Екатеринбург |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А76-27060/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Поротниковой Е. А., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земля" (далее - общество "Земля") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2014 по делу N А76-27060/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Земля" представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Общество "Земля" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом отказа от части заявленных требований) о признании недействительными решений федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата, бюджетное учреждение) от 25.09.2013 N Ф7400/13-162981, от 09.10.2013 N Ф7400/13-171822, от 09.10.2013 N Ф7400/13-171814, от 14.10.2013 N Ф7400/13-174254, от 31.10.2013 N Ф7400/13-183494, от 14.11.2013 N Ф7400/13-190730.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Фатеева Лариса Юрьевна, открытое акционерное общество "Магнитогорский институт по проектированию металлургических заводов", Полева Земфира Хайбулловна, Андреева Татьяна Борисовна, Андреев Владимир Петрович, Жуманов Абдивали Тургунбаевич, Михайлова Ирина Николаевна, Коршикова Наталья Сергеевна, Храмова Юлия Андреевна, Лоскутникова Наталья Викторовна, Администрация города Магнитогорска.
Решением суда от 09.06.2014 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Земля" просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение норм материального права
Заявитель ссылается на ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и полагает, что общество "Земля" вправе обратиться в арбитражный суд, оспаривая решения кадастровой палаты, поскольку ответственность перед заказчиками, с которыми заключаются договоры подряда на выполнение кадастровых работ, несёт именно общество.
Кроме того, по мнению общества "Земля", принятие регистрирующим органом спорных решений может повлечь за собой вероятность аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров - работников общества, что также может затронуть интересы заявителя.
Помимо изложенного общество "Земля" полагает, что оспариваемые решения приняты с нарушением положений действующего законодательства.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 7, 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, вправе обратиться любые лица.
Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
В силу ч. 10 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ решение о приостановлении осуществления кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Согласно ч. 13 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено следующее.
Собственник земельного участка Михайлова И.Н. 17.09.2013 обратилась в кадастровую палату с заявлением о государственном учёте изменений объекта недвижимости N 30-102872, кадастровая плата 25.09.2013 вынесла решение N Ф7400/13-162981 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости.
Кадастровый инженер Лоскутникова Н.В. 01.10.2013 обратилась в кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости N 30-149745, бюджетное учреждение 09.10.2013 вынесло решение N Ф7400/13-171814 о приостановлении осуществления кадастрового учёта.
Кадастровый инженер Лоскутникова Н.В. 01.10.2013 обратилась в кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости N 30-149669, бюджетное учреждение 09.10.2013 вынесло решение N Ф7400/13-171822 о приостановлении осуществления кадастрового учёта.
Кадастровый инженер Коршикова Н.С. 08.10.2013 обратилась в кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости N 30-168071, бюджетное учреждение 14.10.2013 вынесло решение N Ф7400/13-174254 об отказе в осуществлении кадастрового учёта.
Администрация города Магнитогорска 24.10.2013 обратилась в кадастровую палату с заявлением о государственном учёте изменений объекта недвижимости N 30-223580, бюджетное учреждение 31.10.2013 вынесло решение N Ф7400/13-183494 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости.
Открытое акционерное общество "Магнитогорский институт по проектированию металлургических заводов" 05.11.2013 обратилось в кадастровую палату с заявлением о государственном учёте изменений объекта недвижимости N 30-263539, бюджетное учреждение 14.11.2013 вынесло решение N Ф7400/13-190730 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости.
С заявлением о признании недействительными перечисленных решений кадастровой палаты в арбитражный суд обратилось общество "Земля".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения кадастровой палаты не нарушают прав и законных интересов общества "Земля" в сфере экономической деятельности, вследствие чего отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции, при этом заключил, что у общества "Земля" отсутствует право на обжалование спорных решений кадастровой палаты в судебном порядке, поскольку общество "Земля" не относится к лицам, перечисленным в ч. 10 ст. 26 и ч. 13 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. По мнению суда апелляционной инстанции, перечень лиц, указанных в ч. 10 ст. 26 и ч. 13 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, является закрытым.
По мнению суда кассационной инстанции, приведенное мнение суда апелляционной инстанции основано на неверном толковании отмеченных норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и выражено без учета норм действующего процессуального законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в арбитражный суд вправе обратиться организации и иные лица, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается документ, имеющий индивидуальный характер, то есть адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия в виде установления, изменения или отмены прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для указанных в нем лиц.
Учитывая, что решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, решения о приостановлении осуществления кадастрового учета представляют собой документы, адресованные конкретным лицам и влекущие за собой определенные юридические последствия, такие решения являются ненормативными актами.
Содержащиеся в ч. 10 ст. 26 и ч. 13 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ нормы, предусматривающие возможность оспаривания решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, решений о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, констатируют статус решений об отказе в осуществлении кадастрового учета и решений о приостановлении осуществления кадастрового учета как ненормативных правовых актов и не устанавливают ограничений для оспаривания указанных решений иными лицами в случае, если таковые решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормами ст. 1, гл. 4 и гл. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что субъектом, управомоченным осуществлять кадастровую деятельность на территории Российской Федерации, является кадастровый инженер.
В силу норм ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе выбирать формы организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно и может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности: 1) в качестве индивидуального предпринимателя; 2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. Кадастровый инженер обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности. Соответствующее уведомление в письменной форме, заверенное подписью и печатью кадастрового инженера, представляется в указанные органы кадастровым инженером или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении в срок не позднее чем тридцать рабочих дней со дня получения кадастровым инженером квалификационного аттестата. Каждый кадастровый инженер должен иметь печать, штампы, бланки, на которых указываются, в частности, почтовый адрес, по которому осуществляется связь с кадастровым инженером, и идентификационный номер его квалификационного аттестата, а также усиленную квалифицированную электронную подпись.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указанное в ч. 1 ст. 33 настоящего Закона юридическое лицо обязано: иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность; обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ.
Таким образом, юридическое лицо, заключившее трудовой договор с кадастровым инженером, не может являться субъектом правоотношений в сфере геодезии и картографии, деятельность такого юридического лица носит лишь организационный характер.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно заключил, что оспариваемые решения кадастровой палаты прав и законных интересов общества "Земля" в сфере экономической деятельности не нарушают, каких-либо дополнительных обязанностей на общество не возлагают, препятствий для осуществления обществом своей деятельности не создают.
С учётом изложенного следует признать, что суды обоснованно отказали в удовлетворении требований общества о признании недействительными решений кадастровой палаты от 25.09.2013 N Ф7400/13-162981, от 09.10.2013 N Ф7400/13-171822, от 09.10.2013 N Ф7400/13-171814, от 14.10.2013 N Ф7400/13-174254, от 31.10.2013 N Ф7400/13-183494, от 14.11.2013 N Ф7400/13-190730.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2014 по делу N А76-27060/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Земля" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.