Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2011 г. N Ф09-2839/11
30 мая 2011 г. |
N Ф09-2839/11-С1 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2010 г. N Ф09-10673/10-С1 по делу N А60-23816/2010-С10
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Черкезова Е. О., Лимонова И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Березовского городского округа (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2011 по делу N А60-601/2011.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Панков С.Н. (доверенность от 22.11.2010 N 24/01-79);
общества с ограниченной ответственностью магазин "Елена" (далее - общество) - Тимофеева Е.Б. (доверенность от 17.12.2010 б/н);
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации от 12.02.2010 N 52-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, сооружений, нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в него помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв. м, в том числе к. 26, 27, 6, 7 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.03.2011 (судьи Сабирова М.Ф., Филиппова Н.Г., Киреев П.Н.) заявленные требования удовлетворены. Постановление администрации от 12.02.2010 N 52-1 в части включения в него вышеназванных помещений общества признано недействующим как несоответствующее Положению "О порядке формирования, ведения и опубликования перечня муниципального имущества Березовского городского округа, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденному решением Думы Березовского городского округа от 26.02.2009 N 36 (далее - Положение N 36).
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на ошибочность вывода суда о том, что в оспариваемой части постановление не соответствует п. 2.4 Положения N 36. Администрация также ссылается на решение арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2010 по делу N А60-23816/2010-С6, которым установлено, что спорные помещения общества были включены в Перечень объектов, не подлежащих отчуждению. Кроме того, администрация полагает, что вывод суда о том, что со стороны администрации поддержка обществу не оказывалась не является правильным, исходя из наличия доказательств, имеющихся в деле.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 28.10.2005 N 51, от 28.05.2010 N 19/к, заключенных между обществом и Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа, общество арендует объекты муниципального нежилого фонда, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Транспортников, 48 для размещения магазина продовольственных товаров.
Администрацией 12.02.2010 принято постановление N 52-1 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее - постановление N 52-1).
В данный перечень включены, в том числе нежилые помещения, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 250,7 кв. м.
Считая постановление администрации N 52-1 в части включения в него помещений, расположенных по адресу г. Березовский Свердловской области, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв. м., в том числе к. 26, 27, 6, 7 незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии обжалуемой части постановления п. 2.4 Положения N 36 и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По мнению суда, при наличии заявления общества о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого помещения администрация не вправе была принимать оспариваемое постановление в части включения арендуемых им (обществом) помещений в перечень объектов, не подлежащих отчуждению.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 2, 17, п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), вступившим в силу 05.08.2008, установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества.
В силу ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе если арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого или среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение указанного срока; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного только для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4.1 ст. 18 ст. Закона N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования названных перечней устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В силу части 4.2 той же статьи государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Таким образом, названные федеральные законы предоставили органам местного самоуправления право самостоятельно принимать решение о включении объектов, находящихся в муниципальной собственности в перечень имущества, которое может быть использовано исключительно в целях предоставления субъектам предпринимательской деятельности в пользование (для оказания необходимых услуг населению города, проживающему на данной территории) и которое не может отчуждаться в собственность каких-либо лиц.
Пунктом 15 ст. 28 Устава Березовского городского округа предусмотрено, что в случае временного отсутствия главы городского округа его полномочия, за исключением указанных в подпункте 2 п.5, подп. 3,12,14,21,24,25 п.6 настоящей статьи, по его письменному распоряжению исполняет первый заместитель (заместитель) главы администрации городского округа.
Судом установлено, что постановление от 12.02.2010 N 52-1 "Об утверждении Перечня муниципального имущества, используемого в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки
малого и среднего предпринимательства" принято первым заместителем главы администрации Березовского городского округа, опубликовано в газете "Березовский рабочий" от 15.05.2010 N 53, размещено в сети Интернет.
Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что при принятии обжалуемого постановления первый заместитель главы администрации Березовского городского округа действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Таким образом, судом правильно указано, что постановление N 52-1 является нормативным правовым актом, который принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
Пунктом 2.4 Положения N 36, утвержденным решением Думы Березовского городского округа 26.02.2009, установлены следующие критерии включения имущества в Перечень:
- по месту нахождения: для обеспечения возможности осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства деятельности во всех территориальных зонах округа;
- по целевому назначению: для обеспечения жителей округа продовольственными, промышленными товарами и бытовыми услугами первой
необходимости, иными услугами.
Названное решение Думы, в том числе и п. 2.4 Положения N 36 кем-либо не обжаловались, они не признаны недействительными, не отменены.
Из материалов дела также видно, что спорные помещения площадью 189,4 кв. м, арендуемые обществом, фактически используются им в соответствии с целевым назначением для обеспечения жителей г. Березовского продовольственными товарами.
При таких обстоятельствах постановление администрации Березовского городского округа N 52-1, как нормативный правовой акт, в оспариваемой части не противоречит п. 2.4 Положения N 36, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 26.02.2009 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Ссылка администрации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2010 по делу N А60-23816/2010-С6 является необоснованной, поскольку данный судебный акт принимался в отношении иного нормативного правового акта.
Вывод суда о том, что обществу как субъекту малого предпринимательства не оказывалось никакой поддержки, является необоснованным. Указанная поддержка, как видно из материалов дела, была оказана администрацией обществу в виде передачи ему (обществу) нежилых помещений площадью 189,4 кв. м в форме, предусмотренной п. 1 ст. 18 Закона N 209-ФЗ. Иного материалы дела не содержат.
Таким образом, постановление N 52-1 в части включения в него помещений по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв. м, в том числе к. 26, 27, 6, 7, является законным и обоснованным, соответствует требованиям Закона N 131-ФЗ, Закона N 209-ФЗ, Закона N 159-ФЗ, решению Думы Березовского городского округа от 26.02.2009 N 36.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт не может являться законным и подлежит отмене.
Поскольку фактические обстоятельства по делу судом установлены достаточно полно, но им неверно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2011 по делу N А60-601/2011 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью магазин "Елена" о признании недействующим постановления администрации от 12.02.2010 N 52-1 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, сооружений, нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" в части включения в него помещения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв. м, отказать.
Председательствующий |
С.Н.Василенко |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела также видно, что спорные помещения площадью 189,4 кв. м, арендуемые обществом, фактически используются им в соответствии с целевым назначением для обеспечения жителей г. Березовского продовольственными товарами.
При таких обстоятельствах постановление администрации Березовского городского округа N 52-1, как нормативный правовой акт, в оспариваемой части не противоречит п. 2.4 Положения N 36, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 26.02.2009 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
...
Вывод суда о том, что обществу как субъекту малого предпринимательства не оказывалось никакой поддержки, является необоснованным. Указанная поддержка, как видно из материалов дела, была оказана администрацией обществу в виде передачи ему (обществу) нежилых помещений площадью 189,4 кв. м в форме, предусмотренной п. 1 ст. 18 Закона N 209-ФЗ. Иного материалы дела не содержат.
Таким образом, постановление N 52-1 в части включения в него помещений по адресу: Свердловская обл., г. Березовский, ул. Транспортников, 48, общей площадью 189,4 кв. м, в том числе к. 26, 27, 6, 7, является законным и обоснованным, соответствует требованиям Закона N 131-ФЗ, Закона N 209-ФЗ, Закона N 159-ФЗ, решению Думы Березовского городского округа от 26.02.2009 N 36."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2011 г. N Ф09-2839/11 по делу N А60-601/2011