Екатеринбург |
|
08 сентября 2014 г. |
А07-23692/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме - 08 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Местная реклама" (далее - общество "Местная реклама") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.04.2014 по делу N А07-23692/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Местная реклама" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы, выраженное в письме от 27.12.2013 N 291-ПС; обязании выдать обществу "Местная реклама" разрешительные документы на эксплуатацию рекламных мест по следующим адресам.
По заявлению-обращению от 25.04.2008 N 01-02-8728/6:
1) г. Уфа, ул. Машиностроителей, рядом с домом N 7. Паспорт рекламного места N 002-2008-353;
2) г. Уфа, ул. Машиностроителей, рядом с домом N 13, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" без номера Паспорт рекламного места N 002-2008-357;
3) г. Уфа, ул. Машиностроителей, рядом с домом N 19, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 15, 16 Паспорт рекламного места N 002-2008-352;
4) г. Уфа, ул. Машиностроителей, рядом с домом N 21, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 18, 19 Паспорт рекламного места N 002-2008-351;
5) г. Уфа, ул. Мушникова, рядом с домом N 11, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 49, 51 Паспорт рекламного места N 002-2008-359;
6) г. Уфа, ул. Мушникова, рядом с домом N 36/3 по ул. Транспортной, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 50, 52 Паспорт рекламного места N 002-2008-355;
7) г. Уфа, ул. Мушникова, рядом с домом N 36/3 по ул. Транспортной, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 48, 50 Паспорт рекламного места N 002-2008-356;
8) г. Уфа, ул. Ферина, рядом с домом N 16, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 25, 27 Паспорт рекламного места N 002-2008-358;
9) г. Уфа, пересечение улиц Бульвар Янаби и Бульвар Баландина, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 2, 4. Паспорт рекламного места N 002-2008-362;
10) г. Уфа, ул. Интернациональная, рядом с домом N 79, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 65, 66. Паспорт рекламного места N 002-2008-354;
По заявлению-обращению от 07.02.2008 N 01-02-2520/6:
11) г. Уфа, Автодорога "Уфа-Затон", Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 327, 329. Паспорт рекламного места N 004-2008-361;
12) г. Уфа, Автодорога "Уфа-Затон". Паспорт рекламного места N 004-2008-215;
13) г. Уфа, Автодорога "Уфа-Затон". Паспорт рекламного места N 004-2008-221;
14) г. Уфа, Автодорога "Уфа-Затон". Паспорт рекламного места N 004-2008-214;
15) г. Уфа, Автодорога "Уфа-Затон". Паспорт рекламного места N 004-2008-220;
16) г. Уфа, Автодорога "Уфа-Затон". Паспорт рекламного места N 004-2008-219;
17) г. Уфа, ул. Ахметова, рядом с домом N 380, Электроопора МУСП "УфаГорсвет" N 160, 162. Паспорт рекламного места N 004-2008-360;
18) г. Уфа, ул. Ахметова, рядом с домом N 254. Паспорт рекламного места N 004-2008-218;
19) г. Уфа, ул. Ахметова, рядом с домом N 272. Паспорт рекламного места N 004-2008-217;
20) г. Уфа, ул. Ахметова, рядом с домом N 217. Паспорт рекламного места N 004-2008-216;
По заявлению-обращению от 19.05.2008 N 01-02-10169/6:
21) г. Уфа, ул. Ю. Гагарина, рядом с домом N 49. Паспорт рекламного места N 006-2008-460;
22) г. Уфа, ул. Ю. Гагарина, рядом с домом N 26. Паспорт рекламного места N 006-2008-458;
23) г. Уфа, ул. Жигулевская, рядом с домом N 25. Паспорт рекламного места N 005-2008-461;
24) г. Уфа, ул. Ю. Гагарина, рядом с домом N 74. Паспорт рекламного места N 006-2008-459;
25) г. Уфа, ул. Ю. Гагарина, рядом с домом N 41/3. Паспорт рекламного места N 006-2008-456;
26) г. Уфа, ул. Жигулевская, рядом с домом N 25. Паспорт рекламного места N 005-2008-462;
27) г. Уфа, ул. Жигулевская. Паспорт рекламного места N 005-2008-464;
28) г. Уфа, ул. Ю. Гагарина, рядом с домом N 24. Паспорт рекламного места N 006-2008-455;
29) г. Уфа, ул. Кемеровская, напротив здания N 82. Паспорт рекламного места N 006-2008-465;
30) г. Уфа, ул. Кемеровская. Паспорт рекламного места N 006-2008-463;
31) г. Уфа, ул. Ю. Гагарина, рядом с домом N 10/2. Паспорт рекламного места N 006-2008-457;
обязании заключить с обществом "Местная реклама" договоры на эксплуатацию рекламных мест по вышеуказанным адресам (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Городская реклама" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МБУ "Городская реклама").
Решением суда первой инстанции от 04.04.2014 (судья Крылова И.Н.) заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения Администрации, выраженное в письме от 27.12.2013 N 291-ПС. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Местная реклама" просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение суда норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о том, что спорные заявления на размещение рекламных конструкций не соответствовали требованиям, установленным п. 5.1.2 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.10.2006 N 16/9 (далее - Правила) и были предоставлены без приложения предусмотренных законодательством документов.
