вуз талантливой, но недостаточно обеспеченной материально молодежи.
1.2. В области здоровья
Необходимо прививать навыки здорового образа жизни, собственное здоровье должно быть предметом постоянного внимания. Молодежь должна понимать иммунизацию и диспансеризацию как заботу о собственном здоровье. Необходимо создание системы специализированных стационаров, межвузовских поликлиник, центров репродуктивного здоровья (для обоих полов), планирования семьи, специализированных баз для оздоровления в каникулярный период. Активное участие в занятиях физической культурой и спортом должно стать нормой и стилем жизни современной молодежи.
1.3. В области жилищной политики
Необходимо ввести новые формы обеспечения жильем молодых граждан, предусмотрев, кроме молодых семей, категорию перспективных и талантливых молодых специалистов, окончивших вуз, с целью закрепления их в отраслях городского хозяйства.
Создать условия для увеличения материальных возможностей молодых семей по приобретению или получению жилья, обеспечить рост объемов жилых площадей для молодых семей. Экспериментально внедрить технологию "Арендный дом для молодежи", где аренда жилья была бы ниже рыночной.
Приоритетным остается предоставление жилья детям-сиротам, молодым семьям, с внедрением новых специальных схем кредитования. Предстоит решить проблему оснащения жилищного фонда города специальным оборудованием для беспрепятственного перемещения молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. В области занятости
Создание молодежных советов в отраслях городского хозяйства и на предприятиях города должно найти свое смысловое продолжение в создании молодежных трудовых коллективов (бригад) на предприятиях и учреждениях города, в первую очередь в организациях, посещаемых молодежью (предприятия потребительского рынка и услуг, библиотеки, клубные учреждения), с обеспечением соответствующей атрибутики и проектного продвижения.
Необходимо организовать профориентационную работу по обоснованному выбору молодежью профессии и вида трудовой деятельности, получению профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда, включая трудовую адаптацию молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Создать условия для обеспечения приоритетной возможности молодого человека после получения высшего (среднего) образования получить работу.
Важно предложить каждому молодому гражданину рабочее место в соответствии с его индивидуальными потребностями, возможностями, специальностью и квалификацией с обязательным воспитанием уважения к человеку труда.
Осуществить комплекс мер по поддержке и развитию движения молодежно-студенческих отрядов города Москвы, в том числе строительных и волонтерских, в целях обеспечения поддержки молодых граждан в сфере труда и трудоустройства, практического использования социального, трудового и творческого потенциала молодежи и студентов в интересах городского сообщества. Шире привлекать молодежно-студенческие отряды к реализации городских программ ("Мой двор, мой подъезд", восстановление инфраструктуры детских садов и др.).
1.5. В области социальной поддержки
Существующие выплаты молодым гражданам в связи с рождением детей, молодым гражданам с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся категориям молодежи, семьям, имеющим детей-инвалидов до 23 лет, необходимо увеличивать с опережающими инфляцию темпами.
Должны развиваться такие формы как: адресная мобильная социальная работа с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; группы самопомощи и взаимоподдержки молодежи; реализация программ получения навыков и умений самостоятельной жизни для молодежи, испытывающей трудности в интеграции.
1.6. Молодая семья
Необходимо формирование и укрепление в сознании молодежи авторитета семьи, уважения к институту семьи и семейным ценностям, не допущению агрессии внутри семьи, агрессии по отношению к детям.
Учитывая, что 2007 год объявлен в Москве Годом ребенка, более пристальное внимание ко всей проблематике работы с молодыми семьями, в том числе стимулирование рождаемости в молодых семьях, создание инфраструктуры детских садов, яслей, групп продленного дня и временного пребывания, способствующей, в частности, созданию условий для того, чтобы оба родителя работали, становится особенно своевременным и актуальным.
1.7. Информационное сопровождение молодежной политики
Существующий информационный вакуум в сфере молодежной политики тормозит и искажает меры, направленные в адрес молодежи. Большинство молодых людей не обладает своевременной, а соответственно актуальной информацией о городских программах и мероприятиях. Создание единого информационного пространства, с применением инновационных технологий, обеспечение должного внимания к средствам массовой информации и информационным материалам, распространяемым в местах скопления молодежи, позволит ознакомить максимальное количество молодых москвичей с городской молодежной политикой.
1.8. Кадровое обеспечение
Молодежь надо готовить к участию в государственных делах. Этому способствует внедрение форм и способов развития молодежного лидерства, включая формы специального образования, обеспечивающие формирование навыков эффективного лидерства и самоорганизации молодежи в округах и районах города Москвы, таких как: лидерские школы, тренинговые программы, сборы, форумы и т.д.
