Екатеринбург |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А71-3994/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сухановой Н. Н., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" (далее - общество "УК "Доверие") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.06.2014 по делу N А71-3994/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Удмуртской Республики.
В судебном заседании принял участие представитель Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике - Захматов А.Н. (доверенность от 25.12.2012 N 191).
Общество "УК Доверие" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - отдел надзорной деятельности, административный орган) от 04.03.2014 N 04/66-77 (ПБ) о применении административной ответственности, предусмотренной п. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 150 000 руб., признании незаконным предписания от 13.02.2014 N14/1/1-20 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 1-8, 11-14, 16-20.
Заявление принято арбитражным судом к производству с присвоением делу N А71-3994/2014.
Кроме того, общество "УК "Доверие" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по России по Удмуртской Республике (далее - управление) от 28.03.2014, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества "УК Доверие" на постановление отдела надзорной деятельности от 04.03.2014 N 04/66-77 (ПБ).
Указанное заявление принято судом к производству с присвоением делу N А71-4856/2014.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.05.2014 дела N А71-3994/2014 и N А71-4856/2014 объединены в одно производство, делу присвоен N А71-3994/2014.
Решением суда от 09.06.2014 (судья Бушуева Е. А.) заявление удовлетворено частично. Оспариваемое постановление изменено в части назначения административного наказания, размер штрафа снижен до 50 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 (судьи Грибиниченко О. Г., Варакса Н. В., Щеклеина Л. Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Доверие" просит указанные судебные акты отменить. Заявитель кассационной жалобы считает, что общество "УК "Доверие" необоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку не является субъектом административного правонарушения. По мнению заявителя, судами не учтено, что деятельность общества "УК "Доверие" финансируется за счет отчислений собственников на жилищно-коммунальные услуги, заявитель не имеет собственных денежных средств, учитывая отказ собственников жилых помещений от восстановления системы противопожарной защиты и отсутствие финансирования со стороны органов местного самоуправления проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, заявитель полагает, что обязанность по восстановлению системы противопожарной защиты у общества "УК "Доверие" отсутствует.
Кроме того заявитель указывает на отсутствие доказательств наличия вины общества "УК "Доверие" в совершении вмененного административного правонарушения, поясняя, что заявитель предпринял все необходимые меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Помимо изложенного, заявитель указывает на отсутствие у общества "УК "Доверие" обязанности по оборудованию подвального помещения установками пожаротушениями, поскольку в перечне помещений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, подвальное помещение не значится.
По мнению заявителя, судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, выводы судов основаны на недостоверных доказательствах, что явилось основанием для принятия незаконных судебных актов.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
В силу п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу подп. "е" п. 11 Правил содержания содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 ст. 20.4 Кодекса установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что административным органом проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обществом "УК "Согласие" требований пожарной безопасности по адресам: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ворошилова, 62, 64, ул. Труда 68, 70.
Судом установлено, что жилые многоквартирные дома в г. Ижевске по адресам: ул. Ворошилова, 62, 64, ул. Труда 68, 70, находятся в управлении общества "УК Доверие".
Проверкой выявлены нарушения обществом требований пожарной безопасности, а именно: нарушения п.п. 61, 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации:
- не исправны системы и средства противопожарной защиты объекта (автоматическая пожарная сигнализация, система дымоудаления, система подпора воздуха в лифтовые шахты, система оповещения людей о пожаре, внутренний противопожарный водопровод);
- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;
- руководитель не организовал не реже 1 раза в квартал проверку работоспособности систем и средств противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, системы дымоудаления, система подпора воздуха в лифтовые шахты, системы оповещения людей о пожаре, внутреннего противопожарного водопровода);
- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями.
По адресу г. Ижевск, ул. Ворошилова, 64 допущено нарушение п. 42 "з", 42 "в" Правил противопожарного режима в Российской Федерации:
- в помещении консьержки используется удлинитель для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ;
- в помещении консьержки светильник эксплуатируется без защитного колпака рассеивателя, предусмотренного заводом изготовителем;
По адресу г. Ижевск, ул. Труда, 68 допущено нарушение п. 23, 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации:
- в поэтажном коридоре на 6-м этаже возле кв. 41-42 допускается хранение горючих материалов (деревянный шкаф);
По адресу г. Ижевск, ул. Труда, 70 допущено нарушение п. 4 НПБ 110-03, ст. 6, 54, ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":
- в подвале помещение раздевалки рабочего персонала не защищено автоматической пожарной сигнализацией.
По факту выявленных нарушений административным органом составлен акт от 13.02.2014 N 14, к акту проверки составлена фототаблица.
Обществу "УК Доверие" 18.02.2014 выдано предписание N 14/1/1-20 об устранении выявленных в ходе проверки и отраженных в акте нарушений в срок до 13.02.2015.
Административным органом составлены протоколы от 21.02.2014 об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
На основании протоколов и собранных материалов постановлением отдела надзорной деятельности от 04.03.2014 N 04/66-77(ПБ) общество "УК "Доверие" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, с наложением административного штрафа в сумме 150 000 руб.
Общество обжаловало постановление административного органа в вышестоящий административный орган.
Рассмотрев заявление общества "УК "Доверие", главный государственный инспектор г. Ижевска вынес решение от 28.03.2014, которым оставил без изменения постановление отдела надзорной деятельности от 04.03.2014 N 04/66-77(ПБ).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь нормами Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что факты совершения обществом "УК "Доверие" вмененных административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, вина общества в совершении вмененных административных правонарушений административным органом установлены и полностью подтверждены материалами дела.
Руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суды первой апелляционной инстанций обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом "УК "Доверие" были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества "УК "Доверие" составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
Кроме того, руководствуясь Кодексом, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно сочли, что существенных процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, административным органом не допущено, обществу "УК "Доверие" была обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Приняв во внимание изложенную в постановлении от 25.02.2014 N 4-П правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции пришел к выводу о чрезмерности размера наложенного на общество "УК "Доверие" штрафа и наличии оснований для уменьшения указанного административного штрафа до 50 000 руб.
При таких обстоятельствах следует признать, что судами правомерно отказано в удовлетворении требований общества "УК "Доверие" в полном объеме.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы общества "УК "Доверие", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.06.2014 по делу N А71-3994/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Доверие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.