Екатеринбург |
|
02 июля 2014 г. |
Дело N А60-39068/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Синарский трубный завод" (ИНН 6612000551, ОГРН 1026600931686, далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.01.2014 по делу N А60-39068/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Самохина Е.В. (доверенность от 01.01.2014 N СН-215), Аникеева О.Е. (доверенность от 09.09.2013 N СН-248), Адоньева Т.Н. (доверенность от 01.01.2014 N СН-131).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (ИНН 6612009106, ОГРН 1026600931774, далее - управление) от 04.09.2013 N 075/036/РВ/65-2013 о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2011 и 2012 г., начислении пеней и привлечении общества к ответственности за неуплату страховых взносов на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Оспариваемое решение управления вынесено по результатам проведённой выездной проверки, которой в числе прочего установлены факты занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование на суммы выплат работникам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, за период прохождения работниками военных сборов.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2014 (судья Иванова С.О.) заявленные обществом требования удовлетворены частично. Решение управления от 04.09.2013 N 075/036/РВ 65-2013 признано недействительным в части: выводов о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 34 259 руб. 16 коп. в результате непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований нормативных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2011, 2012 г. и начисления соответствующих сумм страховых взносов, пеней и штрафа; в части доначисления страховых взносов за 2011, 2012 г., связанных с оплатой дополнительных выходных дней, предоставленных работникам для ухода за детьми-инвалидами, в том числе в Пенсионный фонд в сумме 740 016 руб. 76 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 130 915 руб. 80 коп., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 26 779 руб. 14 коп., а также начисления соответствующих пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить в части, касающейся начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование на суммы выплат работникам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, за период прохождения работниками военных сборов, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
По мнению общества, спорные выплаты работникам-донорам не связаны с выполнением ими трудовых обязанностей, являются дополнительными выплатами, мерой социальной поддержки, следовательно, не облагаются страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Кроме того, общество полагает, что суды необоснованно руководствовались правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.09.2011 N 4922/11, в связи с рассмотрением в настоящем споре иных фактических обстоятельств.
Общество также считает, что выплаты в пользу работников, произведённые за время исполнения ими государственной обязанности (прохождение военных сборов) являются компенсацией, предусмотренной трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации), Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ), не относятся к выплатам, связанным с выполнением работником трудовой функции, соответственно, указанные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Статьёй 186 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Разрешая спор в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно приняли во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 13.09.2011 N 4922/11, и, следуя ей, пришли к правомерному выводу о том, что спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов об отсутствии у общества правовых оснований для не включения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам.
В связи с изложенным суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований о признании оспариваемого решения управления недействительным в части доначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций также подтвердили правомерность выводов управления о том, что суммы выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно п. 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими начислениями исходя из фонда оплаты труда.
Руководствуясь приведёнными нормами, а также учитывая, что средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в определенном ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не указан, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
На основании вышеизложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований общества о признании оспариваемого решения управления недействительным в части доначисления страховых взносов в отношении сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
На основании вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.01.2014 по делу N А60-39068/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Синарский трубный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2014 г. N Ф09-4063/14 по делу N А60-39068/2013