Кроме того заявитель кассационной жалобы полагает, что Администрация не вправе рассматривать заявление общества "Местная реклама" и принимать решение, опираясь на положения ныне действующего местного законодательства, поскольку на февраль 2008 года действующая редакция решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 17.05.2007 N 24/11 не предусматривала торги как способ предоставления рекламного места для установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Администрация также обращает внимание на то, что решение суда первой инстанции от 04.04.2014 не содержит какого-либо указания на обязанность Администрации восстановить каким-либо образом нарушенное право общества "Местная реклама"
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением суда от 03.12.2013 признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии и ненаправлении обществу с ограниченной ответственностью "Оберон" решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, указанных в заявлениях от 21.04.2008 N 23, от 04.02.2008 N 2, от 16.05.2008 N 34, от 16.05.2008 N 35; на Администрацию возложена обязанность принять и направить обществу "Местная реклама" решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, указанных в заявлениях от 21.04.2008 N 23, от 04.02.2008 N 2, от 16.05.2008 N 34, от 16.05.2008 N 35.
В письме от 27.12.2013 N 291-ПС Администрация отказала обществу "Местная реклама" в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в связи с непредставлением проектов средств наружной рекламы и как следствие невозможности определения их требованиям технического регламента.
Полагая, что решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы, выраженное в письме от 27.12.2013 N 291-ПС незаконно, общество "Местная реклама" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным; обязании выдать обществу "Местная реклама" разрешительные документы на эксплуатацию рекламных мест; обязании заключить с обществом "Местная реклама" договоры на эксплуатацию рекламных мест по вышеуказанным адресам.
Суды, сделав вывод об отсутствии правовых оснований для обязания Администрации выдать обществу "Местная реклама" разрешительные документы на эксплуатацию рекламных мест и заключить договоры на эксплуатацию рекламных конструкций по обозначенным адресам, удовлетворили заявленные требования в части признания недействительным решения Администрации, выраженное в письме от 27.12.2013 N 291-ПС.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 5 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
На основании ч. 9 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции
В силу п. 1.8 решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 12.10.2006 N 16/9 "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и о внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 1512.2005 N 3/8 "О ставках арендной платы за землю в городском округе город Уфа на 2006 год" основанием для размещения средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан является постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и разрешении на установку рекламной конструкции.
Согласно п. 1.6 названного решения (в ред., действовавшей на момент подачи документов) размещение (установка) средств наружной рекламы на территории городского округа и объектах городской собственности (за исключением рекламной информации, размещаемой на киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках) осуществляется на основании разрешительных документов, утвержденных Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и уполномоченным городским органом по регулированию наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - уполномоченный городской орган), и договора на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Пунктом 5.1.2. Правил предусмотрено, что для оформления комплекта разрешительной документации заявитель обращается в Администрацию с заявлением установленной формы, приведенной в приложении N 2 к Правилам, где указано: предполагаемое месторасположение СНР (рекламное место); тип и основные характеристики СНР; сведения о заявителе (копия свидетельства о регистрации предприятия, копия справки из налогового органа о присвоении идентификационного номера налогоплательщика, регистрационная карточка с указанием юридического адреса, банковских реквизитов, должностей и фамилий руководителя и главного бухгалтера, номеров контактных телефонов); эскизный проект СНР.
В случае размещения СНР на земельном участке, здании, сооружении, принадлежащих на праве собственности частным лицам либо организациям, рекламораспространитель указывает в заявлении информацию о законном владельце земельного участка, здания, сооружения.
К заявлению о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции прилагается документ об оплате государственной пошлины.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 07.02.2008 и 19.05.2008 общество с ограниченной ответственностью "Оберон" (после реорганизации общество "Местная реклама") обратилось с заявлениями в Администрацию о согласовании размещения рекламных конструкций с целью получения постановления Администрации о предоставлении обществу "Местная реклама" рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и разрешении на установку рекламной конструкции для последующего заключения договора.
Поскольку заявления о согласовании размещения рекламных конструкций были поданы обществом "Местная реклама" без приложения установленных на момент их подачи п. 5.1.2 Правил документов, суды первой обоснованно сделалаи вывод, что спорные заявления не соответствовали требованиям, установленным п. 5.1.2 Правил.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что с 01.07.2008 порядок заключения договора с собственником земельного участка определен ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ, согласно которой заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
На основании ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
Следовательно, как верно указано судом, заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должно осуществляться на торгах. Несоблюдение порядка заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предусмотренных п. 5.1. ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ, не порождает обязанности Администрации в обязательном порядке заключить спорные договоры.
В связи с этим, как правильно определено судами, отсутствуют основания для понуждения Администрации к заключению с обществом "Местная реклама" договоров на эксплуатацию рекламных мест по указанным адресам без соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований в части обязания Администрацию выдать обществу "Местная реклама" разрешительные документы на эксплуатацию рекламных мест и обязания заключить договоры на эксплуатацию рекламных мест по определенным адресам.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Местная реклама" требований в названной части.
Следует отметить, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При подаче кассационной жалобы обществом "Местная реклама" излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб. по платежному поручению от 23.07.2014 N 1, которая подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.04.2014 по делу N А07-23692/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Местная реклама" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Местная реклама" из средств федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 23.07.2014 N 1.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.