Екатеринбург |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А07-21083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Галлямовой Гульнары Сагитовны (далее - предприниматель Галлямова Г.С.) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-21083/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель предпринимателя Галлямовой Г.С.- Камалитдинова Э.Х. (адвокат, удостоверение от 05.05.2012 N 1096, доверенность от 20.11.2014);
предприниматель Галлямова Г.С. (паспорт).
В судебном заседании, назначенном на 09 ч 45 мин. 19.11.2014, объявлен перерыв до 10 ч 00 мин. 21.11.2014. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же лиц, в том же составе суда.
От Управления архитектуры и градостроительства городского округа город Нефтекамск (далее - управление) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель Галлямова Г.С. обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании постановления от 22.10.2013 N 4024 "Об отмене постановления главы администрации от 01.02.2008 N 246 "О согласовании Валеевой Е.В. предварительного места размещения торгово-сервисного комплекса" (далее - постановление от 22.10.2013 N 4024) недействительным и незаконным.
Определениями суда от 02.12.2013, 25.12.2013, 29.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Нефтекамску (далее - комитет), Валеева Елена Валерьевна (далее - Валеева Е.В.), управление.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 (судья Архиереев Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Галлямова Г.С. просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами п. 11 ст. 1, ст. 23, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 431, 450-453, 611, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель считает судебные акты немотивированными и принятыми с превышением судами своих полномочий, поскольку заинтересованными лицами не представлены достаточные доказательства законности оспариваемого постановления. Как указывает заявитель, между ним и администрацией нет спора о приобретении либо отчуждении арендованного земельного участка в собственность. Заявитель также считает, генеральный план города Нефтекамска не содержит данных о красных линиях, ссылка на ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не состоятельна, генеральный план города Нефтекамска в дело не представлен. Пункт 1.3.9. Правил землепользования и застройки г. Нефтекамска, на который сослался суд первой инстанции, не устанавливает запретов и ограничений на строительство в границах красных линий. Сам по себе факт расположения земельного участка в границах красных линий не свидетельствует о невозможности строительства в их границах, так как последние не являются сервитутами, а являются лишь условными обозначениями, определяющими в документах территориального планирования территории общего пользования. Учитывая, что оспариваемое постановление администрации принято в период действия договора аренды земельного участка от 18.05.2012 N 2335к, продленного дополнительным соглашением от 15.01.2014 N 1 сроком до 11.04.2024, направлено на изменение его условий в одностороннем порядке при отсутствии волеизъявление другой стороны на такое изменение, чем нарушаются права предпринимателя как арендатора земельных участков, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2010 N 15951/09.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Администрация считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением главы администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 01.02.2008 N 246 на основании заявления Валеевой Е.В. согласовано предварительное место под проектирование и строительство торгово-сервисного комплекса на земельном участке, указанном в приложении к акту о выборе земельного участка от 24.09.2007, утвержден акт выбора земельного участка от 24.09.2007, разрешено Валеевой Е.В. проектирование и строительство торгово-сервисного комплекса в соответствии с актом о выборе земельного участка от 24.09.2007.
Постановлением главы администрации от 11.04.2008 N 1172 (далее - постановление от 11.04.2008 N 1172) утвержден проект границ земельных участков 02:66:010601:0073 (А), 02:66:010601:0073 (А-1), 02:66:010601:0073 (Б) и 02:66:010602:0058 (А), 02:66:010602:0058 (Б) образованных в результате разделения земельных участков 02:66:010601:0073, 02:66:010602:0058, находящихся в государственной собственности.
Согласно договору аренды земельных участков от 19.05.2008 N 2335к комитет (арендодатель) на основании постановления от 11.04.2008 N 1172 предоставил Валеевой Е.В. (арендатор) для использования в целях проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса:
- земельный участок площадью 1012 кв. м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:79, расположенный в 30 метрах по направлению на запад от ориентира г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31;
- земельный участок площадью 1425 кв. м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:80, расположенный в 20 метрах по направлению на северо-запад от ориентира г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31;
- земельный участок площадью 648 кв. м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010602:74, расположенный в 20 метрах по направлению на север от ориентира г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31.
Согласно п. 3.1 договора срок аренды установлен с 11.04.2008 по 11.04.2011.
Земельные участки переданы Валеевой Е.В. по акту приема-передачи.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре.
