Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2011 г. N Ф09-1835/11
29 апреля 2011 г. |
N Ф09-1835/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Семёновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гранит" (далее - общество "Гранит") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2010 по делу N А07-11956/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Гранит" - Парабкович Л.Л. (доверенность от 31.12.2010);
общества с ограниченной ответственностью "Мансуровский гранит" (далее - общество "Мансуровский гранит") - Сиваков А.В. (доверенность от 19.07.2010);
Управления по недропользованию по Республике Башкортостан - Якупов И.К. (адвокат, доверенность от 04.04.2011).
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 12.04.2011, объявлен перерыв до 19.04.2011, 17 ч 00 мин.
После перерыва в судебном заседании принял участие представитель общества "Гранит" - Набиуллин Н.А. (доверенность от 05.04.2011 N 08/18).
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.04.2011 рассмотрение кассационной жалобы общества "Гранит" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2010 по делу N А07-11956/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу отложено на 27.04.2011, 14 ч 15 мин.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Гранит" - Набиуллин Н.А. (доверенность от 05.04.2011 N 08/18).
Общество "Мансуровский гранит" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - администрация): постановления от 11.11.2009 N 11-1695 УД "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории сельского поселения Ильчинский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан" и п. 2 и 4 постановления от 12.11.2009 N 11-1706 УД "О предоставлении земельного участка в собственность по выкупной стоимости обществу "Гранит".
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечены Управление по недропользованию по Республике Башкортостан (далее - Управление по недропользованию), общество "Гранит".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2010 (судья Кручинина Н.Е.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 (судьи Баканов В.В., Пивоварова Л.В., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Гранит" просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель считает, что оспариваемые ненормативные правовые акты администрации не содержат адресованных обществу "Мансуровский гранит" обязательных для исполнения указаний и не затрагивают его права и законные интересы. Общество "Гранит" указывает, что общество "Мансуровский гранит" в установленном законом порядке, за предоставлением ему земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр, не обращался. По мнению заявителя, судами необоснованно не привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы. Общество "Гранит" полагает, что вывод судов о том, что вопрос об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка необходимо было выносить на публичные слушания, является ошибочным. Суды не учли, что решение об изменении вида разрешенного использования принималось в отношении земельного участка, расположенного в пределах горного отвода Мансуровского месторождения, которое не предусматривает жилищного строительства, не предполагает размещение объектов капитального строительства и не затрагивает границ населенных пунктов. Кроме того, заявитель отмечает, что ограничений на куплю-продажу, приватизацию земельных участков, находящихся в пределах горных отводов, законодательством не установлено, в связи с чем оснований для отказа в приватизации обществом "Гранит" земельного участка, находящегося под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности, у администрации не имелось.
В отзывах на кассационную жалобу Прокурор Республики Башкортостан и Управление по недропользованию просят оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Мансуровский гранит" имеет право на пользование участком недр, расположенным в 20 км севернее г. Учалы Учалинского района Республики Башкортостан, с целью добычи облицовочного и строительного камня на Восточном участке Мансуровского месторождения гранитов, о чем свидетельствует лицензия серии УФА 01173 ТЭ, зарегистрированная Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан от 02.12.2009 за N 3090/01173 ТЭ (т. 1, л. д. 33).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.10.2009 обществу "Гранит" принадлежит на праве собственности компрессорная станция общей площадью 235,5 кв. м, назначение - нежилое, литера А, расположенное по адресу: республика Башкортостан, Учалинский район, 4 км. от д. Мансурово в направлении на северо-запад (т. 1, л. д. 25).
Управлением по недропользованию и Приуральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, обществу "Мансуровский гранит" предоставлен горный отвод общей площадью 22,5 га, расположенный в 20 км севернее г. Учалы Республики Башкортостан, в 4 км западнее д. Мансурово Учалинского района (т. 1, л. д. 34-36).
Общество "Мансуровский гранит" 11.05.2010 в установленном законом порядке обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в границах предоставленного ему горного отвода.
Письмом от 17.05.2010 N 01.19/569 администрация сообщила обществу "Мансуровский гранит", что в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду вынуждена отказать, так как правообладателем данных земельных участков является общество "Гранит" на основании постановления от 11.11.2009 N 11-1695 УД "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории сельского поселения Ильчинский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", п. 2 и 4 постановления от 12.11.2009 N 11-1706 УД "О предоставлении земельного участка в собственность по выкупной стоимости обществу "Гранит" и договора купли-продажи (т. 1, л. д. 16, 17, 24, 50, 51).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 12.11.2009 N 09-302П за обществом "Гранит" зарегистрировано право собственности на земельный участок под размещение производственных помещений, общей площадью 42623,06 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, Ильчинский с/с, в районе д. Мансурово (т. 1, л. д. 26).
