Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению Правительства Москвы
от 3 октября 2006 г. N 769-ПП
Порядок
разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) в городе Москве
Порядок разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) в городе Москве (далее - Порядок) устанавливает общие принципы и методологию, а также организационные и правовые основы экономической политики города по формированию регулируемых Правительством Москвы цен, тарифов, расценок (единичных, комплексных), ставок, надбавок, скидок на социально значимые для потребителей товары и услуги, а также на необходимые для нужд города работы и услуги, выполняемые и оказываемые по городскому заказу.
Порядок определяет систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти города Москвы, иных структур, обеспечивающих регулирование цен (тарифов).
Положения Порядка основаны на правовых и нормативных актах Российской Федерации и города Москвы по вопросам, определяющим принципы расчетов регулируемых цен (тарифов), ценообразования и формирования стоимости товаров, работ и услуг, а также бюджетном, налоговом, гражданском, жилищном и градостроительном законодательстве.
Положения Порядка распространяются на цены (тарифы):
- подлежащие регулированию в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе применяемые для расчетов с населением за жилищные и коммунальные услуги, услуги городского транспорта общественного пользования;
- применяемые для формирования начальных цен на конкурсах по размещению городского заказа на выполнение работ и оказание услуг подрядным способом;
- имеющие межотраслевое значение и оказываемые городским организациям.
1. Основные понятия и определения, используемые в Порядке
В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и определения:
- цена, тариф, расценка - стоимость единицы товара, работы или услуги;
- надбавка, наценка, скидка - размер увеличения или уменьшения цены товара, услуги;
- комплексная расценка - совокупность единичных расценок, отражающая стоимость определенного объема услуг;
- субъект ценового регулирования - физическое или юридическое лицо, цены (тарифы) на товары, работы, услуги которого подлежат государственному регулированию;
- регулирующий орган - уполномоченный Правительством Москвы орган по регулированию цен (тарифов) на товары, работы и услуги;
- предельные цены (предельные тарифы) - предельно допустимая минимальная или максимальная величина от размера цены (тарифа).
2. Цели, принципы и методы регулирования цен (тарифов)
Основные цели регулирования цен (тарифов):
- обеспечение устойчивого развития экономики города и качества оказываемых населению услуг;
- защита интересов потребителей от необоснованного изменения регулируемых цен (тарифов);
- минимизация расходов городского бюджета, направляемых на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг по городскому заказу.
Основные принципы регулирования цен (тарифов):
- достижение баланса интересов поставщиков и потребителей услуг;
- компенсация субъектам ценового регулирования обоснованных расходов на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- обеспечение доходности субъектов ценового регулирования, позволяющей им финансировать восстановление, модернизацию и развитие основных фондов, а также социальное развитие;
- осуществление коллегиальной процедуры рассмотрения вопросов об изменении цен (тарифов);
- защита средств, направляемых на оплату труда, от инфляционных процессов;
- обеспечение согласованности изменения цен (тарифов) в процессе их регулирования;
- учет результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов ценового регулирования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) на основе раздельного ведения ими учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности;
- введение предельного уровня рентабельности, в том числе инвестиционной составляющей для определенных видов деятельности, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
- увязка уровня и динамики регулируемых цен (тарифов) с материалами экономического баланса производства и реализации соответствующих видов работ, услуг, продукции;
- раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.
Регулируемые цены, тарифы, расценки, ставки, надбавки, наценки устанавливаются в валюте Российской Федерации.
При регулировании цен (тарифов) может применяться:
- метод экономически обоснованных расходов (затрат);
- метод индексации цен (тарифов).
3. Обоснованные цены (тарифы)
Обоснованными признаются цены (тарифы), расценки, надбавки и наценки, обеспечивающие компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль.
Экономически обоснованные расходы формируются в соответствии с требованиями федеральных законодательных и нормативных актов, а также на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под экономически обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности должны предусматривать:
- расходы, связанные с производством и реализацией, включающие в себя материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, расходы на ремонт, суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с федеральным законодательством, расходы на обязательное и добровольное страхование, прочие расходы;
- внереализационные расходы, включающие в себя расходы по содержанию переданного в аренду имущества, расходы на услуги банков, судебные издержки, расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, другие обоснованные расходы в соответствии с нормами действующего законодательства.
При этом должны учитываться особенности определения расходов для различных видов деятельности, а также рекомендуемый уровень оплаты труда работников различных отраслей городской экономики.
В случае если организация кроме регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете регулируемых цен (тарифов).
Избыточные и непроизводственные расходы также не подлежат включению в расчеты регулируемых цен (тарифов).
Прибыль, учитываемая в составе экономически обоснованных цен (тарифов), должна обеспечивать устойчивое функционирование и развитие субъекта ценового регулирования, т.е. должна складываться из прибыли на выплату всех установленных налогов и сборов (эксплуатационная прибыль), а также прибыли, определяемой исходя из объемов работ, предусмотренных для данного вида деятельности в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе (инвестиционной прибыли).
В цены и тарифы не включаются расходы организаций, связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов (в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов), недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.
4. Регулирующие органы
Предложения по установлению либо изменению регулируемых цен (тарифов) на работы, товары и услуги рассматриваются уполномоченными Правительством Москвы регулирующими органами.
Регулирующий орган:
- осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и города Москвы;
- разрабатывает методическую базу для государственного регулирования цен (тарифов);
- осуществляет мониторинг деятельности субъектов ценового регулирования;
- утверждает типовые формы документов, представляемых при рассмотрении предложений по изменению регулируемых цен (тарифов), с учетом отраслевых особенностей деятельности субъектов регулирования;
- в случаях, установленных действующим законодательством, обеспечивает проведение экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также доступности для потребителей товаров и услуг собственными силами, либо силами привлеченных организаций.
