Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2011 г. N Ф09-1949/11
21 апреля 2011 г. |
N Ф09-1949/11-С4 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 г.
В полном объеме постановление изготовлено 21 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.
судей Шершон Н.В., Азанова П.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2010 по делу N А47-6560/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по тому же делу по заявлению Гаражного кооператива N 220 (далее - кооператив) к инспекции о признании незаконным решения от 03.04.2009 N 141 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), о признании недействительной записи по внесению в ЕГРЮЛ регистрационной записи от 05.08.2009 об исключении Гаражного кооператива N 220 как лица, прекратившего свою деятельность.
В судебном заседании принял участие представитель регистрирующего органа - Бабина И.А. (доверенность от 11.01.2011 N 04-14).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Зырянов Станислав Иванович обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании незаконным решения от 03.04.2009 N 141 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, о признании недействительной записи по внесению в ЕГРЮЛ регистрационной записи от 05.08.2009 об исключении кооператива как лица, прекратившего свою деятельность (с учетом уточнений, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением арбитражного суда от 11.10.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга (далее - инспекция по Центральному району).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.10.2010 (судья Жарова Л.А.) требования кооператива удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 (судьи Серкова З.Н., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение от 29.10.2010 оставлено без изменения.
Инспекция в кассационной жалобе просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении требований Зырянова С.И. отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и материалам дела, неправильное применение норм материального права, поскольку в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие наличие указанных в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" признаков юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, которые являются основанием для исключения его из ЕГРЮЛ. Кроме того, по мнению инспекции, судами не учтено, что документы, представленные инспекцией не были оспорены, что инспекцией соблюден порядок исключения кооператива, прекратившего свою деятельность, из реестра юридических лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует читать как 8 августа 2001 г.
Как следует из материалов дела, кооператив зарегистрирован в ЕГРЮЛ 06.12.2005 за основным государственным регистрационным номером 1055612043992, поставлен на учет по месту нахождения в инспекции по Центральному району города Оренбурга.
Регистрирующий орган, установив признаки недействующего юридического лица в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", 03.04.2009 принял решение N 141 о предстоящем исключении кооператива как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Указанное решение было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".
В связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты, 05.08.2009 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись N 2095658336508 об исключении юридического лица - кооператива из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность.
Полагая действия инспекции по исключению кооператива из реестра юридических лиц незаконными, кооператив, представляемый его председателем Зыряновым С.И., обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что наличие формальных признаков недействующего юридического лица безусловно не влечет его исключение из реестра юридических лиц, для такого исключения лицо должно действительно прекратить свою деятельность. Однако прекращение деятельности кооперативом опровергается материалами дела. Помимо этого регистрирующим органом нарушен порядок внесения записи в реестр юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, как установлено судами, кооператив фактически осуществляет деятельность, соответствующую целям его создания; так, кооперативом производились расчеты по средствам фонда социального страхования за 1-3 кварталы 2009 года, за 2 квартал 2009 года, за 3 квартал 2009 года; между кооперативом и открытым акционерным обществом "Оренбургэнергосбыт" заключено дополнительное соглашение от 12.11.2009 к договору энергоснабжения N 89154 от 05.07.2004 по увеличению (уменьшению) потребляемой электроэнергии. Кроме того, в материалах дела имеется список членов кооператива, представленный в инспекцию, копии выписок из протокола общего собрания членов кооператива. Судами установлено, что непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
Нормы ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Суд на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение в нарушение положений статей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято при отсутствии у кооператива признаков недействующего юридического лица.
Судами также установлено, что регистрирующим органом не соблюден порядок внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра, поскольку в нарушение положений п.4 ст. 21.1 названного закона, п.5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, такая запись внесена только на основании решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из реестра, тогда как основанием для внесения записи об исключении является решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра юридических лиц, которое выносится в том случае, если от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, не поступили заявления.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание допущенные со стороны инспекции в отношении кооператива нарушения осуществления процедуры исключения юридического лица из реестра, а также наличие в материалах дела доказательств фактического осуществления названным кооперативом уставной деятельности, суды пришли к правильным выводам о несоответствии действий инспекции по исключению кооператива из реестра юридических лиц положениям действующего законодательства и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и материалов дела, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2010 по делу N А47-6560/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по тому же делу - оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Лиходумова |
Судьи |
Н.В. Шершон |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение в нарушение положений статей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" принято при отсутствии у кооператива признаков недействующего юридического лица.
Судами также установлено, что регистрирующим органом не соблюден порядок внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра, поскольку в нарушение положений п.4 ст. 21.1 названного закона, п.5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, такая запись внесена только на основании решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из реестра, тогда как основанием для внесения записи об исключении является решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра юридических лиц, которое выносится в том случае, если от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, не поступили заявления.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.10.2010 по делу N А47-6560/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по тому же делу - оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2011 г. N Ф09-1949/11 по делу N А47-6560/2010