Екатеринбург |
|
18 июня 2014 г. |
Дело N А76-24435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления N 15 Федерального медико-биологического агентства (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2014 по делу N А76-24435/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Минин К.В. (доверенность от 10.06.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "Движение" представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Движение" (далее - общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 30.10.2013 N 35 о применении административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде наложения штрафа в сумме 100 000 рублей
Решением суда первой инстанции от 13.01.2014 (судья Елькина Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2014 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит внести изменения в описательно-мотивировочную часть решения арбитражного суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, исключив из текста судебных актов: указание на то, что Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.3.031-83 "Система стандартов безопасности труда. Работы с ртутью. Требования безопасности", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 10.10.1983 N 4833, не распространяет свое действие на обращение с ртутьсодержащими отходами организации в связи с эксплуатацией жилого здания; а также вывод судов о неправильной квалификации административным органом выявленного правонарушения, выразившегося в наличии затопления подвала жилого дома сточными водами.
Управление полагает, что ГОСТ 12.3.031-83 устанавливает обязательные требования к хранению и транспортировке загрязненных ртутью отходов и боя, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве при эксплуатации жилого фонда.
Кроме того, управление полагает, что состав административного правонарушения, выразившегося в нарушении различных санитарных требований в части обращения с отходами, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, административным органом установлен и доказан, нарушение санитарных требований в части обращения с отходами произошло в результате незаконного накопления жидких отходов при осуществлении хозяйственной деятельности общества по управлению жилым домом.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором выразило мнение о том, что административный орган неправильно квалифицировал выявленное правонарушение, выразившееся в накоплении и временном хранении отработанных люминесцентных ртутьсодержащих ламп, по ст. 8.2 Кодекса, полагая, что допущенные нарушения со стороны общества должны квалифицироваться по ст. 8.1 Кодекса.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу условий п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. К I классу отнесены чрезвычайно опасные отходы, к которым, относятся в числе прочего ртутьсодержащие люминесцентные лампы.
Пунктом 6 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 (далее - Правила), установлено, что не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
Понятие "потребители ртутьсодержащих ламп" приведено в пункте 2 Правил, потребителями ртутьсодержащих ламп являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением;
"накопление" - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп.
Пунктом 6 Правил установлено, что не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.
В силу п. 13 Правил размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.
В соответствии с п. 14 Правил хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно п. 16 Правил не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Пунктом 19 Правил установлено, что обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.
В соответствии с пунктом 20 Правил, в случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений.
Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что по результатам проведенной управлением проверки обществу выдано предписание от 30.09.2013 N 160, согласно которому обществу предписано в срок до 07.10.2013 очистить подвальное помещение жилого дома N 42 по ул. Забабахина г. Снежинске Челябинской области от сточной воды и мусора, провести мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого дома.
Административным органом на основании распоряжения от 07.10.2013 N 177 проведена проверка общества в целях контроля за выполнением предписания от 30.09.2013 N 160, по итогам которой управлением составлен акт проверки от 09.10.2013 N 15-05/177, вынесено определение от 10.10.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту наличия со стороны общества признаков нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4, 8.2 Кодекса, составлены протокол осмотра территории от 11.10.2013 N 15-42/2013, протокол об административном правонарушении от 16.10.2013 N 15-42/2013.
В ходе проверки административным органом выявлены факты нарушения обществом норм ст. ст. 11, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; р. 2 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест; п. п. 2.11, 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях; п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления; п. 4.8 Санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением от 04.04.1988 N 4607-88, приложение N 3 СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации"; п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синатропных членистоногих; п. п. 6.4, 6.6 ГОСТ 12.3.031-83 Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью, выразившиеся в следующем: допущено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а именно: накопление и временное хранение твердых бытовых отходов (мусора), отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп и жидких бытовых отходов (сточная вода) в подвале жилого здания N 42 по ул. Забабахина, в местах, не предназначенных для хранения отходов, а именно, 09.10.2013 при обследовании подвального помещения жилого дома N 42 по ул. Забабахина в г. Снежинске Челябинской области установлено наличие затопления сточной водой и загрязнение бытовым мусором и ртутьсодержащими люминесцентными лампами в количестве 56 штук, которые лежали на полу подвала, часть ламп была разбита; 11.10.2013 при обследовании подвального помещения жилого дома N 42 по ул. Забабахина в г. Снежинске Челябинской области установлено наличие затопления сточной мутной водой с неприятным запахом, а также отсутствие по состоянию на указанную дату ртутьсодержащих люминесцентных ламп.
Управлением 30.10.2013 вынесено постановление N 35 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, с наложением штрафа в сумме 100 000 руб.
Суды, исследовав по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе договор на управление многоквартирным домом от 01.06.2008, пришли к правильным выводам о том, что административным органом подтверждены факты несоблюдения обществом обязательных экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом суды отметили, что общество имело возможность принять меры, направленные на недопущение нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но не предприняло всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь ст. 1.5, 2.1 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует признать, что в удовлетворении заявленных требований обществу отказано правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод управления о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ГОСТа 12.3.031-83 Система стандартов безопасности труда. Работы со ртутью. Требования безопасности, введенного в действие постановлением Госстандарта СССР, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку, как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, названный ГОСТ не применим к спорным правоотношениям, так как распространяется на работы, связанные с получением ртути из рудного сырья и применением ее в различных отраслях народного хозяйства, устанавливая требования безопасности при их проведении. Стандарт не распространяется на работы с соединениями ртути. Требования названного стандарта должны быть учтены в отраслевых стандартах, отражающих специфику отрасли.
Довод административного органа о том, что выявленное правонарушение, выразившееся в неустранении последствий прорыва канализационной сети, подлежит квалификации по ст. 8.2 Кодекса, отклонен судами обоснованно.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно заключили, что указанное нарушение не относится к сфере правоотношений по обращению с коммунальными отходами, а является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, влекущим за собой применение ответственности по ст. 6.3, 6.4 Кодекса.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2014 по делу N А76-24435/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления N 15 Федерального медико-биологического агентства - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управлением 30.10.2013 вынесено постановление N 35 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса, с наложением штрафа в сумме 100 000 руб.
...
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь ст. 1.5, 2.1 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
...
Довод административного органа о том, что выявленное правонарушение, выразившееся в неустранении последствий прорыва канализационной сети, подлежит квалификации по ст. 8.2 Кодекса, отклонен судами обоснованно.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно заключили, что указанное нарушение не относится к сфере правоотношений по обращению с коммунальными отходами, а является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, влекущим за собой применение ответственности по ст. 6.3, 6.4 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2014 г. N Ф09-2847/14 по делу N А76-24435/2013
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2847/14
26.02.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1105/14
24.01.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14427/13
13.01.2014 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24435/13