Типовые формы документов должны содержать информацию, необходимую для принятия обоснованного решения об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов):
а) финансовые показатели, отражающие:
- расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда не ниже установленных Правительством Москвы в прогнозе социально-экономического развития на планируемый период, суммы начисленной амортизации), в размерах, позволяющих обеспечить восстановление и развитие основных фондов, прочие расходы, учитывающие отраслевую специфику;
- прибыль в размерах, обеспечивающих воспроизводство и устойчивую работу организации. При этом учитываемые в составе прибыли капитальные затраты должны основываться на показателях утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации в составе адресной инвестиционной программы с расшифровкой по источникам финансирования (амортизация, прибыль, бюджет, кредиты и т.п.), с указанием объектов строительства, видов приобретаемого технологически обоснованного оборудования, машин и механизмов (укрупненно);
б) производственные показатели, характеризующие систему производства работ, оказания услуг, поставок продукции (установленные производственные мощности, численность персонала, количество производимых услуг и обслуживаемых потребителей по группам, индикаторы эффективности производства, процент производственных потерь и др.).
Регулирующий орган при рассмотрении цен (тарифов) основывается на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития города, которые установлены Правительством Москвы на соответствующий период.
Решение регулирующего органа оформляется в форме соответствующего распорядительного документа, который вступает в силу со дня его подписания и регистрации, если в документе не указана конкретная дата (кроме постановлений по ценам, ставкам и тарифам на жилищно-коммунальные и прочие подлежащие регулированию услуги для населения).
Контроль за применением регулируемых цен (тарифов) осуществляет Главное управление государственного финансового контроля города Москвы и контрольно-ревизионные подразделения департаментов, комитетов и других органов государственного управления, а также регулирующие органы.
5. Разработка предложений об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов)
Об утверждении графика представления проектов регулируемых цен (тарифов) в 2009 г. см. распоряжение Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 19 февраля 2009 г. N 3-Р
Предложения об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов) разрабатывают субъекты ценового регулирования и вносят их в соответствующее отраслевое управление Правительства Москвы (отраслевые департаменты, комитеты, управления).
Регулируемые цены (тарифы) на эксплуатационные работы и услуги разрабатываются как на отдельные технологические операции (единичные расценки), так и на комплекс работ (комплексные расценки). Комплексные расценки рассчитываются на основе единичных расценок (если методикой их расчета не установлен иной принцип, исходя из особенностей режимов работ).
Единичные и комплексные расценки формируются исходя из регламентов работ, обосновывающих использование соответствующей номенклатуры материалов, машин и механизмов, применяемых технологий, способов организации работ.
Регламенты работ и технологические карты на отдельные виды работ разрабатываются отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями и после их согласования научно-техническим советом соответствующего комплекса городского управления утверждаются руководителем этого комплекса или по его поручению руководителем отраслевого органа управления.
Регламенты работ и технологические карты должны содержать состав и объемы работ, периодичность их исполнения исходя из требований стандартов и нормативно-технической документации, устанавливать правила и нормы технической эксплуатации, а также положения по организации работ и оказанию услуг.
Отраслевой орган управления после рассмотрения предложений разработчика по установлению либо изменению регулируемых цен (тарифов) вносит проект этих цен (тарифов) в соответствующий регулирующий орган.
Одновременно с предложением об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов) отраслевой орган управления представляет в регулирующий орган утвержденные в установленном порядке регламенты работ и технологические карты, которые после утверждения цен (тарифов) подлежат в установленном порядке уточнению исходя из лимитов бюджетного финансирования на соответствующий год.
Предложения об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов), влияющих на объемы бюджетного финансирования, рассматриваются в период формирования проекта бюджета на предстоящий год, но не позднее октября текущего года, если иное не вызвано экономической ситуацией. При этом, как правило, регулируемые цены (тарифы) на очередной финансовый год устанавливаются до принятия закона города о бюджете на планируемый год исходя из прогноза социально-экономического развития города Москвы на предстоящий финансовый год и среднесрочный период, а также прогноза изменения отраслевых затрат, рентабельности, роста заработной платы и предельно допустимого роста совокупной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Установление либо изменение регулируемых цен (тарифов), влияющих на объемы бюджетного финансирования, в течение финансового года производится с одновременным внесением изменений и дополнений в закон города о бюджете.
Разработка проектов методических документов по ценообразованию осуществляется в соответствии с планом работ, утвержденным на соответствующий год, за счет средств городского бюджета, а также средств заинтересованных организаций и предприятий. Соответствующая программа работ формируется Департаментом экономической политики и развития города Москвы по представлению отраслевых органов управления, составленных в том числе по заявкам субъектов ценового регулирования.
6. Особенности разработки и введения цен (тарифов)
Разработка предложений по установлению либо изменению:
- цен за пользование жилым помещением, находящимся в государственной собственности города Москвы, для нанимателей жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, договору найма специализированного жилого помещения, договору найма (коммерческого) жилого помещения, производится Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы;
- цен за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещения или найма специализированного жилого помещения, а также для собственников жилых помещений, в случаях, установленных федеральным законодательством, производится Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
- цен на услуги по вывозу, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, вывозимых из домовладений, производится Управлением по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы.
После рассмотрения Межотраслевым советом проекта цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для населения соответствующий регулирующий орган обеспечивает утверждение своего решения постановлением Правительства Москвы.
Постановление Правительства Москвы об утверждении цен, тарифов для населения вступает в силу с даты, указанной в постановлении, но не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования.
Контроль за публикацией постановления обеспечивает соответствующий регулирующий орган.
Начальная стоимость государственного контракта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, финансируемых из бюджета города, формируется в соответствии с нормативными документами Правительства Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.