Екатеринбург |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А60-40069/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Синарский трубный завод" ( ОГРН 1026600931686, ИНН 6612000551, далее - общество, страхователь) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2013 по делу N А60-40069/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Самохина Е.В. (доверенность от 01.01.2014 N СН-215), Аникеева О.Е. (доверенность от 09.09.2013 N СН-248), Адоньева Т.Н. (доверенность от 01.01.2014 N СН- 131).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5, далее - учреждение, страховщик):
- от 18.07.2013 N 74 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- от 18.07.2013 N 74 о доначислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начислении пеней и привлечении страхователя к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ);
- от 18.07.2013 N 74 о доначислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и привлечении общества к ответственности на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Оспариваемые решения учреждения вынесены по результатам проведённой выездной проверки, которой в числе прочего установлены факты занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы выплат за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами, на суммы выплат за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, за период прохождения работниками военных сборов.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2013 (судья Колосова Л.В.) заявленные обществом требования удовлетворены частично. Признаны недействительными: решение учреждения от 18.07.2013 N 74 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в полном объеме; решение от 18.07.2013 N 74 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в части доначисления страховых взносов в сумме 45 786 руб. 92 коп. (в том числе 513 руб. 89 коп. и 45 273 руб. 03 коп.), соответствующих сумм пеней и штрафов; решение от 18.07.2013 N 74 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в части доначисления страховых взносов в сумме 95 647 руб. 25 коп. (в том числе 993 руб.53 коп. и 94 653 руб. 72 коп.), соответствующих сумм штрафов, как несоответствующие законодательству о социальном страховании. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 (судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить в части, касающейся начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы выплат работникам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, за период прохождения работниками военных сборов, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
По мнению общества, спорные выплаты работникам-донорам не связаны с выполнением ими трудовых обязанностей, являются дополнительными выплатами, мерой социальной поддержки, следовательно, не облагаются страховыми взносами в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Общество также считает, что выплаты в пользу работников, произведённые за время исполнения ими государственной обязанности (прохождение военных сборов) являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации), Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ), не относятся к выплатам, связанным с выполнением работником трудовой функции, соответственно, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Кроме того, общество указывает на неправомерное доначисление учреждением страховых взносов на суммы выплат, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ;
В соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу п. 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 указанного Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статьёй 186 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Разрешая спор в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 13.09.2011 N 4922/11, и, следуя ей, пришли к правомерному выводу о том, что спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов об отсутствии у общества правовых оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам.
В связи с изложенным суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании оспариваемых решений учреждения недействительными в части доначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций также подтвердили правомерность выводов учреждения о том, что суммы выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно п. 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими начислениями исходя из фонда оплаты труда.
Руководствуясь приведёнными нормами, а также учитывая, что средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в определенном ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не указан, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
На основании вышеизложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований общества о признании оспариваемых решений учреждения недействительными в части доначисления страховых взносов в отношении сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
Довод общества о неправомерном доначислении учреждением страховых взносов на суммы выплат, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в подтверждение указанного довода общество ссылается на расчёт, приведённый в кассационной жалобе, в котором суммы недоимки, доначисленной без учёта ограничений, установленных ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчислены исходя из фонда оплаты труда, включающего выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами, признанные судом не облагаемыми страховыми взносами.
Иные доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2013 по делу N А60-40069/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Синарский трубный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
...
Довод общества о неправомерном доначислении учреждением страховых взносов на суммы выплат, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в подтверждение указанного довода общество ссылается на расчёт, приведённый в кассационной жалобе, в котором суммы недоимки, доначисленной без учёта ограничений, установленных ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчислены исходя из фонда оплаты труда, включающего выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами, признанные судом не облагаемыми страховыми взносами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2014 г. N Ф09-3854/14 по делу N А60-40069/2013