Екатеринбург |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А76-27273/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Лукьянова В.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройИндустрия" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2014 по делу N А76-27273/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Овсянников В.В. (доверенность от 03.09.2014 б/н);
Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (далее - министерство) - Попова Н.В. (доверенность от 19.05.2014 N 1/141);
Управления по недропользованию по Челябинской области - Бабиков В.С. (доверенность от 01.08.2014 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным изданного министерством распоряжения от 28.08.2012 N 1342-Р о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР, об обязании министерства внести изменения в государственный реестр лицензий о восстановлении лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР от 20.11.2002.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по недропользованию по Челябинской области.
Решением суда от 29.04.2014 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Тимохин О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества, у министерства отсутствовали правовые основания для применения одновременно и приостановления действия лицензии, и отзыва лицензии. Общество указывает также на то, что распоряжение министерства от 29.12.2011 N 2395-р направлено на юридический, а не на фактический адрес, что привело к лишению общества права на своевременное устранение допущенного нарушения.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность на основании полученной 20.11.2002 лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР на право пользования недрами с целевым назначением - геологическое изучение и добыча гипса для производства строительных материалов на Миньярском (Ашинском) месторождении со сроком действия до 30.11.2027. Приложением к лицензии является лицензионное соглашение.
В лицензионное соглашение неоднократно вносились изменения и дополнения, в частности от 22.10.2005 N 1, от 24.10.2006 N 3, от 25.10.2010 N 7.
Согласно изменениям и дополнениям от 25.10.2010 N 7 подп. 3.4 п. 3 и подп. 7.3 п. 7 лицензионного соглашения изложены в следующей редакции: Срок согласования в установленном порядке проекта на отработку месторождения - до 01.07.2011 (подп. 3.4 п. 3). Недропользователь разрабатывает, согласовывает и реализует программу мониторинга месторождения в соответствии с "Требованиями к мониторингу месторождений твердых полезных ископаемых", утвержденными МПР России 04.08.2000. Программа мониторинга представляется на согласование в установленном порядке одновременно с проектом отработки месторождения - до 01.07.2011 (подп. 7.3 п. 7).
Министерством 04.08.2011 в адрес общества направлено уведомление N 54 об установлении нарушений лицензионных правил, согласно которому министерством выявлено непредставление в срок до 01.07.2011 проекта разработки месторождения и программы мониторинга геологической среды по основной площади 16,2 га, непредставление материалов поисковых и оценочных работ по дополнительной площади 15,5 га в срок до 01.07.2011.
Общество предупреждено о необходимости устранения нарушений в 3-х месячный срок и возможности в случае их не устранения приостановления или досрочного прекращения действия лицензии.
В связи с неустранением выявленных нарушений в установленный срок министерством издано распоряжение от 29.12.2011 N 2395-р о приостановлении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР, которым на общество возложена обязанность согласовать проект разработки месторождения и программу мониторинга месторождения (по основной площади 16,2 га), представить на НТС Министерства материалы поисковых и оценочных работ (по дополнительной площади 15,5 га).
Данное распоряжение министерства от 29.12.2011 N 2395-р направлено по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 51, соответствующему адресу общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также размещено на официальном сайте министерства.
Общество письмом от 02.08.2012 обратилось в министерство с просьбой о переносе сроков проекта разработки месторождений до 23.07.2013.
В связи с неустранением выявленных нарушений в установленный срок министерством вынесено распоряжение от 28.08.2012 N 1342-Р о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР.
Считая распоряжение министерства от 28.08.2012 N 1342-Р о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР недействительным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом общество просит обязать министерство внести изменения в государственный реестр лицензий о восстановлении лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР от 20.11.2002.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого распоряжения министерства от 28.08.2012 N 1342-Р требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьей 12 Закона о недрах установлены требования к содержанию лицензии на пользование недрами.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Из содержания ст. 21 Закона о недрах следует, что в случаях, предусмотренных п. 2, 3 и 5 ч. 2 ст. 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в частности в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Судами при рассмотрении дела установлено, что согласно направленному 04.08.2011 в адрес общества уведомлению министерства N 54 в действиях общества имеются нарушения лицензионных правил, выразившиеся в непредставлении в срок до 01.07.2011 проекта разработки месторождения и программы мониторинга геологической среды по основной площади 16,2 га, непредставлении материалов поисковых и оценочных работ по дополнительной площади 15,5 га в срок до 01.07.2011. Данным уведомлением министерства N 54 на общество возложена обязанность в трехмесячный срок устранить выявленные нарушения.
Названное уведомление министерства N 54 об установлении нарушений лицензионных правил получено обществом 03.09.2011.
В связи с непоступлением доказательств исполнения требований уведомления N 54 об установлении нарушений лицензионных правил министерство распоряжением от 29.12.2011 N 2395-р приостановило право пользования недрами по лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР.
В связи с неустранением выявленных нарушений в установленный срок министерством вынесено распоряжение от 28.08.2012 N 1342-Р о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку обществом существенные условия лицензии исполнены не были, распоряжение министерства от 28.08.2012 N 1342-Р о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ N 01107-ТР требованиям действующего законодательства соответствует.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что у министерства отсутствовали правовые основания для применения одновременно и приостановления действия лицензии, и отзыва лицензии, была предметом рассмотрения апелляционным судом, отклонившим ее как основанную на неправильном толковании норм материального права.
При этом апелляционный суд отметил, что между приостановлением действия лицензии (29.12.2011) и ее отзывом (28.08.2012) прошел значительный период времени, включающий срок для устранения нарушений. Следовательно, применение названных мер воздействия не является одновременным. В законодательстве отсутствует обязанность проведения проверки перед введением следующей принудительной меры.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что распоряжение министерства от 29.12.2011 N 2395-р направлено на юридический, а не на фактический адрес, что привело к лишению общества права на своевременное устранение допущенного нарушения, подлежит отклонению, как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные единого государственного реестра юридических лиц об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в единый государственный реестр юридических лиц в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, направление министерством распоряжения от 29.12.2011 N 2395-р именно на юридический адрес общества является правомерным и не может свидетельствовать о лишении общества права на своевременное устранение допущенного нарушения.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2014 по делу N А76-27273/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройИндустрия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.