Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2011 г. N Ф09-2930/11
31 мая 2011 г. |
N Ф09-2930/11-С2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) и общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазсервис" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2010 по делу N А07-7707/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Хисматуллин Р.З. (доверенность от 22.02.2011 N 26д);
общества - Гаймалеев Д.Р. (доверенность от 01.12.2010).
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 13.01.2010 N 100 в части доначисления налога на прибыль в сумме 3 900 897 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 7 994 403 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов.
Определением суда от 28.07.2010 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "СпецГазТрансСтрой" (далее - общество "СпецГазТрансСтрой"), Государственное учреждение дополнительного образования Ишимбайская Детско-юношеская спортивная школа-1 (далее - ГУДО Ишимбайская спортивная школа-1), общество с ограниченной ответственностью "Канчураремстройгаз" (далее - общество "Канчураремстройгаз"), открытое акционерное общество "Газ-Сервис" (далее - общество "Газ-Сервис"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Уфа" (далее - общество "Газпром трансгаз Уфа").
Оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки общества, которой установлено занижение налогоплательщиком налоговых баз по налогу на прибыль и НДС.
Решением суда от 16.12.2010 (судья Азаматов А.Д.) заявленные требования удовлетворены в части доначисления налога на прибыль в сумме 3 513 491 руб. 37 коп., НДС в сумме 7 994 403 руб., соответствующих пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части требований налогоплательщику отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 (судьи Иванова Н.А., Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено в части признания недействительным начисления налога на прибыль в сумме 2 348 354 руб. 37 коп., НДС в сумме 2 218 911 руб. и соответствующих сумм пеней.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно жалоб (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием доначисления налога на прибыль в сумме 1 165 137 руб., соответствующих сумм пени и штрафа за 2008 год послужили выводы налогового органа о неправомерном отнесении в состав расходов при исчислении налога на прибыль затрат по оплате суточных, выплаченных работникам общества при направлении их в служебные командировки.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, суды указали на то, что спорные выплаты являются компенсацией за разъездной характер работы.
Налоговый орган, не соглашаясь с данным выводом судов, в кассационной жалобе ссылается на его несоответствие обстоятельствам дела, полагая, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждено совершение налогоплательщиком выплат в счет компенсации командировочных расходов.
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, что в свою очередь не означает, что налогоплательщик обязан получить прибыль от всех произведенных расходов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях гл. 25 "Налог на прибыль" относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен ст. 168.1, согласно которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч. 1 статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Из указанной нормы права следует, что документами, подтверждающими правомерность отнесения спорных расходов, будет являться наличие локального нормативного акта, предусматривающего размер и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, работа которых имеет разъездной характер работ и трудовые договора, закрепляющие характер таких работ.
В соответствии с положениями ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении с работником трудового договора обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Согласно ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиями в области трудовых отношений признаются - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно пунктам 1.7 трудовых договоров с работниками общества, выполняемые в рамках трудовых договоров работы носят разъездной характер. Размер и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, работа которых имеет разъездной характер работ, закреплен в совместных решениях между администрацией общества и первичной профсоюзной организацией общества.
Поскольку действующее трудовое законодательство не содержит нормы, запрещающей руководителю общества оформлять служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, как служебные командировки, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для квалификации спорных расходов в качестве командировочных.
НДС в сумме 5 775 492 руб. за 2008 г., соответствующие пени и штраф начислены налогоплательщику в связи с тем, что общество, по мнению инспекции необоснованно не включило в налоговую базу авансовые платежи, полученные от общества "Канчураремстройгаз" за выполнение строительно-монтажных работ.
Удовлетворяя заявленные требования в данной части суды указали на отсутствие доказательств того, что полученные налогоплательщиком суммы являются частичной оплатой в счет предстоящего выполнения работ.
Согласно ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация работ на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации работ определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных работ, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Пунктом 1 ст. 167 Кодекса предусмотрено, что моментом определения налоговой базы, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2008 г. на расчетный счет налогоплательщика обществом "Канчураремстройгаз" перечислены денежные средства на общую сумму 37 861 561 руб. с назначением платежа - оплата за выполненный объем работ.
Представленными в материалы дела заключенными между обществами "Нефтегазсервис" и "Канчураремстройгаз" договорами субподряда от 03.03.2008 N 13, от 03.03.2008 N 14, от 01.07.2008 N 45, от 01.07.2008 N 47, предварительная оплата (аванс) за выполнение строительно-монтажных работ не предусмотрена.
Судами определено, что решение налогового органа не содержит ссылок на документы, подтверждающие принадлежность указанных денежных средств к авансовым платежам в счет предстоящего выполнения работ. Вопрос во исполнение каких именно обязательств перечислены денежные средства, налоговым органом в ходе проверки не исследован.
Доводы инспекции о том, что оплата работ производилась с отступлением от договора, в результате чего регулярно возникала переплата, судом кассационной инстанции не принимаются в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации., поскольку фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названное постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении его требований о признании недействительными решения инспекции в части начисления налога на прибыль в сумме 2 348 354, 37 руб., НДС в сумме 2 218 911 руб. и соответствующих пеней.
При этом общество ссылается на возникновение у него переплаты по налогу на прибыль и НДС в связи с тем, что выполненные строительно-монтажные работы в период их отражения в соответствующем налоговом периоде не были приняты заказчиком.
В силу ст. 52 Кодекса налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 80 Кодекса каждый налогоплательщик по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, представляет налоговую декларацию - письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Порядок устранения ошибок в определении налогооблагаемой базы, обнаруженных самим налогоплательщиком, установлен ст. 81 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 Кодекса.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
При таких обстоятельствах, ссылки инспекции на применение в данном случае ст. 81 Кодекса являются обоснованными, так как в данном случае общество должно представить уточненную декларацию, а перед этим внести изменения в документы налогового и бухгалтерского учета. Без совершения указанных действий установление действительных налоговых обязательств общества не представляется возможным.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение вышеуказанных обстоятельств не нашли своего отражения в бухгалтерском учете общества.
Налоговые обязательства общества также не скорректированы, соответствующие уточненные налоговые декларации им не представлены.
Приведенные в кассационной жалобе налогоплательщика доводы об обратном направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств, в связи с чем не принимаются кассационным судом в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что представленные налогоплательщиком доказательства не свидетельствуют о наличии у него переплаты.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения жалобы общества и оставления в силе в этой части решения Арбитражного суда Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по делу А07-7707/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Республике Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1 ст. 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 Кодекса.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
При таких обстоятельствах, ссылки инспекции на применение в данном случае ст. 81 Кодекса являются обоснованными, так как в данном случае общество должно представить уточненную декларацию, а перед этим внести изменения в документы налогового и бухгалтерского учета. Без совершения указанных действий установление действительных налоговых обязательств общества не представляется возможным.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по делу А07-7707/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Республике Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазсервис" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2011 г. N Ф09-2930/11 по делу N А07-7707/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-7707/10
31.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2930/11
30.03.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1281/11
16.12.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-7707/10