Екатеринбург |
|
25 июля 2014 г. |
Дело N А47-10122/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Гусева О.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Юг" (далее - общество "Юг") Садыкова Айнура Асхатовича (далее - конкурсный управляющий Садыков А.А.) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А47-10122/2013 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
конкурсного управляющего Садыкова А.А. - Байгильдия С.А. (доверенность от 24.04.2014);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - налоговый орган, регистрирующий орган) - Узбекова О.Ф. (доверенность от 18.06.2014 N 04-16/25).
Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Оренбургской области.
Конкурсный управляющий общества "Юг" Садыков А.А. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции за период с 24.09.2013 по 26.11.2013, выраженных в письме от 18.09.2013 и связанных с отказом внести изменения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества "Юг" (с учетом уточнения заявленных требований, заявленных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.12.2013 (судья Третьяков Н.А.) принят отказ конкурсного управляющего общества "Юг" Садыкова А.А. от заявленных требований в части обязания инспекции внести изменения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, производство по делу в указанной части прекращено. Заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия регистрирующего органа, связанные с отказом внести изменения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, выраженные в письме от 18.09.2013 за период с 24.09.2013 по 26.11.2013.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2013 (судьи Серкова З.Н., Забутырина Л.В., Хоронеко М.Н.) решение суда отменено в части удовлетворения требований, в удовлетворении заявленных требований конкурсного управляющего общества "Юг" Садыкова А.А. отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий общества "Юг" Садыков А.А. просит постановление суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение и нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что при рассмотрении дела подлежат применению нормы Федерального закона от 26.10.2002N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), который не предусматривает обязанность конкурсного управляющего подавать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. При открытии конкурсного производства и назначении судом конкурсного управляющего регистрирующим органом изменения в ЕГРЮЛ вносятся самостоятельно на основании определения арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего. Заявитель жалобы полагает, что налоговый орган располагал достаточными сведениями о Садыкове А.А. для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить жалобу конкурсного управляющего общества "Юг" Садыкова А.А. без удовлетворения, постановление суда - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2012 по делу N А47-8892/2012 общество "Юг" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Хасанов Р.Р. Определением суда от 06.09.2013 по делу N А47-8892/2012 после освобождения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего Хасанова Р.Р. конкурсным управляющим утвержден Садыков А.А.
Садыков А.А. направил в адрес инспекции уведомление от 12.09.2013 об утверждении его конкурсным управляющим общества "Юг", к которому приложил копию названного определения суда, уведомление получено регистрирующим органом 16.09.2013.
Письмом от 18.09.2013 N 06-12/018146 регистрирующий орган сообщил Садыкову А.А. о невозможности на основании представленных им документов принять решение о государственной регистрации и внести в ЕГРЮЛ запись о смене конкурсного управляющего, и указал, что для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ заявителю необходимо представить на регистрацию надлежащим образом оформленное заявление по форме N Р14001 и копию определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего.
Садыков А.А., полагая, что действия ответчика, связанные с невнесением изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества "Юг", не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, а также права должника и кредиторов, обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации юридических лиц).
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен п. 1 ст.5 Закона о госрегистрации юридических лиц.
В пункте 1 ст. 1 Закона о банкротстве указано, что он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Законом о банкротстве.
В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд в порядке ст. 45 Закона о банкротстве утверждает конкурсного управляющего.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника (п.1 ст. 129 Закона о банкротстве).
Поскольку конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, то в случае изменения сведений о нем в связи с утверждением в деле о банкротстве иного конкурсного управляющего в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
Закон о регистрации юридических лиц не содержит исключений относительно порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для организаций, находящихся в процедуре банкротства.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации юридических лиц для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона о госрегистрации юридических лиц представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юридических лиц требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (подп. 1.2 п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юридических лиц).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (п. 1.3 указанной нормы).
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
Иной порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), при введении в отношении юридического лица процедуры конкурсного производства ни Законом о госрегистрации юридических лиц, ни Законом о банкротстве не предусмотрен.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что вновь утвержденный конкурсный управляющий общества "Юг" Садыков А.А. в установленном Законом о госрегистрации юридических лиц порядке с заявлением о внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени должника, по форме N Р14001 не обращался. Направление в адрес инспекции копии определения суда об утверждении конкурсного управляющего не является основанием для осуществления регистрационных действий по внесению изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества-должника.
Возможность совершения регистрирующим органом данных действий в отсутствие заявления по форме N Р14001 действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
Основания для переоценки вывода суда апелляционной инстанции и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на Закон о банкротстве не может быть принята, поскольку названный закон регулирует иные правоотношения и не устанавливает порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина, излишне уплаченная конкурсным управляющим общества "Юг" Садыковым А.А. при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А47-10122/2013 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Юг" Садыкова Айнура Асхатовича - без удовлетворения.
Возвратить конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Юг" Садыкову Айнуру Асхатовичу из федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 12.05.2014.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (п. 1.3 указанной нормы).
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений.
Иной порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), при введении в отношении юридического лица процедуры конкурсного производства ни Законом о госрегистрации юридических лиц, ни Законом о банкротстве не предусмотрен.
...
Ссылка заявителя жалобы на Закон о банкротстве не может быть принята, поскольку названный закон регулирует иные правоотношения и не устанавливает порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 июля 2014 г. N Ф09-4348/14 по делу N А47-10122/2013
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4348/14
23.07.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10122/13
24.03.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1798/14
26.12.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10122/13