Екатеринбург |
|
05 ноября 2014 г. |
Дело N А50-1987/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Тороповой М.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа предприятий "Энергосистема" (далее - общество "Группа предприятий "Энергосистема") на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2014 по делу N А50-1987/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - Департамент) в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Данное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Группа компаний "Энергосистема" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента в выдаче технического задания на разработку проекта межевания от 11.11.2013 N СЭД-22-01-23.1-908.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2014 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 (судьи Гладких Е.О., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Группа компаний "Энергосистема" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование ст. 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы не согласен с выводом судов об отсутствии у органа местного самоуправления обязанности по принятию положительного решения о выдаче технического задания на разработку документации по планировке территории в случае обращения к нему заинтересованного лица. Как указывает заявитель, в ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрены основания для отказа в выдаче заявителю технического задания на разработку документации по планировке территории. Кроме того, согласно доводам общества "Группа компаний "Энергосистема", в решении суда нет ссылок на нормы права, предоставляющие органу местного самоуправления право на отказ в выдаче технического задания; ссылок на соответствующие нормы также нет и в обжалуемом отказе Департамента. По мнению заявителя жалобы, наличие утвержденного проекта планировки территории не может являться основанием для отказа в выдаче технического задания на разработку такой документации. Кроме того, общество "Группа компаний "Энергосистема" считает, что оспариваемым отказом Департамента нарушено право заявителя на разработку истребуемой документации за свой счет. Общество "Группа компаний "Энергосистема" не согласно с выводом суда апелляционной инстанции о том, что при наличии правопритязаний в отношении испрашиваемых земельных участков заявитель вправе обжаловать существующую документацию по планировке территории. Заявитель жалобы указывает, что оспариваемым отказом Департамент лишил его права на получение земельных участков, необходимых для ведения деятельности расширяющегося предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществу "Группа компаний "Энергосистема" на праве собственности принадлежат:
- земельный участок общей площадью 9062 кв. м с кадастровым номером 59:01:2010780:19, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. 3-я Набережная, 36, 38;
- 1-этажное здание с антресольным этажом (цех по выпуску оконных блоков) общей площадью 839,8 кв. м, литера А, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. 3-я Набережная, 36;
- 1-этажное железобетонное здание склада общей площадью 529,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. 3-я Набережная, 38.
В соответствии с договорами аренды N 035-11Л, N 036-11Л от 31.08.2011, заключенными с Департаментом земельных отношений администрации города Перми на срок с 28.05.2011 по 27.04.2016, обществу "Группа компаний "Энергосистема" в аренду переданы земельные участки, расположенные по адресу: г. Пермь, Ленинский район, севернее участка по ул. 3-я Набережная, 36, 38, а именно:
- общей площадью 1236 кв. м с кадастровым номером 59:01:2010780:26;
- общей площадью 4200 кв. м с кадастровым номером 59:01:2010780:25.
По условиям договоров аренды земельные участки предоставлены арендатору для целей, не связанных со строительством (для организации погрузочно-разгрузочного процесса на территории открытого склада большегрузного транспорта, увеличения ранее предоставленного под склад земельного участка, хранения кабельно-проводниковой продукции).
Общество "Группа компаний "Энергосистема" 18.11.2013 обратилось в Департамент с заявлением, в котором просило выдать техническое задание на подготовку документации по планировке территории: проекта планировки и проекта межевания в целях формирования дополнительных земельных участков на территории, расположенной по адресу: г. Пермь, Ленинский р-н, ул. 3-я Набережная, 36, 38.
По результатам рассмотрения данного обращения Департаментом заявителю направлено письмо от 17.01.2014 N СЭД-22-01-23-15, в котором указано, что постановлением администрации города Перми от 18.07.2013 N 599 "Об утверждении документации по планировке территории жилого района Камская долина, ограниченного ул. Короленко, ул. Маршала Жукова, границей жилого района Средняя Курья и рекой Камой в Ленинском районе города Перми" (далее - постановление администрации от 18.07.2013 N 599), утвержден проект межевания указанной территории, в документации по планировке которой развитие территории не планируется, формирование дополнительных земельных участков к земельным участкам по ул. 3-я Набережная, 36, 38, не предусмотрено.
Общество "Группа компаний "Энергосистема", не согласившись с указанным решением Департамента, считая его не соответствующим ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит обязанности органа местного самоуправления принять в любом случае положительное решение о подготовке документации по планировке территории при обращении к нему с таким заявлением заинтересованного лица. При этом суд указал на наличие утвержденного проекта планировки территории и отсутствие оснований у уполномоченного органа для выдачи технического задания, а также на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обжалуемым отказом, поскольку заявитель пользуется земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:2010780:25, 59:01:2010780:26 на правах аренды, срок которой установлен по 27.04.2016; о каких-либо ограничениях права пользования имуществом обществом не заявлено.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной названным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 5 ст. 43 названного Кодекса указано, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
Согласно ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в ч. 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 названного Кодекса.
В силу ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Как следует из материалов дела, общество "Группа компаний "Энергосистема", обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, указало на необходимость получения дополнительных земельных участков по названному адресу, в связи с чем отказ Департамента в выдаче технического задания на подготовку документации по планировке территории, не соответствует ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушает право на разработку указанной документации за свой счет.
Департамент, отказывая в выдаче испрашиваемой документации, сослался на наличие утвержденного постановлением администрации от 18.07.2013 N 599 проекта планировки территории, который не предусматривает развитие территории, формирование дополнительных земельных участков.
Поскольку, как верно указано судами, наличие утвержденного проекта планировки и проекта межевания территории не предусматривает ее развитие, данные документы не оспорены, недействительными не признаны, при этом из смысла перечисленных норм права следует, что принятие решения о подготовке документации по планировке территории на основании предложений физических или юридических лиц является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, учитывая, что общество "Группа компаний "Энергосистема" является арендатором земельных участков, срок договоров аренды установлен до 27.04.2016; при этом им не доказано нарушения прав таким отказом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на законность принятого Департаментом решения.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2014 по делу N А50-1987/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа предприятий "Энергосистема" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.