И здесь важно учесть потребность в кадрах как в сфере молодежной политики (Государственные учреждения, молодежные центры), так и в самой молодежной среде (молодежные организации).
Создание вертикальной модели реализации молодежной политики с развитием соответствующих органов управления в округах позволит построить единую систему взаимодействия районных, окружных, отраслевых и городских структур.
1.9. Досуг и культурная среда, инфраструктура для молодежи
Необходимо постоянно расширять и обновлять предоставляемый молодежи, в том числе на безвозмездной основе, комплекс услуг (городские спортивные площадки для занятия физкультурой и спортом, фитнесом; сеть мобильных спортивных интерактивных площадок).
Развивать молодежный и студенческий туризм путем регулярной организации на льготной основе поездок для молодежи и студентов.
В городе катастрофически не хватает современных молодежных центров. Альтернативой выступают коммерческие клубы и учреждения, в большей степени ориентированные на детей и подростков. Необходимо проработать механизм создания такой молодежной инфраструктуры, где могли бы реализовать собственные проекты молодежные организации и движения.
2. Защита молодых граждан (подростков и молодежи) от деструктивных влияний, негативных проявлений
По состоянию на 01.04.2006 на диспансерном и профилактическом наблюдении в наркологических диспансерах состояло 6132 человека в возрасте до 18 лет (324,6 на 100000 детского населения). Это составляет 5,3% от общего количества больных наркологическими заболеваниями в городе Москве.
За период с 2001 по 2005 год произошло снижение числа детей и подростков, состоящих на диспансерном и профилактическом наблюдении по всем видам наркологических заболеваний.
В 2005 году основную долю среди несовершеннолетних, состоящих под наблюдением в наркологических диспансерах, составляли школьники (62%), на втором месте находились учащиеся ПТУ и техникумов (22%), на третьем месте - неорганизованные дети (не учатся и не работают) - 11%. Доля работающих составила 4%, а студентов вузов - 1%.
В течение 2001-2005 гг. стабилизировалась ситуация по заболеваемости наркологическими расстройствами среди детей и подростков в городе Москве.
Целесообразно усилить взаимодействие заинтересованных ведомств и учреждений по вопросам раннего и своевременного выявления несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, в первую очередь в образовательных школах и учреждениях среднего профессионального образования. Также необходимо активизировать работу по информированию населения о деятельности наркологических служб, профилактике наркологических заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
Возможная социальная опасность для общества кроется сегодня в тотальном эгоизме, часто выдаваемом как позитив самоорганизованного общества. Навязываемые молодым гражданам западные "модные" стереотипы, массовое подражание псевдо-идеалам, пропаганда безответственного единоличного образа жизни, привитие вредных привычек, преступность, падение нравов, наркомания и алкоголизм, искажение исторических фактов - в комплексе выступают тормозом в динамике развития молодежного сообщества.
Задача города состоит не в констатации существования деструктивного влияния, а в активной защите молодежи от негативных проявлений путем развития и стимулирования инициатив, как самих молодых граждан, так и молодежных общественных организаций.
Негативные влияния в молодежной среде:
- искажение реальных фактов истории Отечества;
- деятельность оккультных религиозных сект;
- насаждение культа насилия, вседозволенности;
- нагнетание социальных межнациональных противоречий;
- навязывание стандартов субкультуры;
- равнодушное отношение к вредным привычкам (алкоголизм, наркомания, табакокурение, игромания);
- навязывание свободных и нетрадиционных сексуальных отношений;
- внедрение стереотипов асоциального поведения (бродяжничество, проституция);
- вовлечение молодежи в политический экстремизм;
- проявление национальной нетерпимости.
Меры защиты от негативных проявлений:
- привитие уважения, гордости к истории своей страны и города;
- просвещение молодежи, ее гражданское становление и нравственное воспитание;
- пропаганда здорового образа жизни;
- приобщение к лучшим традициям отечественной культуры;
- развитие толерантности не только к другим национальностям, религиям, конфессиям, но и к своим сверстникам;
- включение общественных институтов, влияющих на сознание молодых граждан, для активного позитивного влияния в области общественного поведения;
- осуществление анализа СМИ и информационных материалов в городе Москве на предмет выявления асоциальных материалов с привлечением информационных технологий;
- создание новых учреждений, занимающихся проблемами общественного мнения;
- развитие психологических служб;
- снижение напряженности в среде болельщиков.
