Екатеринбург |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А50-20983/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Тороповой М.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2014 по делу N А50-20983/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Интер-Лес" (далее - общество "Интер-Лес") о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 704 002 руб. 22 коп.
Протокольным определением Арбитражного суда Пермского края от 31.01.2014 принято к производству встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Интер-Лес" к Министерству о признании недействительными (ничтожными) расчетов размера арендной платы на 2010-2011 гг., на 2012 г. по договору аренды лесного участка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2014 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано; встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме, расчеты размера арендной платы на 2010 г., 2011 г., 2012 г. по договору аренды лесного участка от 18.03.2010 N 493 признаны недействительными (незаконными).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и взыскать задолженность по арендной плате, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, оспариваемые действия по изменению размера годовой арендной платы не являются изменениями установленных условий аукциона, не противоречат положениям действующего гражданского законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации, проведены по соглашению сторон договора. Судами не принято во внимание, что увеличение размера арендной платы связано с улучшением качественной структуры арендованного лесного участка, увеличением объема освоения хвойного хозяйства. Невнесение изменений в договор аренды означало бы использование арендатором лесов бесплатно. Кроме того, Министерство указывает, что Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в ст. 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации внесены изменения, из которых следует, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка, что свидетельствует о правомерности оспариваемых расчетов размера арендной платы на 2010-2011, 2012 годы.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Интер-Лес" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что 18.03.2010 по результатам аукциона между Агентством по природопользованию Пермского края (в настоящее время Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) (арендодатель) и обществом "Интер-Лес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 493, согласно которому арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 03.03.2010 N 7 обязуется представить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, общей площадью 4001 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский муниципальный район, Чайковское лесничество, Чайковское сельское участковое лесничество (ТОО "Маяк"), кварталы 1-11, 13, 16, 17 (п. 1, 2 договора).
Договор заключен сторонами на срок с 18.03.2010 по 17.03.2026 (п. 21 договора).
Договор зарегистрирован в установленном порядке 28.05.2010.
В силу п.13.2. договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором.
В соответствии с п. 7 договора арендная плата составляет 3 084 250 руб. в год. Размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов (п. 7.1. договора).
Размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и дополнений в договор (п. 9 договора).
Лесной участок передан обществу "Интер-Лес", что подтверждается представленным в материалы дела актом приема-передачи лесного участка в аренду от 22.03.2010 (приложение N 5 к договору).
Между сторонами 03.08.2012 подписаны расчеты размера арендной платы на 2010-2012 годы, в результате корректировки арендных платежей размер арендной платы на 2010-2011 годы установлен в сумме 3 510 779 руб., на 2012 год - 3 478 258 руб.
Министерство 13.09.2013 направило в адрес общества "Интер-Лес" письмо N СЭД-30-01-22-1961 с требованием о погашении задолженности по арендной плате в сумме 704 002 руб. 22 коп. в течение 15 календарных дней с момента получения данного уведомления. Претензия оставлена без ответа.
Ссылаясь на неисполнение обществом "Интер-Лес" своих обязательств по внесению арендной платы Министерство обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Общество "Интер-Лес" ссылаясь на незаконность изменения размера арендной платы и отсутствие в связи с этим задолженности по ее уплате, обратилось в суд с требованием о признании недействительными (ничтожными) расчетов размера арендной платы.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что задолженность по арендным платежам за пользование лесным участком в сумме 704 002 руб. 22 коп. возникла в связи с подписанием сторонами 03.08.2012 расчетов размера арендной платы на 2010-2012. Соответственно, посчитав, что внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенного на аукционе, противоречит действующему законодательству, суды отказали в удовлетворении первоначального иска и удовлетворили встречный иск.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действующей на момент подписания оспариваемых расчетов) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 53.7 настоящего Кодекса (в редакции, действующей на момент подписания оспариваемых расчетов).
В отношении применения данного правила в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13 изложена следующая позиция.
Пунктом 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом. Вместе с тем ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом (ч. 7 ст. 53.7 Кодекса). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае не может быть использован по следующим причинам. Во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, во-вторых, изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора, а в аукционной документации была непосредственно заложена возможность такого изменения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13, суды первой и апелляционной инстанций установив, что по итогам проектов освоения лесов Министерством была произведена корректировка арендных платежей за 2010-2012 годы, сторонами подписаны оспариваемые расчеты, в связи с чем у общества "Интер-Лес" возникла задолженность по арендным платежам в размере 704 022 руб. 22 коп., пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания данной суммы, поскольку условия договора аренды лесного участка от 18.03.2010 N 493, заключенного по результатам проведения аукциона, не могли быть изменены в порядке, предусмотренном ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, действия сторон в данной части противоречат положениям ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, что влечет недействительность соглашений об изменении размера арендной платы на 2010-2011 гг., на 2012 г. по договору аренды лесного участка.
При таких обстоятельствах, у судов отсутствовали основания для удовлетворения первоначальных исковых требований о взыскании задолженности по арендной плате, встречные исковые требования удовлетворены правомерно.
Довод Министерства о необходимости оценивать правомерность оспариваемых расчетов с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в ст. 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которым допускается изменение арендной платы в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка, отклоняется, поскольку согласно п.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, а в с. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 250-ФЗ указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что запрет на изменение размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, предусмотрен только для изменения в сторону уменьшения, отклоняется судом кассационной инстанции с учетом вышеизложенного. Данный довод основан на неверном толковании норм материального права, по существу направлен на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.03.2014 по делу N А50-20983/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.