Екатеринбург |
|
15 сентября 2014 г. |
Дело N А76-25354/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.04.2014 по делу N А76-25354/13 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Ариант" (далее - общество, заявитель, страхователь) - Сучилова Н.В. (доверенность от 22.08.2014);
фонда - Литвинова Ю.В. (доверенность от 31.12.2013), Низовцева Н.В. (доверенность от 09.06.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения фонда (в лице Южноуральского филиала N 10) от 13.05.2013 N 66 с/о в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 62 242 руб. 48 коп. и об обязании фонда принять к зачету расходы в указанной сумме, произведенные страхователем на выплату страхового обеспечения.
Решением суда от 03.04.2014 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Иванова Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на судебную практику по аналогичным делам и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. В обоснование жалобы фонд указывает на то, что расходы страхователя по выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством правомерно не приняты к зачету, поскольку обществом не представлены листки нетрудоспособности, являющиеся документами первичного бухгалтерского учета, подтверждающие наступление страховых случаев и несение страхователем соответствующих расходов. По мнению заявителя жалобы, на основании имеющихся в деле доказательств (в частности справок, копий корешков листков нетрудоспособности, выписок из амбулаторных карт) невозможно проверить обоснованность и правильность произведенных страхователем расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности застрахованным работникам. Помимо изложенного фонд отмечает, что суды, признавая недействительным решение от 13.05.2013 N 66 с/о в оспариваемой части не приняли во внимание, что расходы в части выплаты страхователем пособия по временной нетрудоспособности застрахованному работнику Нечеухину М.А. в сумме 5500 руб. 16 коп. приняты фондом к зачету на основании представленного в ходе проверки листка нетрудоспособности N 013514746110.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, фондом по результатам выездной проверки общества по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 составлен акт проверки от 20.03.2013 N 104 с/в, на основании которого вынесено решение от 13.05.2013 N 66 с/о о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 307 195 руб. 92 коп.
В ходе проверки фонд, в том числе, пришел к выводу о том, что в нарушение ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователем документально не подтверждены расходы по выплаченным пособиям по временной нетрудоспособности на общую сумму 304 393 руб. 56 коп. (ввиду непредставления страхователем к проверке листков нетрудоспособности).
Общество обжаловало указанное решение в вышестоящий орган Фонда социального страхования.
Решением от 27.09.2013 N 01-16/05/4692 решение фонда (в лице Южноуральского филиала N 10) от 13.05.2013 N 66 с/о изменено в части непринятия к зачету расходов, произведенных обществом по листку нетрудоспособности Предеина В.П. (пособие за счет фонда - 739 руб. 32 коп.) и листку нетрудоспособности Шестаковой А.Д. (пособие за счет фонда - 636 руб. 65 коп.), в связи с представлением их дубликатов, и снижения непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на сумму 1 375 руб. 97 коп.
Не согласившись с решением фонда в вышеназванной части, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды обеих инстанций, исходя из совокупности представленных обществом в материалы дела доказательств, пришли к выводам о доказанности наступления страховых случаев, периода нетрудоспособности застрахованных лиц и несения страхователем соответствующих расходов, соответственно, о наличии у страхователя права на возмещение вышеуказанных расходов по выплате страхового обеспечения из средств фонда и, в связи с этим удовлетворили заявленные обществом требования.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В силу ст. 6 Закона N 165-ФЗ общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.
На основании п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Подпунктом 5 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии со ст. 22 Закона N 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая.
При этом положениями ст. 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
В силу п. 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (действующего в период спорных правоотношений), документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Аналогичные положения установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н.
Частью 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что финансирование выплаты пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Частью 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.
В ч. 5 ст. 13 данного Закона определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в ч. 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что в рассматриваемом случае основанием для непринятия к зачету спорной суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, произведенных страхователем в качестве выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, послужило непредставление страхователем к проверке поименованных в решении листков нетрудоспособности за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
Обществом не оспаривается факт утраты листков нетрудоспособности за проведенный период.
Вместе с тем судами установлен и материалами дела подтвержден факт обращения общества в медицинские учреждения с просьбой о выдаче дубликатов листков нетрудоспособности или подтвердить факт выдачи данных документов сотрудникам заявителя (т. 1 л.д. 57-63).
Суды обеих инстанций на основании совокупности имеющихся в деле доказательств (в частности ответов медицинских учреждений, содержащих сведения о выданных листах нетрудоспособности, с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности, ФИО работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, периодов нетрудоспособности; копий корешков листков временной нетрудоспособности; копий расчетных листков сотрудников общества), исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводам о том, что представленные обществом документы являются надлежащими доказательствами наступления страховых случаев, периода нетрудоспособности застрахованных лиц и несения страхователем соответствующих расходов.
Доводы фонда о том, что расходы общества не подтверждены документально, так как листки нетрудоспособности не были представлены на момент проверки, подлежат отклонению в силу следующего.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя. Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных.
В связи с этим правомерность произведенных расходов заявитель подтвердил иными документами - справками и письмами лечебных учреждений, расчетами пособий по временной нетрудоспособности, копиями корешков листков временной нетрудоспособности.
Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают, что утраченные заявителем листки нетрудоспособности действительно выдавались лечебными учреждениями, и заявитель обоснованно произвел по ним начисление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у фонда в рассматриваемом случае оснований для непринятия к зачету спорной суммы расходов общества, произведенных на цели обязательного социального страхования, является правильным.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом по настоящему делу требования.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В кассационной жалобе фонд ссылается на то, что расходы в части выплаты страхователем пособия по временной нетрудоспособности застрахованному работнику Нечеухину М.А. в сумме 5500 руб. 16 коп. приняты фондом к зачету.
Данная ссылка судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в решении фонда от 13.05.2013 N 66 с/о указанная сумма (5500 руб. 16 коп.) не отражена.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию страховщика по делу, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что не допустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.04.2014 по делу N А76-25354/13 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.