Екатеринбург |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А76-26182/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2014 по делу N А76-26182/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Лычагин А.И. (доверенность от 24.07.2014 б/н);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту в лице Южно-Уральского территориального отдела (далее - управление) - Смелкова Н.А. (доверенность от 04.08.2014 N 82).
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания управления от 08.11.2013 N 1588.
Решением суда от 06.02.2014 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, полагая, что суды при рассмотрении настоящего спора формально истолковали требования санитарно-эпидемиологического законодательства, не установив существенные юридически значимые обстоятельства дела.
В обоснование жалобы общество приводит доводы о нарушении оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и несоответствии предписания требованиям действующего законодательства, отмечая при этом, что все структурные подразделения общества, расположенные на территории станции "Челябинск-Главный", обеспечены нормативной экологической документацией, в том числе в части нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (проект предельно допустимых выбросов).
Заявитель жалобы указывает на то, что обществом "РЖД" представлены необходимые документы: техническая и эксплуатационная характеристика станции "Челябинск-Главный", проекты нормативов предельно допустимых выбросов для объектов, расположенных на территории станции Челябинск-Главный, санитарно-эпидемиологические заключения, которые не были предметом оценки судов с учетом требований санитарных норм и правил.
Общество поясняет, что в 2007 году на станции "Челябинск-Главный" была проведена работа по разработке проекта санитарно-защитной зоны эксплуатационного локомотивного депо "Челябинск", разработаны проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ремонтного локомотивного депо "Южный Урал", Челябинской дистанции электроснабжения, Челябинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки. При этом согласно позиции общества разработка проектов санитарных разрывов линий железнодорожного транспорта затруднена ввиду отсутствия утвержденных методик; критерии принятия решения об установлении санитарно-защитных зон не вполне определены; предусмотренные СанПиН требования к установлению санитарно-защитных зон не взаимосвязаны с градостроительным и земельным законодательством и законодательством о кадастровой деятельности; отсутствует порядок установления единой санитарно-защитной зоны для промышленного узла; установление санитарно-защитной зоны требует значительных временных затрат, не менее 3-х лет.
По мнению управления, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела и представленные доказательства, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Управление просит оставить решение, постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, в связи с многочисленными обращениями граждан о причинении деятельностью общества "РЖД" вреда жизни и здоровью, выразившегося в создании неблагоприятных условий проживания в жилых домах, на основании распоряжения управления от 16.10.2013 N 31 в отношении общества "РЖД" (железнодорожная станция "Челябинск-Главный") должностными лицами управления в период с 16.10.2013 по 07.11.2013 проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в жалобах граждан, оценки соответствия осуществляемой обществом деятельности требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях документарной проверки в адрес заявителя управлением направлен запрос от 16.10.2013 N 1479 о предоставлении обществом заверенных копий следующих документов:
- проекта санитарно-защитной зоны железнодорожной станции "Челябинск-Главный";
- документов, подтверждающих организацию проведения расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.), с последующим проведением натурных исследований и измерений;
- документов, подтверждающих осуществление и (или) организацию (в рамках производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и мероприятий на железнодорожной станции "Челябинск-Главный") лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния данной железнодорожной станции с целью оценки влияния железнодорожной станции "Челябинск-Главный" на среду обитания человека и его здоровье, обеспечения безопасности и безвредности для человека и его среды обитания вредного влияния объектов железнодорожной станции "Челябинск-Главный";
- документов, свидетельствующих о правовом статусе железнодорожной станции "Челябинск-Главный", ее функциональном назначении, видах и характере осуществляемых на станции работ, операций, категории станции по основному виду работ, поэлементном производственном составе железнодорожной станции (участки, хозяйства, парки, депо, цеха, станции, площадки).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 07.11.2013 N 31 (т.1 л.д. 57-59).
На основании указанного акта проверки управлением обществу выдано предписание от 08.11.2013 N 1588 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, в котором указано, что в нарушение п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), п. 2.1, 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), отсутствует утвержденный проект санитарно-защитной зоны железнодорожной станции "Челябинск-Главный"; в нарушение ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), ст. 25 Закона об охране атмосферного воздуха, п. 1.5, 2.1, 2.2 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СП 1.1.1058-01), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, не осуществляются и не организованы (в рамках производственного контроля за соблюдением санитарных правил выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на железнодорожной станции "Челябинск-Главный") лабораторные исследования и испытания характеристик атмосферного воздуха на предмет химического, физического воздействия на атмосферный воздух от источников химического, физического воздействия железнодорожной станции "Челябинск-Главный" на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния железнодорожной станции "Челябинск-Главный" с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровья, обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок не позднее, чем 9 месяцев со дня получения предписания представить в управление в письменном виде перечень мероприятий по устранению вышеперечисленных нарушений.
Общество "РЖД", полагая, что указанное предписание управления является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия оспариваемого предписания управления требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и отсутствия нарушений данным актом прав заявителя.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и нормах права.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения требований общества "РЖД".
Руководствуясь п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, суды правомерно указали на то, что управление является уполномоченным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и при выявлении нарушения санитарного законодательства вправе выдавать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил и норм.
В соответствии со ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, под которым, понимается деятельность по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве должны соблюдаться санитарные правила.
В силу п. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдение санитарных правил является обязательным.
