Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф09-1271/11
Екатеринбург
20 апреля 2011 г. |
N Ф09-1271/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семёновой З.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Маликовой Э.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - территориальное управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А07-15282/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) - Старостин А.Л. (доверенность от 03.08.2010 N 1111а);
территориального управления - Валиахметова Э.К. (доверенность от 30.12.2010).
Министерство обороны обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным распоряжения территориального управления от 01.04.2010 N 183 "О принятии недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности, в государственную казну Российской Федерации".
Определением суда от 14.09.2010 (т. 1, л. д. 18, 19) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военный комиссариат Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Башкортостан, Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2010 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Карпачева М.И.) решение суда отменено, требования Министерства обороны удовлетворены, распоряжение территориального управления от 01.04.2010 N 183 признано недействительным.
В кассационной жалобе территориальное управление просит постановление отменить, решение оставить в силе, ссылаясь на нарушение судами ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению заявителя, оспариваемый ненормативный правовой акт не затрагивает прав Министерства обороны, поскольку данное лицо не подтвердило наличие у него каких-либо прав в отношении указанного имущества. Как указывает заявитель, право оперативного управления не было зарегистрировано ни за Военным комиссариатом, ни за его правопредшественниками, кроме того, спорные объекты не были внесены в реестр федерального имущества, в связи с чем территориальное управление правомерно распорядилось спорным имуществом, которое свободно от прав третьих лиц.
Территориальное управление также представило пояснения по настоящему делу, в которых пояснило, что с сентября 2007 года спорное имущество не используется по назначению, пустует, находится в разграбленном состоянии и приходит в негодность.
От Министерства обороны в электронном виде поступил отзыв, в котором оно просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая доводы кассационной жалобы необоснованными.
Как установлено судами, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2005 N 291 в федеральную собственность согласно приложению безвозмездно передано имущество, находящееся в пользовании военных комиссариатов Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 68).
Между Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан и территориальным управлением 28.03.2006 подписан акт приема-передачи государственного имущества Республики Башкортостан, находящегося в пользовании военных комиссариатов, в федеральную собственность (т. 1, л. д. 44). К данному акту приложен перечень федеральных государственных учреждений, имущество которых безвозмездно передается в федеральную собственность (приложение N 1 к акту на 18 листах).
Как следует из указанного акта, в федеральную собственность переданы, в том числе, административные здания военных комиссариатов Советского и Октябрьского районов г. Уфы, расположенные по адресу: Уфа, ул. Кирова, 101/4 , ул. Менделеева, 221 (т. 1, л. д. 45 - 47).
Распоряжением территориального управления от 07.06.2006 N 90 за Военным комиссариатом Советского района г. Уфы на праве оперативного управления закреплено административное здание, литера А, находящееся по адресу г. Уфа, ул. Кирова, 101/4 (т. 1, л. д. 65). Государственная регистрация права оперативного управления Военного комиссариата Советского района г. Уфы на указанное административное здание произведена 27.06.2006, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись 02-04-01/167/2006-090 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.02.2007 серии 04 АА N 820793; т. 1, л. д. 60).
Распоряжением территориального управления от 05.07.2006 N 127 за Военным комиссариатом Октябрьского района г. Уфы на праве оперативного управления согласно приложению N 4 закреплены административные здания литера А, А1, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, д. 221 (т. 1, л. д. 57, 58).
На основании постановления Главы администрации г. Уфы от 09.12.2004 N 4679 произведена государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы на земельный участок площадью 2932 кв. м N 02:55:02 07 07:0029, расположенный по адресу г. Уфа, ул. Менделеева, 221, о чем регистрирующим органом 21.02.2005 выдано свидетельство серии 04 АА N 022377 (т. 1, л. д. 43).
В Единый государственный реестр юридических лиц 11.09.2006 внесены записи о прекращении деятельности Военного комиссариата Советского района г. Уфы и Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы в связи с реорганизацией в форме слияния (т. 1, л. д. 70, 71).
В этот же день произведена государственная регистрация юридического лица - Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфы Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 124, 125).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.04.2007 внесена запись регистрации N 02-04-01/033/2007-187, согласно которой за Военным комиссариатом Октябрьского и Советского районов г. Уфы зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 1586 кв. м N 02:55:01 06 07:0144, расположенным по адресу г. Уфа, Советский район, ул. Кирова, 101/4 (т. 1, л. д. 62).
