Екатеринбург |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А50-25632/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Банк) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.04.2014 по делу N А50-25632/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Банка - Кулакова А.А. (доверенность от 17.10.2014 N 57-2-19/15).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Заявленное Банком в судебном заседании суда кассационной инстанции ходатайство о процессуальном правопреемстве судом кассационной инстанции на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено, произведена замена Центрального банка Российской Федерации в лице Главного Управления Центрального банка Российской Федерации по Пермскому краю на его правопреемника - Отделение по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Банк обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации г. Лысьвы (правопреемник администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район", далее - администрация) о признании недействительным разрешения на строительство N RU 59519000-36-12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лимонова Екатерина Валерьевна (далее - Лимонова Е.В.).
Решением суда от 17.04.2014 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (судьи Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Банк просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению Банка, в данном случае имеются и подтверждаются материалами дела нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.05.1997 администрацией выдано разрешение (ордер) на проведение земляных работ, в соответствии с которым Банком проведены работы по прокладке резервного ввода электропитания расчетно-кассового центра, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Смышляева, 15, и являющегося структурным подразделением Банка.
Для осуществления указанных работ администрацией согласована техническая документация. Кабельная линия введена в эксплуатацию 01.12.1997 (акт ввода в эксплуатацию АВР-0,4 кВ и резервного ввода электропитания расчетно-кассового центра).
В 2006 г. проведены работы по межеванию земельного участка под эксплуатацию резервного ввода электропитания расчетно-кассового центра, подготовлен проект утверждения границ земельного участка, общая площадь которого составила 605 кв.м (кадастровый номер 59:09:0000000:0064).
Границы земельного участка согласованы Банком с сетевой организацией (МП "Горэлектросеть") и администрацией, о чем составлен соответствующий акт.
Постановлением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 08.12.2006 N 402 утвержден проект границ земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 59:09:0000000:0064, площадью 605 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Смышляева, 15, от трансформаторной подстанции (ТП) N 2 до здания расчетно-кассового центра, в границах на плане земельного участка, полученного в результате межевания.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на силовую кабельную линию (резервный ввод электропитания расчетно-кассового центра), назначение: сооружения энергетики и электропередачи, протяженность 240 м.
Распоряжением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 21.02.2008 N 187-р утверждены границы охранных зон резервного ввода электропитания расчетно-кассового центра, установлены особые условия использования земельных участков в данной охранной зоне.
Между администрацией и Лимоновой Е.В. 29.11.2011 по результатам торгов заключен договор купли-продажи земельного участка общей площадью 887 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Коммунаров, 10 (кадастровый номер 59:09:0014903:1), для строительства административного здания. Земельный участок зарегистрирован Лимоновой Е.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на праве собственности без ограничений (обременений) права.
Администрацией 21.09.2011 утвержден градостроительный план указанного выше земельного участка (N RU 595190001497).
Администрацией собственнику участка выдано разрешение на строительство административного здания N RU 59519000-36-12.
Считая выданное администрацией разрешение на строительство N RU 59519000-36-12 незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в зону строительных работ попадает проходящая через указанный земельный участок и принадлежащая ему силовая кабельная линия (резервный ввод электропитания расчетно-кассового центра г. Лысьва), Банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды установили тот факт, что земельный участок, на котором разрешено строительство, обременен проходящей через него силовой кабельной линией и охранной зоной указанного объекта, но исходили из соответствия оспариваемого разрешения на строительство N RU 59519000-36-12 утвержденному администрацией 21.09.2011 градостроительному плану, который Банком не оспорен в судебном порядке. Судами сделан вывод о том, что в результате Банк выбрал ненадлежащий способ защиты.
Суды учли также, что возникновению спорной ситуации способствовал тот факт, что Банк не произвел государственную регистрацию ограничения использования спорного земельного участка (охранной зоны).
Из установленных по делу обстоятельств суды сделали вывод об отсутствии нарушений требований действующего законодательства а также - прав и законных интересов Банка в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 названной статьи и другими федеральными законами.
Из содержания ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса следует, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Земельного кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон.
Пунктами 1, 2 ст. 89 Земельного кодекса установлено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 N 667 (действовавшими на момент утверждения границ охранной зоны спорной кабельной линии), установлено, что для охраны электрических сетей до 1000 вольт устанавливаются охранные зоны вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1 метр с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы.
Судами в ходе рассмотрения дела установлено, что границы охранных зон резервного ввода электропитания расчетно-кассового центра по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Смышляева, 15, утверждены распоряжением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 21.02.2008 N 187-р.
Данным распоряжением от 21.02.2008 N 187-р установлены особые условия использования земельных участков в охранной зоне резервного ввода электропитания, общей площадью 605 кв.м, что соответствует проекту границ земельного участка, ранее утвержденному постановлением главы муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Пермского края от 08.12.2006 N 402.
Делая вывод о соответствии спорного разрешения на строительство объекта недвижимости нормам действующего законодательства, суды приняли во внимание лишь его соответствие градостроительному плану земельного участка N RU 595190001497, в котором информация об ограничениях в использовании спорного земельного участка (наличие охранной зоны) администрацией не указана.
Между тем, при рассмотрении спора по существу судами установлено и материалами дела подтверждается, что фактически актами органа местного самоуправления в отношении земельного участка общей площадью 605 кв.м установлены особые условия использования и режим хозяйственной деятельности в охранной зоне силовой кабельной линии, что свидетельствует о наличии ограничения в использовании спорного земельного участка (наличие охранной зоны).
Судами также отмечено, что силовая кабельная линия (лит. Л) представляет собой находящийся в собственности Российской Федерации в лице Банка объект капитального строительства (объект недвижимого имущества), имеет назначение: сооружение энергетики и электропередач, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.2008 сделана запись регистрации N 59-59-10/0282008-162. Свидетельство о государственной регистрации права выдано 16.03.2012.
Таким образом, поскольку фактическое наличие ограничения в использовании спорного земельного участка (наличие охранной зоны) при рассмотрении дела установлено, оснований для вывода о законности оспариваемого разрешения на строительство N RU 59519000-36-12 у судов не имелось.
Отсутствие государственной регистрации ограничения (обременения) права на земельный участок не свидетельствует о фактическом отсутствии такого ограничения с учетом установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
Проведение на основании оспариваемого разрешения на строительство N RU 59519000-36-12 строительных работ может привести к угрозе жизни и здоровью граждан, повреждению (уничтожению) имущества третьих лиц, в том числе Банка, приостановлению функционирования расчетно-кассового центра г.Лысьва.
Кассационный суд полагает способ защиты прав и законных интересов Банка путем оспаривания ненормативного правового акта органа муниципальной власти, исполнением которого может быть причинен вред имуществу Банка, надлежащим.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, однако нормы материального права ими применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, признать выданное администрацией разрешение на строительство N RU59519000-36-12 недействительным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.04.2014 по делу N А50-25632/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Разрешение на строительство N RU59519000-36-12, выданное администрацией муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" Лимоновой Екатерине Валерьевне, признать недействительным.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.