Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2011 г. N Ф09-1464/11
04 мая 2011 г. |
N Ф09-1464/11-С2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Артемьевой Н.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2010 по делу N А47-7074/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "АбсолютАвто56" (далее - общество, страхователь; (ИНН: 5609066550, ОГРН: 1085658005806) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 03.08.2010 N 5.
Решением суда от 01.11.2010 (судья Книгина Л.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 (судьи Степанова М.Г., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению фонда, общество злоупотребило правом на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выплата пособий и заработной платы произведены им из заёмных средств, застрахованное лицо принято на должность заместителя главного бухгалтера за месяц до наступления страхового случая с завышенным размером оклада, что свидетельствует о создании им искусственной ситуации с целью необоснованного получения возмещения из средств фонда.
В представленном отзыве общество возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными, и подчёркивает, что им доказана реальность трудовых отношений, а также производственная необходимость принятия на работу застрахованного лица, поскольку главный бухгалтер находился в отпуске без сохранения заработной платы, наличие у данного лица квалификации и опыта работы.
Из материалов дела следует, что обращение общества в фонд за выделением средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством послужило основанием для проведения выездной проверки страхователя.
В ходе проверки установлены следующие обстоятельства: 01.04.2010, за месяц до наступления страхового случая, на должность заместителя главного бухгалтера в общество принята Кузнецова М.А. с оплатой труда в завышенном размере 25 000 руб. Приказом от 10.05.2010 N 4/л указанному лицу предоставлен отпуск по беременности и родам с 11.05.2010 по 27.09.2010 и выплачено пособие по беременности и родам в сумме 117 140 руб. 09 коп. После ухода застрахованного лица в отпуск по беременности и родам на данную должность никто не принят.
Фонд пришёл к выводам об отсутствии у общества производственной необходимости и финансово-экономической обоснованности в принятии на работу на должность заместителя главного бухгалтера Кузнецовой М.А. и невозможности возмещения за счёт средств фонда расходов, поскольку, по его мнению, со стороны страхователя имеет место злоупотребление правом в части установления завышенного размера заработной платы.
Фондом составлен акт проверки от 30.06.2010 N 51 и вынесено решение от 03.08.2010 N 5 о непринятии к зачёту расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 117 140 руб. 09 коп.
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды обеих инстанций, исходя из совокупности установленных обстоятельств, пришли к выводу об отсутствии у фонда бесспорных доказательств злоупотребления страхователем правом на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения из средств Фонда.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На основании п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 22 Закона N 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтверждённого страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. В ч. 5 ст. 13 данного Закона определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление N 53) налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если в целях налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а в силу п. 4 постановления N 53 налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и постановления N 53 следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств названного Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суды обеих инстанций на основании имеющихся в деле доказательств (копий дипломов, трудовой книжки, трудового договора, приказов от 01.04.2010 N 6/к, от 10.05.2010, расчётной ведомости за май 2010 года, копий расходных кассовых ордеров от 07.06.2010 N 4, от 08.06.2010 N 6), исследованных согласно требованиям, определённым ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что страхователем представлены достаточные доказательства, подтверждающие наличие у застрахованного лица образования по специальности "бухгалтерский учёт, анализ и аудит", опыта работы и наступления страхового случая, факты выплаты пособия и осуществление должностных обязанностей в должности заместителя главного бухгалтера.
Таким образом, обществом соблюдены требования, необходимые для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.
При этом судами установлено, что фондом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факты злоупотребления обществом правом на возмещение расходов, создание искусственной ситуации для получения средств фонда в завышенном размере.
Ссылки фонда на то, что расходы общества превышают его доходы, что в качестве источника выплат общество использовало в спорный период заёмные средства, судом кассационной инстанции не принимаются в силу п. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2010 по делу N А47-7074/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Л.Меньшикова |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление N 53) налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если в целях налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а в силу п. 4 постановления N 53 налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и постановления N 53 следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств названного Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
...
Ссылки фонда на то, что расходы общества превышают его доходы, что в качестве источника выплат общество использовало в спорный период заёмные средства, судом кассационной инстанции не принимаются в силу п. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2010 по делу N А47-7074/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2011 г. N Ф09-1464/11 по делу N А47-7074/2010
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11224/11
19.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11224/11
04.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1464/11
20.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12965/2010