Общество "Мансуровский гранит", ссылаясь на несоответствие указанных ненормативных правовых актов действующему законодательству, а также на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанных норм следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий, а именно - если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Суды, установив, что оформление земельного отвода на необходимый участок работ в соответствии со ст. 11.1 лицензионного соглашения, заключенного между обществом "Мансуровский гранит" и Управлением по недропользованию невозможно, пришли к выводу о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, занятого карьером (участком недр), на основании постановления администрации от 11.11.2009 N 11-1695 УД "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории сельского поселения Ильчинский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", произведено с нарушением требований закона.
Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 названного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок расположен в границах предоставленного обществу "Мансуровский гранит" горного отвода, на котором находится карьер для добычи гранита площадью не менее 16 300 кв. м и глубиной выемки до 25 м. Изменение вида разрешенного использования названного земельного участка с прежнего "под карьер" на новый вид разрешенного использования "под размещение производственных помещений" создает препятствия обществу "Мансуровский гранит" в пользовании участком недр для добычи облицовочного и строительного камня на Восточном участке Мансуровского месторождения гранитов в соответствии с выданной ему лицензией.
Суды, принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что публичные слушания по вопросу изменения одного вида разрешенного использования указанного земельного участка на другой вид разрешенного использования не проводились, пришли к верному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации от 11.11.2009 N 11-1695 УД "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории сельского поселения Ильчинский сельсовет муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан" противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества "Мансуровский гранит".
Согласно ст. 2.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В силу положений ст. 25.1 названного Закона земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из смысла указанной нормы следует, что земельные участки, занятые участками недр и находящиеся в государственной или муниципальной собственности не должны отчуждаться в собственность частных лиц.
С учетом положений вышеизложенных норм права и имеющихся в материалах дела доказательств (отчета о маркшейдерских работах на Восточном участке Мансуровского месторождения гранитов с приложением двух карт маркшейдерской съемки карьера, выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Башкирское горное Бюро "Агрикола", предоставленных обществом "Мансуровский гранит" лицензии, лицензионного соглашения и акта, удостоверяющего горный отвод,) суды пришли к выводу о том, что часть спорного земельного участка, переданного на основании оспариваемого постановления администрации в собственность общества "Гранит", является участком недр, который является действующим карьером, а оставшаяся часть входит в границы горного отвода, предоставленного обществу "Мансуровский гранит", на котором не могут находиться производственные помещения и который не может находиться ни в чьей собственности, кроме государства.
В соответствии со ст. 25 названного Закона проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Поскольку у общества "Мансуровский гранит" имеется лицензия на право пользования недрами и предоставлен горный отвод для добычи облицовочного и строительного камня, суды пришли к выводу о том, что заявитель имеет приоритет использования участка недр для целей геологического освоения и добычи полезных ископаемых перед иными видами природопользования, при этом запрещается ведение какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе строительство объектов недвижимости), не связанных с добычей полезных ископаемых.
Кроме того, суды установили, что при передаче в собственность общества "Гранит" земельного участка были нарушены положения ст. 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 названного Кодекса.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что под здание компрессорной станции общей площадью 235,5 кв. м обществу "Гранит" передан в собственность земельный участок площадью 42623 кв. м, в 180 раз превышающий площадь здания, без обоснования необходимости и целесообразности предоставления участка такой площади для эксплуатации объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что оспариваемое постановление администрации от 12.11.2009 N 11-1706 УД "О предоставлении земельного участка в собственность по выкупной стоимости обществу "Гранит" обществу "Гранит" является законным, также не имеется.
Таким образом, оспариваемые ненормативные правовые акты администрации правомерно признаны судами недействительными.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Как следует из подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 (в редакции информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139), при подаче кассационной жалобы на судебные акты по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
При подаче кассационной жалобы обществом "Гранит" по квитанции от 04.03.2011 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2010 по делу N А07-11956/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гранит" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Гранит" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по квитанции от 04.03.2011, находящейся в материалах дела.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Как следует из подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 (в редакции информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139), при подаче кассационной жалобы на судебные акты по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2011 г. N Ф09-1835/11 по делу N А07-11956/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10268/11
29.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1835/11
18.01.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12433/2010
19.10.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-11956/10