07.09.2007 в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано прекращение деятельности Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфа Республики Башкортостан в связи с реорганизацией в форме слияния (т. 1, л. д. 72).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц правопреемником вышеназванного Военного комиссариата является Военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы, регистрация которого в качестве юридического лица произведена 07.09.2007 (т. 1, л. д. 126).
Территориальным управлением 21.12.2007 издано распоряжение N 588 о передаче недвижимого имущества Военным комиссариатом Советского района г. Уфы Военному комиссариату Октябрьского и Советского районов г. Уфы и закреплении за последним на праве оперативного управления недвижимого имущества по адресу: г. Уфа, ул. Кирова, д. 101/4 (т. 1. л. д. 109 - 111).
Территориальным управлением 30.04.2009 принято распоряжение N 198 "О передаче федерального имущества с баланса Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфы Республики Башкортостан на баланс Военного комиссариата Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы Республики Башкортостан и закрепления федерального имущества на праве оперативного управления за Военным комиссариатом Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы Республики Башкортостан" (т. 1, л. д. 53, 54).
Названным распоряжением с баланса Военного комиссариата Октябрьского и Советского районов г. Уфы снято относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложениях N 1, 2, а также прекращено право оперативного управления указанного лица на данное имущество (п. 1). Согласно п. 2 распоряжения указанное в приложении имущество передано на баланс и закреплено в оперативное управление за Военным комиссариатом Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы Республики Башкортостан.
В приложении N 2 к распоряжению территориального управления указаны административные здания, расположенные в г. Уфе по ул. Кирова, 101/4 и по ул. Менделеева, 221 (т. 1, л. д. 56).
По акту приема-передачи б/д Военный комиссариат Октябрьского и Советского районов г. Уфы передал, а Военный комиссариат Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы принял федеральное имущество согласно приложениям N 1 и 2 (т. 1, л. д. 30 - 32).
В Единый государственный реестр юридических лиц 17.08.2010 внесена запись о прекращении деятельности военного комиссариата Орджоникидзевского, Калининского и Октябрьского районов г. Уфы в связи с реорганизацией в форме присоединения. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указанный военный комиссариат наряду с Военным комиссариатом Кировского, Советского и Ленинского района г. Уфа вошел в состав Военного комиссариата Республики Башкортостан.
Территориальным управлением 01.04.2010 принято распоряжение N 183 "О принятии недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности, в государственную казну Российской Федерации (т. 1, л. д. 5).
В соответствии с данным распоряжением недвижимое имущество, относящееся к федеральной форме собственности, в том числе нежилые помещения в г. Уфе по ул. Менделеева, 221, а также по ул.Кирова, 101/4, принято в государственную казну Российской Федерации. Отделу учета управления предписано внести данное имущество в реестр федерального имущества в качестве имущества государственной казны Российской Федерации. Кроме того, названным распоряжением признано утратившим силу распоряжение территориального управления от 30.04.2009 N 198 (п. 3).
Министерство обороны, полагая, что вышеуказанное распоряжение от 01.04.2010 N 183 принято территориальным управлением с нарушением положений ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с названным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжения территориального управления от 21.12.2007 N 588, от 30.04.2009 N 198 не порождают правовых последствий, поскольку на момент их принятия военные комиссариаты, которым согласно указанным ненормативным правовым актам спорное имущество передано на праве оперативного управления, были ликвидированы в качестве юридических лиц, кроме того, право оперативного управления на спорное имущество не было зарегистрировано за военными комиссариатами в установленном законом порядке. Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что территориальное управление, являясь представителем собственника, на основании п. 2 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации изъяло спорное имущество, которое согласно актам обследования не используется по назначению.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные Министерством обороны требования, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа требовалось наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого акта закону или иному нормативном правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял акт.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании п. 12 ст. 1 Закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (в том числе право оперативного управления), ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Учитывая, что право оперативного управления в силу п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации является вещным правом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о возможности применения к спорным правоотношениям разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления N 10/22.
Судом апелляционной инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что за Военным комиссариатом Советского района г. Уфы 27.06.2006 было зарегистрировано право оперативного управления на административное здание, расположенное по адресу г. Уфа, ул. Кирова 101/4 (т. 1, л. д. 60), а за Военным комиссариатом Октябрьского района г. Уфы 21.02.2005 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 2 932 кв. м, расположенным по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 221 (т. 1, л. д. 43).
