Екатеринбург |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А07-1916/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" (далее - общество "АНР "Вечерние огни") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу N А07-1916/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "АНР "Вечерние огни" - Куркин И.В. (доверенность от 21.03.2014 N 3Д).
Общество "АНР "Вечерние огни" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным отказа администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010374:21, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Благоварская, и возложении на администрацию обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда от 30.05.2014 (судья Вальшина М.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "АНР "Вечерние огни" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 4 ст. 28, ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", а также фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что решение о резервировании спорного земельного участка является незаконным, поскольку принято позднее приобретения обществом "АНР "Вечерние огни" права аренды на этот участок. По мнению заявителя, оснований считать спорный земельный участок зарезервированным для муниципальных нужд не имеется, поскольку в Едином государственном реестре отсутствуют соответствующие сведения. Общество "АНР "Вечерние огни" не согласно с выводом апелляционного суда о том, что спорный участок зарезервирован для строительства на нем здания школы, полагает, что в материалах дела отсутствуют подтверждающие это доказательства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.09.2012 серии 04 АГ N 961926 обществу "АНР "Вечерние огни" на основании договора купли-продажи недвижимости от 10.06.2009 N 5 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - склад, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 335,1 кв. м, инвентарный номер 20742, литера Ж, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Благоварская, д. 4. Государственная регистрация перехода права собственности была произведена 20.08.2009.
Названный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:01 03 74:21 площадью 1954 кв. м, который передан обществу "АНР "Вечерние огни" по договору аренды от 11.03.2012 N 27-12, заключенному с Управлением по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа.
Общество "АНР "Вечерние огни" 10.12.2013 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества.
В письме от 30.12.2013 N 30615 Управление по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа сообщило обществу "АНР "Вечерние огни" о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку он в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Общество "АНР "Вечерние огни", полагая, что отказ администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (абз. 2 п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Пунктом 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
На основании п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (п. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории, предусмотренной данным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В силу п. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
По смыслу норм ст. 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка документов территориального планирования муниципального образования относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу ст. 2 данного Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Как установлено судами, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции решения от 18.12.2013 N 26/10) для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур сроком до 01.01.2015 зарезервированы земельные участки в границах, определенных приложением N 1 к настоящему решению.
В приложении к названным решениям приведен перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель, среди которых поименован земельный участок с кадастровым номером 02:55:010374:21.
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земельных участков для муниципальных нужд в установленном законом порядке не оспорено, недействующим не признано.
Судами также установлено, что на основании постановлений главы администрации от 12.03.2008 N 1496 разработан проект планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа г. Уфа.
По указанному проекту планировки были проведены публичные слушания, по результатам которых постановлением главы администрации от 17.03.2010 N 1202 утвержден проект планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах городского округа г. Уфа.
Согласно выкопировке из проекта планировки и письма Главного управления архитектуры и градостроительства администрации от 21.07.2014 N 5766 на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010374:21 предусмотрено размещение здания школы.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что испрашиваемый обществом "АНР "Вечерние огни" земельный участок находится в зоне резервирования для муниципальных нужд, а также на нем проектом планировки территории предусмотрено строительство здания школы, суды пришли к выводу о том, что он в силу закона не подлежит приватизации.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что отказ администрации в приватизации спорного участка является правомерным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, принятые по результатам рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 руб.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено данной главой, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично.
Поскольку обществом "АНР "Вечерние огни" при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 01.09.2014 N 269 уплачено 2000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату заявителю. При этом оригинал указанного платежного поручения остается в материалах дела.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.05.2014 по делу N А07-1916/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агентство Наружной Рекламы "Вечерние огни" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 269 от 01.09.2014, подлинник которого остается в материалах дела.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г.Беляева |
Судьи |
А.Ю.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2014 г. N Ф09-6983/14 по делу N А07-1916/2014