3. Развитие инициативы и общественной активности молодежи
Молодежный общественный сектор Москвы сегодня - это динамично развивающаяся система.
В Москве сложилась система общественного взаимодействия, социального партнерства - это и объединение усилий государства и общества в решении проблем людей, и разделение ответственности, и совместное принятие решений, и совместная реализация этих решений на практике.
Выстраивается система взаимополезного сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными некоммерческими организациями, как равноправными партнерами, которые на общественных началах помогают решать те или иные проблемы города.
Для дальнейшей эффективной реализации молодежной политики необходимо направить усилия государства и общества на:
- развитие детского, молодежного, студенческого и волонтерского общественного движения;
- поддержку организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью;
- обеспечение участия общественных и иных некоммерческих организаций в профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде;
- организацию досуга молодых москвичей;
- популяризацию здорового образа жизни, физкультуры и спорта;
- развитие студенческого самоуправления;
- расширение участия общественных и иных некоммерческих организаций в воспитании толерантного сознания жителей, в работе по профилактике экстремизма и ксенофобии, укреплению межэтнической стабильности и социальной безопасности москвичей;
- привлечение общественных молодежных и студенческих организаций к решению проблем занятости;
- содействие общественным молодежным организациям в сфере реализации молодежной политики на международном и межрегиональном уровнях.
Это должно быть реализовано через эффективный открытый диалог между общественными организациями и структурами органов городской власти посредством системы межпрофильных и межотраслевых соглашений, договоров, постоянно действующих общественных и государственно-общественных советов, городских и окружных собраний общественного актива, рабочих и экспертных групп, форумов, совещаний, "круглых" столов, встреч руководителей департаментов, комитетов города Москвы с представителями общественных молодежных организаций, конкурсов социально значимых и грантовых программ.
В данном взаимодействии необходимо активно использовать средства открытых коммуникаций - радио, ТВ, печатные СМИ, вести диалог посредством понятных и близких нынешнему поколению молодежи инструментов - интернет-сайтов, интернет-форумов, блогов.
Формы и методы реализации:
- стимулирование активности молодежных организаций по включению в городские программы;
- создание банка идей молодежных организаций для последующей реализации;
- формирование молодежного лидерского потенциала в городе совместно с молодежными организациями;
- предоставление имеющейся городской материально-технической базы для поддержки проектов молодежных организаций;
- поддержка конкретных молодежных проектов всеми органами исполнительной власти города Москвы.
Система возможных целевых индикаторов программы
Для оценки эффективности реализации программы будет создана система измерителей, в состав которой войдут статистические показатели, система прямых и косвенных индикаторов, а также результаты социологических замеров. В результате будет создана независимая от органов управления система измерения эффективности реализации молодежной политики.
Целевые индикаторы и показатели для оценки хода реализации целей программы будут разработаны исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с российской статистикой (рождаемость в молодых семьях; состояние здоровья; молодежная смертность; количество общественно значимых программ, реализуемых молодежью; обеспечение жильем молодых семей; доступность для молодежи услуг в сфере культуры, досуга и отдыха, туризма, физкультуры и спорта).
Поскольку программа носит комплексный характер, ориентируется, в основном, на социально-экономическое развитие города, то создание системы измерителей, несомненно, должно коррелироваться и с общими показателями развития города. Проблемой в данном случае может быть вычленение эффекта реализации программы от эффектов, полученных при реализации других социальных программ.
Возможные целевые индикаторы программы
- Рождаемость в молодых семьях (состоящих в официальном браке);
- Количество молодых семей с одним, двумя или тремя детьми - получатели пособий;
- Количество заключенных браков (оба супруга до 30 лет);
- Снижение числа разводов в молодых семьях;
- Число рождений у несовершеннолетних матерей;
- Молодежная и детская смертность;
- Диспансеризация, вакцинация молодых граждан;
- Число подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- Количество молодежных организаций асоциальной направленности;
- Количество трудоустроенных молодых граждан в рамках городских целевых программ;
- Количество студентов, участвующих в самоуправлении;
- Количество молодежных малых предприятий;
- Количество молодых семей, улучшивших свои жилищные условия;
- Количество молодых граждан, участвующих в программах города по молодежному и студенческому туризму.
Система измерителей даст возможность не только судить о ситуации в молодежной среде, но и давать прогноз ее развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Окончательный выбор конкретных индикаторов должен быть определен при разработке программы "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) и определении объема финансовых средств на ее реализацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.