Материалами дела также подтверждается, что за Военным комиссариатом Октябрьского и Советского районов г. Уфы (правопреемник Военного комиссариата Советского района г. Уфы и Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы) 23.04.2007 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 1586 кв. м N 02:55:01 06 07:0144, расположенным по адресу г. Уфа, Советский район, ул. Кирова, 101/4 (т. 1, л. д. 62).
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что Военный комиссариат Советского района г. Уфы и Военный комиссариат Октябрьского района г. Уфы были реорганизованы и в настоящее время их правопреемником является Военный комиссариат Республики Башкортостан, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что данное учреждение, подведомственное Министерству обороны, является обладателем права оперативного управления на спорные объекты.
Суд апелляционной инстанции также указал, что изъятие у подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества входит в компетенцию указанного Министерства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 1, подп. "г" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В соответствии с порядком высвобождения недвижимого военного имущества, который установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Росимущество, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае, Министерства обороны Российской Федерации.
Предусмотренный названным постановлением порядок высвобождения недвижимого военного имущества также предполагает, что балансодержатели по итогам проведения инвентаризации ежегодно, к 15 августа, направляют в федеральные органы исполнительной власти перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению. На основании этих перечней федеральные органы исполнительной власти составляют сводный перечень недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, по формам, утвержденным Росимуществом, и лишь затем могут издаваться распоряжения об изъятии у Министерства обороны высвобождаемого имущества.
Как установлено судом апелляционной инстанции, территориальным управлением не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорное имущество являлось излишним и было включено Министерством обороны в перечни высвобождаемого имущества.
Доказательств, из которых бы следовало, что Министерство обороны, являясь лицом, осуществляющим в отношении спорного имущества правомочия собственника, выразило свое согласие на его передачу, в материалы дела также представлено не было.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение территориального управления от 01.04.2010 N 183 принято с нарушением установленного законодательством порядка изъятия высвобождаемого имущества Вооруженных сил Российской Федерации и, соответственно, нарушает права и законные интересы Министерства обороны, в связи с чем признал указанный ненормативный правовой акт недействительным.
Доводы заявителя о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не затрагивает прав Министерства обороны, поскольку данное лицо не подтвердило наличие у него права оперативного управления в отношении спорного имущества, судом кассационной инстанции отклоняется на основании вышеизложенного.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь положениями ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А07-15282/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семёнова |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что за Военным комиссариатом Советского района г. Уфы 27.06.2006 было зарегистрировано право оперативного управления на административное здание, расположенное по адресу г. Уфа, ул. Кирова 101/4 ... , а за Военным комиссариатом Октябрьского района г. Уфы 21.02.2005 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 2 932 кв. м, расположенным по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 221 ... .
Материалами дела также подтверждается, что за Военным комиссариатом Октябрьского и Советского районов г. Уфы (правопреемник Военного комиссариата Советского района г. Уфы и Военного комиссариата Октябрьского района г. Уфы) 23.04.2007 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 1586 кв. м N 02:55:01 06 07:0144, расположенным по адресу г. Уфа, Советский район, ул. Кирова, 101/4 ... .
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что Военный комиссариат Советского района г. Уфы и Военный комиссариат Октябрьского района г. Уфы были реорганизованы и в настоящее время их правопреемником является Военный комиссариат Республики Башкортостан, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что данное учреждение, подведомственное Министерству обороны, является обладателем права оперативного управления на спорные объекты.
Суд апелляционной инстанции также указал, что изъятие у подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества входит в компетенцию указанного Министерства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 1, подп. "г" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В соответствии с порядком высвобождения недвижимого военного имущества, который установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества", решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Росимущество, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае, Министерства обороны Российской Федерации.
Предусмотренный названным постановлением порядок высвобождения недвижимого военного имущества также предполагает, что балансодержатели по итогам проведения инвентаризации ежегодно, к 15 августа, направляют в федеральные органы исполнительной власти перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению. На основании этих перечней федеральные органы исполнительной власти составляют сводный перечень недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, по формам, утвержденным Росимуществом, и лишь затем могут издаваться распоряжения об изъятии у Министерства обороны высвобождаемого имущества.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А07-15282/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2011 г. N Ф09-1271/11 по делу N А07-15282/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8007/11
06.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8007/11
16.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8007/11
20.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1271/11
31.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13084/2010
02.11.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15282/10