Екатеринбург |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А60-9779/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Токмаковой А.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное Предприятие Энергострой" (ИНН: 6604011165, ОГРН: 1026600669897); (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2014 по делу N А60-9779/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Желтова Е.В. (доверенность от 10.08.2013);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Крачнакова Т.С. (доверенность от 19.02.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 11.09.2013 N 8826.
Решением суда от 19.05.2014 (судья Гаврюшин О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 (судьи Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, при внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, исчисление земельного налога должно осуществляться с применением кадастровой стоимости за весь налоговый период. Суды необоснованно не применили к рассматриваемому спору положения ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган выразил согласие с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., представленной обществом, составлен акт от 22.07.2013 N 35965 и вынесено решение от 11.09.2013 N 8826. Названным решением обществу доначислен земельный налог за 2012 г. в сумме 681 343 руб., пени в сумме 41 595,99 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 136 267 руб.
Основанием для принятия решения инспекции послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом при исчислении земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2013 по делу N А60-50427/2012. При исчислении земельного налога налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2012.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 14.11.2013 N 1504/13 решение налогового органа оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка, принадлежащего обществу.
При исчислении земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 66:35:111002:336 налогоплательщик в налоговых декларациях определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2012 по делу N А60-50427/2012, которая составила 21 322 652 руб.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:111002:336, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.02.2012 по делу N А60-50427/2012, не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения.
Таким образом, при расчете обществом земельного налога за 2012 год в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, в связи с чем обществу правомерно доначислен земельный налог за 2012 год.
Положенное в основу расчета кадастровой стоимости земельного участка Постановление правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП в судебном порядке не обжаловалось. В связи с чем довод налогоплательщика о том, что в государственном кадастре недвижимости содержались ошибочные данные о кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2012 и до решения суда по делу А60- 50427/2012 не подтвержден материалами дела и не основан на нормах права.
Суды также правомерно установили отсутствие оснований для применения положений ст. 112, 114 Кодекса, учитывая при этом, что практика по спорным взаимоотношениям уже сложилась, но налогоплательщик, несмотря на это представил уточненную налоговую декларацию.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании соответствующих норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2014 по делу N А60-9779/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное Предприятие Энергострой" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Производственное Предприятие Энергострой" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 09.10.2014.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.