Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2011 г. N Ф09-2141/11
27 мая 2011 г. |
N Ф09-2141/11-С2 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Артемьевой Н.А., Наумовой Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2010 по делу N А07-12825/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание открыто 18.05.2011. В судебном заседании приняла участие представитель инспекции - Рахматуллина Н.Ф. (доверенность от 12.01.2011 N 06-08/00061). Представители Государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" (далее - предприятие, налоговый агент) в суд не явились.
В судебном заседании объявлен перерыв до 09 час. 15 мин. 23.05.2011, после которого судебное заседание продолжено.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными требования инспекции от 10.06.2010 N 7819 об уплате налога, сбора, пени, штрафа и решения инспекции от 06.07.2010 N 141292 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 18.10.2010 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Толкунова В.М.) решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на пропуск инспекцией предельного срока для выставления требования от 10.06.2010 N 7819 и на невозможность определить основание начисления пеней, указанных в этом требовании, поскольку содержащиеся в нём суммы и информация не соотносятся с обязанностью предприятия по уплате сумм налога на доходы физических лиц, определённой на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан от 26.12.2008 N 11-09/3443 ДСП.
В кассационной жалобе налоговый орган просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Доводы инспекции по существу сводятся к тому, что в силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации предельный срок для выставления требования об уплате пени следует исчислять после фактической уплаты сумм задолженности по налогам и сборам, а не с момента принятия инспекцией соответствующего решения о начислении налогов, сборов, пеней и штрафов.
Предприятие представило отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан была проведена выездная налоговая проверка предприятия, по результатам которой вынесено решение от 26.12.2008 N 11-09/2443 ДСП "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Названным решением заявителю было предложено, в частности, уплатить налог на доходы физических лиц - неудержанный и неперечисленный налоговым агентом в бюджет, а также установлено наличие сумм удержанного, но неперечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц.
Не согласившись с решением от 26.12.2008 N 11-09/2443 ДСП, предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.04.2009 по делу N А07-633/2009 требования, заявленные предприятием, удовлетворены: решение от 26.12.2008 N 11-09/2443 ДСП признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан требования предприятия удовлетворены частично, в том числе, в отношении признания недействительным решения налогового органа, касающегося доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 31 273 421 руб., начисления пеней по НДФЛ - в сумме 4 076 196 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 9 576 200 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2 в соответствующей части постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения.
При рассмотрении спора по делу N А07-633/2009 определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.01.2009 принята обеспечительная мера в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан от 26.12.2008 N 11-09/3443ДСП до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-633/2009.
Инспекция выставила в адрес филиала предприятия требование N 7819 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.06.2010.
Указанным требованием филиалу предприятия предлагалось в срок 01.07.2010 уплатить пени по НДФЛ в общей сумме 491 796 руб. 13 коп., начисленные в том числе, на суммы недоимки: 30 272 961 руб. за 2008 год по установленному сроку уплаты 26.12.2008; 16 952 907 руб. за 2008 год по установленному сроку уплаты 26.12.2008; 30 272 961 руб. за 2009 год по установленному сроку уплаты 16.01.2009.
В связи с невыполнением оспариваемого требования N 7819 в установленный срок, инспекцией 06.07.2010 непосредственно налоговому агенту было направлено решение N 141292 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из содержания ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, согласно которому требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа) по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
По смыслу ст. 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность плательщика налога (сбора), исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога (сбора) либо после исполнения этой обязанности.
Как видно из материалов дела и установлено судами, налоговый орган в обоснование правомерности направления требования от 10.06.2010 N 7819 ссылается на то, что оно выставлено налоговому агенту на основании решения от 26.12.2008 N 11-09/3443 ДСП.
Учитывая, что названное решение о привлечении налогового агента к налоговой ответственности было получено предприятием 30.12.2008, в период с 16.01.2009 по 06.11.2009 исполнение названного решения налогового органа было приостановлено, а затем действие обеспечительных мер прекращено в связи с принятием постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009, то есть названное решение инспекции вступило в силу 12.11.2009, суды пришли к правильному выводу о том, что срок для направления оспариваемого требования истек 26.11.2009.
Таким образом, поскольку требование от 10.06.2010 N 7819 и основанное на нём решение от 06.07.2010 N 141292 вынесены с нарушением сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, то суды законно и обоснованно признали оспариваемые ненормативные правовые акты инспекции недействительными.
Доводы налогового органа о том, что предельный срок для выставления указанного требования следует исчислять после фактической уплаты задолженности по налогу, а не с момента принятия инспекцией соответствующего решения, судом кассационной инстанции не принимается как основанный на неверном толковании инспекцией вышеуказанных норм Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2010 по делу N А07-12825/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангина |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что названное решение о привлечении налогового агента к налоговой ответственности было получено предприятием 30.12.2008, в период с 16.01.2009 по 06.11.2009 исполнение названного решения налогового органа было приостановлено, а затем действие обеспечительных мер прекращено в связи с принятием постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 по делу N А07-633/2009, то есть названное решение инспекции вступило в силу 12.11.2009, суды пришли к правильному выводу о том, что срок для направления оспариваемого требования истек 26.11.2009.
Таким образом, поскольку требование от 10.06.2010 N 7819 и основанное на нём решение от 06.07.2010 N 141292 вынесены с нарушением сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, то суды законно и обоснованно признали оспариваемые ненормативные правовые акты инспекции недействительными.
Доводы налогового органа о том, что предельный срок для выставления указанного требования следует исчислять после фактической уплаты задолженности по налогу, а не с момента принятия инспекцией соответствующего решения, судом кассационной инстанции не принимается как основанный на неверном толковании инспекцией вышеуказанных норм Налогового кодекса Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.10.2010 по делу N А07-12825/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2011 г. N Ф09-2141/11 по делу N А07-12825/2010