Екатеринбург |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А07-13814/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения - Отдела сельского хозяйства администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан (далее - Учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2013 по делу N А07-13814/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган) - Валидов Р.Р. (доверенность от 04.07.2014).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании незаконным решения от 04.04.2013 N 9/3551 по делу N А-146/15-12.
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Расцвет Ильича" (далее - общество), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Божик Богдан Федорович (далее - Божик Б.Ф.), Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство), Администрация муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 23.12.2013 (судья Галимова Н.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 (судьи Арямов А.А., Баканов В.В., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, неправильное истолкование судами нормативных правовых актов.
При этом заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие отдельного соглашения между Администрацией и открытым акционерным обществом АНК "Башнефть" (далее - общество АНК "Башнефть") о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), реализуемых сельскохозяйственным производителем Калтасинского района, а также на отсутствие такого соглашения между Администрацией и хозяйствующими субъектами.
Кроме того, Учреждение не согласно с тем, что решение суда первой инстанции не содержит выводов о правах и обязанностях Правительства Республики Башкортостан.
Учреждение также не согласно с выводами судов о том, что Отдел сельского хозяйства Администрации является субъектом, ответственным за выполнение организационных и контрольных мероприятий в области поставки льготного топлива, а именно в части подготовки списков товаропроизводителей - получателей ГСМ.
В связи с этим заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неправильно истолковано положение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закона N 135-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Учреждение является некоммерческой организацией, находящейся в ведомственном подчинении муниципального образования муниципальный Калтасинский район Республики Башкортостан, созданной для оказания услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях реализации полномочий муниципального образования в сфере сельскохозяйственного производства.
Между Правительством Республики Башкортостан и обществом АНК "Башнефть" 16.03.2011 в целях проведения сельскохозяйственных работ в 2011 году заключено соглашение, которым в том числе муниципальному району Калтасинский район установлен расчетный объем поставки по сниженным ценам дизельного топлива - в количестве 768 т, автомобильного бензина нормаль-80 - в количестве 61 т.
Учреждению Министерством предложено в срок до 25.03.2011 представить расчеты нефтепродуктов всего по району и в разрезе сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей ГСМ в тоннах.
Учреждением в соответствии с телефонограммой от 22.03.2011 в Министерство представлен реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей района с указанием расчетных объемов поставки нефтепродуктов в тоннах. Одним из получателей ГСМ по сниженным ценам в реестре указано общество.
В Управление 10.04.2012 поступило обращение Божика Б.Ф., содержащее сведения о нарушении Учреждением требований антимонопольного законодательства ввиду предоставления преимущества обществу при распределении ГСМ сельскохозяйственным товаропроизводителям муниципального района в 2011 году.
По итогам рассмотрения возбужденного на основании названного обращения дела о нарушении антимонопольного законодательства N А-146/15-12 Управлением принято решение от 04.04.2013, которым Учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ, предписание Учреждению решено не выдавать в связи с невозможностью приведения положения в первоначальное состояние.
Основанием для признания Учреждения нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ послужил вывод антимонопольного органа о предоставлении Учреждением обществу преимущества по сравнению с другими конкурирующими с этим обществом организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность, так как при предоставлении в Министерство расчетов нефтепродуктов всего по району в разрезе сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей ГСМ, указано завышенное расчетное количество дизельного топлива обществу (расчет произведен исходя из данных общества о плановых посевных площадях на 2011 год вместо данных статотчетности, составленной по итогам 2010 года; в формы статистического наблюдения общества включены сведения о земельных участках, засеянных озимыми осенью 2009 года, тогда как общество создано решением учредителя от 02.04.2010).
В соответствии с произведенным Управлением расчетом ГСМ, подлежащих выделению обществу по сниженным ценам, объем названных ГСМ составил 37 т, тогда как фактически распределено 69,9 т.
Полгая, что названное решение Управления незаконно, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта антимонопольного органа, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, основаны на действующем законодательстве, материалах дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 8 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды горючесмазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям" установлено право исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления заключать с хозяйствующими субъектами - производителями или поставщиками ГСМ соглашения о снижении или поддержании цен при поставке сельскохозяйственным товаропроизводителям отдельных видов ГСМ, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей ГСМ по сниженным ценам, который направляется в министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ежеквартально информируют Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и территориальные органы Федеральной антимонопольной службы о соблюдении процедуры отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей об объемах ГСМ, которые планировалось поставить и которые фактически поставлены сельскохозяйственным товаропроизводителям, о суммарном объеме полученных от поставщиков скидок.
В связи с этим наряду с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицами ответственными за организацию выполнения и контроля программы поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям ГСМ по сниженным ценам являются органы местного самоуправления.
Суды, указав, что Учреждение создано Администрацией в целях осуществления мероприятий по государственному регулированию и управлению в агропромышленном комплексе муниципального района, установив, что исполняя названные функции органа местного самоуправления Учреждение осуществило действия по предоставлению в соответствии с требованием Министерства расчетов ГСМ по району в целом и в разрезе отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей ГСМ по сниженным ценам в 2011 году, пришли к верному выводу о необходимости соблюдения Учреждением при осуществлении указанных действий ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Судами установлено, что представленный Учреждением в Министерство список сельскохозяйственных товаропроизводителей района - получателей ГСМ по сниженным ценам, с указанием посевных площадей и расчетного объема получаемого топлива, содержит сведения об объеме дизельного топлива, распределяемого обществу - 69,6 т и бензина Н-80-5,49 т, рассчитанного исходя из площади сельхозугодий - 4133 га (включая площадь пашни - 3649 га).
Уточненным списком по объему перераспределения топлива в августе 2011 года Учреждение уменьшило объем дизельного топлива, подлежащего распределению обществу, до 49,64 т.
При расчетах объемов льготного топлива для общества приняты представленные обществом сведения о плановых посевных площадях на 2011 год вместо подлежащих учету сведений статотчетности за 2010 год (учтенных в отношении иных сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей ГСМ по сниженным ценам), что привело к завышению объемов получаемого обществом льготного топлива в представленном Учреждением списке.
В связи с этим судами верно сделан вывод о подтверждении факта создания действиями Учреждения преимущества обществу по сравнению с иными сельскохозяйственными товаропроизводителями - получателями ГСМ по сниженным ценам в 2011 году.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия Учреждения правомерно признаны Управлением противоречащими требованиям ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Иное толкование Учреждением положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2013 по делу N А07-13814/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения - Отдела сельского хозяйства администрации муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.