Екатеринбург |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А07-21223/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аль Бина" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2014 по делу N А07-21223/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием к администрации городского округа город Уфа (далее -администрация) об обязании предоставить земельный участок площадью 3112,13 кв. м с кадастровым номером 02:55:040610:5767, находящийся в Октябрьском районе города Уфы, планировочная зона Нагаево и п. Зинино, ул. Нижняя, на праве аренды для проектирования и строительства без проведения торгов (требования изложены с учетом уточнения их предмета, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Гайсин Денис Ирикович, Халяпов Азамат Шайхылисламович, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации (далее - управление архитектуры), муниципальное унитарное предприятие "Центр недвижимости" администрации (далее - предприятие "Центр недвижимости").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2014 (судья Юсеева И.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что информационное сообщение содержит необходимые сведения о земельном участке, который предлагается для передачи в аренду для строительства и соответствует требованиям ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, заявки на предоставление земельного участка от иных лиц, представленные администрацией, не свидетельствуют о наличии оснований для определения лица, которому будет предоставлен земельный участок, по результатам торгов, поскольку данные заявки не зарегистрированы в порядке, предусмотренном п. 10 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808.
Как установлено судами, на основании обращения общества от 04.05.2011 управлением архитектуры подготовлено и выдано заявителю градостроительное заключение от 25.05.2011 N ГЗ-1455/Ю для размещения авторемонтного предприятия с кафе в н.п. Зинино по ул. Нижней Октябрьского района г. Уфы на земельном участке площадью 3112,13 кв. м.
Согласно протоколу заседания комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.02.2012 принято решение разрешить предоставление обществу земельного участка для проектирования и строительства объекта с проведением процедуры публикации информационного сообщения.
Общество 07.02.2012 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в н.п. Зинина на основании вышеназванного протокола.
По поручению администрации предприятием "Центр недвижимости" в газете "Вечерняя Уфа" от 12.04.2012 опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 3112,13 кв. м для размещения авторемонтного предприятия с кафе в н.п. Зинино по ул. Нижней Октябрьского района г. Уфы на земельном участке без предварительного согласования места размещения объекта.
По итогам публикации поступили заявления от Гайсина Д.И. от 13.04.2012 N 2761) и Халяпова А.Ш. (от 11.05.2012 N 3271), заинтересованных в предоставлении названного земельного участка.
Предприятие "Центр недвижимости" 14.05.2012 направило обществу уведомление о поступлении заявлений о предоставлении земельного участка от других лиц и о предоставлении спорного земельного участка путем проведения торгов в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичное сообщение от 01.06.2012 было направлено обществу Управлением по земельным ресурсам администрации.
Из пояснений заинтересованных лиц следует, что торги по предоставлению земельного участка не проведены, поскольку к ходе подготовки к ним было выявлено несоответствие предполагаемого использования земельного участка для размещения авторемонтного предприятия с кафе требованиям санитарных норм и правил по причине несоблюдения санитарно-защитной зоны от границы земельного участка до жилого дома.
На основании обращения общества управлением архитектуры были внесены изменения в опорный план и пункт 1 градостроительного заключения от 25.05.2011 N ГЗ-1455/Ю для размещения авторемонтного предприятия с кафе в н.п. Зинино по ул. Нижней Октябрьского района г. Уфы, площадь испрашиваемого земельного участка установлена 2114,15 кв. м.
Обществу выдано новое градостроительное заключение от 08.08.2011 N 2177/Ю по условиям предоставления земельного участка площадью 1027,27 кв. м для обслуживания авторемонтного предприятия с кафе в н.п. Зинино по ул. Нижней Октябрьского района г. Уфы.
В государственный кадастр недвижимости 06.03.2014 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:040610:5767 площадью 3112 кв. м без определения его разрешенного использования.
Общество, полагая, что в связи с отсутствием иных претендентов у него имеется право на получение сформированного земельного участка для строительства без проведения торгов, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что информационное сообщение не содержит сведений, позволяющих индивидуализировать земельный участок и точно установить его местонахождение, и, кроме того, при наличии заявлений от нескольких претендентов в отношении сформированного земельного участка, данный участок не может быть предоставлен в аренду для строительства без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, указав на то, что оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов в данном случае не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка путем выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
По смыслу положений указанного пункта, публикация о предстоящем предоставлении земельного участка призвана обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4 и 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Как установлено судами, в результате публичного информирования о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 3112 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, н.п. Зинино, ул. Нижняя, для строительства авторемонтного предприятия с кафе без предварительного согласования, были выявлены иные заинтересованные лица на приобретение данного земельного участка в аренду для строительства - Гайсин Д.И. и Халяпов А.Ш. Заявки указанных лиц приняты предприятием "Центр недвижимости" 13.04.2012 и 11.05.2012 соответственно.
Поскольку в ходе публичного информирования поступили заявки от иных претендентов на приобретение испрашиваемого обществом земельного участка в аренду для строительства, суды пришли к верному выводу о том, что данное обстоятельство является основанием для определения лица, которому данный земельный участок будет предоставлен в аренду, по результатам торгов, и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований об обязании администрации предоставить ему данный участок без проведения торгов.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на отсутствие регистрации поданных Гайсиным Д.И. и Халяповым Ш.Х. заявок в порядке, установленном п. 10 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, подлежат отклонению. Данные заявки судами верно оценены как доказательства наличия заинтересованности иных лиц в получении земельного участка для целей строительства. При этом оснований для применения названных Правил в рассматриваемом деле не имеется, так как решение о проведении торгов органом местного самоуправления на данном этапе не принималось.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2014 по делу N А07-21223/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Аль Бина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.