На основании постановлений от 11.04.2008 N 1172, от 09.04.2012 N 1167, от 17.05.2012 N 1639 между комитетом (арендодатель) и Валеевой Е.В. (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 18.05.2012 N 2335к, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду для использования в целях проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса земельные участки площадью 1012 кв. м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:79, расположенный по адресу: г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31 "Б"; площадью 1425 кв. м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010601:80, расположенный по адресу: г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31 "В"; площадью 648 кв. м из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:66:010602:74, расположенный по адресу: г. Нефтекамск, ул. К. Маркса 31 "Г".
Согласно п. 3.1 договора срок аренды установлен с 11.04.2008 по 11.04.2014.
Государственная регистрация данного договора аренды произведена 19.06.2012.
На основании договора уступки права от 02.07.2012 предпринимателю Галлямовой Г.С. перешли в полном объеме все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 18.05.2012 N 2335к на вышеназванные земельные участки, предоставленные из категории земель населенных пунктов для проектирования и строительства торгово-сервисного комплекса.
Вышеуказанные земельные участки переданы заявителю по акту приема-передачи от 02.07.2012.
В материалах дела имеются постановление главы администрации от 31.12.2013 N 5308, согласно которому срок аренды земельных участков продлен до 11.04.2024.
Постановлением от 22.10.2013 N 4024 администрация отменила постановление главы администрации городского округа город Нефтекамск от 01.02.2008 N 246 на основании п. 1.3.9. Правил землепользования и застройки в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан в связи с нарушением градостроительного регламента в пределах территориальной зоны "У".
Ссылаясь на то, что действия администрации, выразившиеся в принятии оспариваемого постановления, являются незаконными, нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель Галлямова Г.С. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Право администрации отменить собственный правовой акт установлено ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Судами установлено, что отменённое постановление от 01.02.2008 N 246 явилось основанием для предоставления заявителю (с учётом заключения договоров аренды от 19.05.2008, от 18.05.2012 и договора уступки прав по договорам от 02.07.2012) в аренду для целей проектирования и строительства в порядке предварительного согласования места размещения объекта земельных участков.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решением Совета городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 25.07.2013 N 3-15/06 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, в которых в числе территориальных зон, установленных в порядке градостроительного зонирования, выделена зона "У" - зона дорожно-уличной сети.
В силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из содержания ч. 11 ст. 1, ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что красные линии являются элементом территориального планирования.
По смыслу вышеизложенных норм, документы территориального планирования содержат информацию как о планируемых, так и о фактически существующих красных линиях, отражающих границы территорий общего пользования.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельные участки с кадастровыми номерами 02:66:010601:79, 02:66:010601:80, 02:66:010602:74, находящиеся в аренде у предпринимателя Галлямовой Г.С., расположены в границах фактически существующих красных линий (дорог общего пользования улиц К.Маркса и пр. Юбилейный), что подтверждается схемой размещения объекта в городе Нефтекамске в составе градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 02:66:010601:80; разбивочным планом в составе генерального плана города по состоянию на 05.04.2012, составленным геодезистом А. Ильясовым и согласованным главным архитектором города; ситуационным планом.
В указанных документах отражено не только актуальное состояние красных линий согласно действующим Правилам землепользования и застройки города Нефтекамск от 25.07.2013, но и факт размещения спорных земельных участков в границах фактически существующих территорий общего пользования на момент их предоставления первоначальному арендатору по договору аренды от 19.05.2008.
Из акта об отводе границ участия и красных линий в натуре от 27.02.1992 следует факт установления на местности красных линий по состоянию на указанную дату.
С учетом изложенного, границы красных линий улиц К. Маркса и пр. Юбилейный установлены не только действующими Правилами землепользования и застройки города Нефтекамск от 25.07.2013, но и существовали фактически на момент действия ранее принятых Правил землепользования и застройки города Нефтекамск от 20.02.2008.
При этом суды правомерно указали, что отсутствие в ранее действующих Правилах территориальной зоны "У" - зоны дорожно-уличной сети, не свидетельствует о фактическом отсутствии такой зоны, поскольку в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это фактически существующие территории независимо от формального их закрепления в документах территориального планирования.
При таких обстоятельствах, в силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку в силу правовой позиции, сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 12.04.2011 N 15248/10 к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
В связи с этим судами верно определено, что отмененное оспоренным постановлением постановление не соответствовало закону.
Таким образом, суды правильно отказали в удовлетворении заявленных предпринимателем требований ввиду отсутствия необходимой совокупности условий для признания ненормативного правового акта недействительным.
Довод заявителя на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09 отклоняется, поскольку указанное постановление вынесено при иных фактических обстоятельствах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.04.2014 по делу N А07-21083/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Галлямовой Гульнары Сагитовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.