Под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно п. 1.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Указанные санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству (п. 1.4 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с гл. VII и приложениями 1 - 6 к названным санитарным правилам. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
На основании п. 6.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, электромагнитных излучений, инфразвука, рассеянного лазерного излучения и других физических факторов на внешней границе санитарно-защитной зоны.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств.
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (п. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), установленная (окончательная) на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полёта в зоне взлёта и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений (п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Правильно применив вышеназванные правовые нормы, суды обеих инстанций обоснованно заключили, что у общества "РЖД" имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны путем разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны железнодорожной станции "Челябинск-Главный".
Данная обязанность возникла у общества в период действия п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции до внесения изменений N 3 от 09.09.2010, и не была им исполнена. С внесением изменений в редакцию п. 1.2 СанПиН указанная обязанность общества не устранена.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по запросу управления от 16.10.2013 N 1479 утвержденный проект санитарно-защитной зоны железнодорожной станции "Челябинск-Главный" обществом не представлен.
При таких обстоятельствах суды пришли к верным выводам о том, что оспариваемое предписание управления в части возложения на общество "РЖД" обязанности представить в управление перечень мероприятий по устранению нарушений п. 3 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха, п. 2.1, 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 соответствует требованиям законодательства и не нарушает права заявителя.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды также установили законность предписания управления в части требования о выполнении обществом положений СП 1.1.1058-01.
Как отмечено выше, выявленное нарушение выразилось в том, что обществом не осуществляются и не организованы лабораторные исследования и испытания характеристик атмосферного воздуха на предмет химического, физического воздействия на атмосферный воздух от источников химического, физического воздействия на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния железнодорожной станции "Челябинск-Главный" с целью оценки влияния производства на среду обитания человека.
Согласно письму Роспотребнадзора от 15.02.2012 N 01/1350-12-32 "О действии СП 1.1.1058-01" в настоящее время указанные санитарные правила действуют до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (п. 1.5 СП 1.1.1058-01).
Согласно п. 2.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
На основании п. 2.3 СП 1.1.1058-01 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работы, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
В соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных данными санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории производственной площадки, на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
В силу п. 2.5 СП 1.1.1058-01 номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания и результатов лабораторных исследований и испытаний, выполняемых центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в рамках осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Пунктом 2.6 СП 1.1.1058-01 установлено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с п. 2.7, 2.8 СП 1.1.1058-01 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу п. 3.3 СП 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать, в том числе, перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний).
Как следует из примечания к указанному пункту, основанием для определения перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, и определения периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятия, являются санитарные правила, гигиенические нормативы и данные санитарно-эпидемиологической оценки.
На основании п. 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на различных категориях объектов, в числе которых промышленные предприятия (объекты), где производственный контроль осуществляется, в том числе, в границах санитарно-защитной зоны.
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещённости, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блескость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1 - 4 классов опасности; биологический фактор).
Таким образом, производственный контроль зависит от конкретного вида осуществляемой деятельности и проводится с помощью методов и методик контроля, содержащихся в официально изданных санитарных правилах.
Руководствуясь приведенными положениями СП 1.1.1058-1, суды пришли к верному выводу о том, что для объектов железнодорожного транспорта предусмотрено проведение производственного контроля, в том числе в форме лабораторных исследований и испытаний, в границах санитарно-защитной зоны.
В рассматриваемом случае административным органом правомерно установлена, исходя из перечисленных выше норм права и специфики деятельности заявителя, необходимость проведения лабораторных исследований на предмет установления вопроса о том, оказывает ли деятельность общества негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При названных обстоятельствах, установив, что общество по запросу управления от 16.10.2013 N 1479 не представило документы, подтверждающие организацию проведения расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.), с последующим проведением натурных исследований и измерений; осуществление и (или) организацию (в рамках производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и мероприятий на железнодорожной станции "Челябинск-Главный") лабораторных исследований и испытаний на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния данной железнодорожной станции с целью оценки влияния железнодорожной станции "Челябинск-Главный" на среду обитания человека и его здоровье, обеспечения безопасности и безвредности для человека и его среды обитания вредного влияния объектов железнодорожной станции "Челябинск-Главный", суды обеих инстанций правомерно признали законным оспариваемое предписание управления в части обязания общества "РЖД" в течение 9 месяцев разработать перечень мероприятий, направленных на устранение нарушений ст. 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ст. 25 Закона об охране атмосферного воздуха, п. 1.5, 2.1, 2.2 СП 1.1.1058-01.
При этом суды обоснованно указали на исполнимость оспариваемого предписания управления, отметив, что предписание не содержит указания на совершение конкретных действий, предоставляет возможность обществу в течение достаточного времени (9 месяцев) самостоятельно разработать перечень мероприятий по устранению выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, установив, что требования санитарно-эпидемиологического законодательства, несоблюдение которых вменяется обществу, закреплены в нормативных актах и не отменены; предписание от 08.11.2013 N 1588 вынесено управлением в пределах предоставленных ему п. 2 ст. 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения полномочий, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, не возлагает на заявителя незаконных обязанностей, суды обеих инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным оспариваемого предписания управления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества, в том числе относительно представления заявителем в управление технической и эксплуатационной характеристики железнодорожной станции "Челябинск-Главный", проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, санитарно-эпидемиологических заключений, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены судом по результатам исследования фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы повторяют позицию общества по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, устанавливающего требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права. Указанные доводы фактически сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.02.2014 по делу N А76-26182/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.