06 июня 2011 г. |
N Ф09-8588/10-С6 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2012 г. N Ф09-9856/11 по делу N А07-2078/2011
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. N 18АП-9680/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2010 г. N Ф09-8588/10-С6 по делу N А07-3392/2010-Г-НММ
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Смирнова А. Ю., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) и администрации городского округа "Город Уфа" (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2010 по делу N А07-3392/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Галимзянова А.А. (доверенность от 31.08.2010),
Правительства Республики Башкортостан - Ступин С.П. (доверенность от 15.12.2010 в порядке передоверия);
общества с ограниченной ответственностью "Дюна" (далее - общество "Дюна") - Шакиров Р.М. (доверенность от 20.04.2011);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан (далее - управление Росимущества) - Валиахметова Э.К. (доверенность от 30.12.2010);
Министерства - Султанова А.И. (доверенность от 03.02.2011).
В судебном заседании, состоявшемся 31.05.2011, объявлен перерыв на 01.06.2011 на 09 ч 15 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие те же представители администрации, общества "Дюна", министерства.
Общество "Дюна" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан (далее - учреждение) о признании незаконными решения учреждения от 04.02.2010 N Ф/10-10372 о снятии с кадастрового учета земельного участка и обязании поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 12080 кв. м, ранее стоявший на кадастровом учете под номером 02:55:020115:68.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация, Правительство Республики, министерство, управление Росимущества.
Решением суда первой инстанции от 11.06.2010 (судья Насыров М.М.) требования общества удовлетворены. Признано незаконным решение учреждения от 04.02.2010 N Ф/10-10372 как не соответствующее ст. 22, 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8, 84 Лесного кодекса Российской Федерации. На учреждение возложена обязанность поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 12 080 кв. м, ранее стоявший на кадастровом учете под кадастровым номером 02:55:020115:68.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 (судьи Ермолаева Л.П., Мальцева Т.В., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.11.2010 (судьи Смирнов А.Ю., Сулейменова Т.В., Столяров А.А.) постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2010 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 (судьи Румянцев А.А., Пивоварова Л.В., Вяткин О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах министерство и администрация просят судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г., положений Земельного кодекса РСФСР, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку на момент вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. спорный земельный участок находился в пределах городской черты, заявители полагают, что он относится к землям поселений, занятым городскими лесами. В связи с этим отсутствует необходимость перевода этих земель из лесного фонда в земли поселений. Заявители ссылаются на ранее вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делам N А07-14077/2009, А07-13468/2009, А07-2806/2005, А07-49893/2005, при рассмотрении которых было установлено, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком принадлежат Правительству Республики Башкортостан, в связи с нахождением этого земельного участка в зоне рекреационного назначения города Уфы. Установленное судами при рассмотрении указанных дел обстоятельство имеет преюдициальное значение для настоящего спора. Кроме того, министерство указывает на то, что при формировании спорного земельного участка отсутствовало решение уполномоченного органа, поэтому указанный земельный участок нельзя считать сформированным.
В отзывах на кассационные жалобы управление Росимущества и общество "Дюна" считают выводы судов верными и обоснованными, просят судебные акты оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Как установлено судами, обществу "Дюна" на праве собственности принадлежат пять объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 63/3, в том числе: нежилое строение административного назначения площадью 96,8 кв. м (литера А); конюшня площадью 274,3 кв. м (назначение - нежилое, литера Б); баня площадью 101,3 кв. м (назначение - нежилое, литера В); беседка площадью 51,5 кв. м (назначение - нежилое, литера Е); незавершенный строительством объект площадью 135,74 кв. м (назначение - нежилое).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2008 по делу N А07-13221/2008-А-ВКВ удовлетворены требования общества "Дюна" к администрации в части признания бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества "Дюна" от 30.08.2007 N 21 о заключении договора аренды земельного участка, незаконным. При рассмотрении дела судом установлено, что испрашиваемый указанным обществом земельный участок площадью 12080 кв. м в установленном порядке не сформирован и входит в состав земельного участка площадью 1 120 695,3 кв. м с кадастровым номером 02:55:02 01 15:0040.
Обществом "Дюна" произведено межевание, по результатам которого составлен и согласован план земельного участка, проектный план границ по разделению земельного участка, земельный участок площадью 12 080 кв. м, с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г. Уфа, ул. Рихарда Зорге, д. 63/3, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 02:55:020115:55 и получен его кадастровый план.
Из письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан от 24.07.2009 N 3354/09 следует, что спорный земельный участок площадью 12 080 кв.м с кадастровым номером 02:55:020115:55 сформирован из земельного участка площадью 1 072 181 кв. м с кадастровым номером 02:55:020115:51.
На основании заявления администрации от 02.05.2009 N У00/09 -9205 решением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан (далее - Управление Роснедвижимости) от 29.05.2009 N Ф/09-49836 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020115:55 снят с государственного кадастрового учета.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2009 по делу N А07-13468/2009 решение Управления Роснедвижимости о снятии земельного участка с кадастрового учета признано незаконным, на учреждение возложена обязанность поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 12 080 кв. м, ранее стоявший на кадастровом учете под кадастровым номером 02:55:020115:55. При этом суд исходил из того, что с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета обратилось лицо (администрация), которое не является собственником земельного участка.
Во исполнение названного решения Арбитражного суда Республики Башкортостан учреждением 21.01.2010 на кадастровый учет поставлен спорный земельный участок с присвоением ему кадастрового номера 02:55:020115:68.
На основании заявления министерства от 03.02.2010 учреждением принято решение от 04.02.2010 N Ф/10-10372 о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Общество "Дюна", полагая данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что у учреждения отсутствовали предусмотренные ст. 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) основания для снятия земельного участка с кадастрового учета. Кроме того, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем с заявлением о снятии этого земельного участка с кадастрового учета обратилось неуполномоченное лицо.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре недвижимости (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 названного закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Как следует из ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения, "временный" статус кадастровых сведений может быть изменен на "аннулированный", в том числе в случае представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения государственного кадастра недвижимости о котором имеют "временный" статус.
На основании анализа приведенных норм суды пришли к верному выводу о том, что с заявлением о снятии земельного участка, имеющего статус "временного", может обратиться только собственник данного участка.
Поскольку доказательств государственной регистрации прав на спорный земельный участок не представлено, судами исследован вопрос о том, к какому уровню собственности относится спорный земельный участок.
Согласно п. 1 Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27.03.2002 N 5-25р администрация выступила с предложением в 2002 году изъять земельные участки из состава земель лесного фонда и перевести в категорию земель поселений города Уфы. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р Агентству лесного хозяйства по Республике Башкортостан поручено исключить земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования "Город Уфа", из данных государственного учета лесного фонда, установлено отнести указанные земли к категории земель поселений и включить их в состав земель территориальных зон муниципального образования "Город Уфа". Во исполнение указанного распоряжения постановлением администрации от 08.12.2005 N 5801 вышеуказанные земли, исключенные из данных государственного учета лесного фонда, приняты в состав земель города Уфы.
По данным кадастрового учета спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции данные правовые акты не приняты в качестве доказательств отнесения спорного участка к землям населенных пунктов по следующим основаниям.
В соответствии с ранее действовавшими нормативными актами, регулирующими земельные отношения, к лесам общегосударственного значения (в составе лесов особого назначения) относились городские леса, что следует из статей 14, 37, 49 Лесного Кодекса РСФСР 1922 г.
Согласно ст. 155 Земельного кодекса РСФСР 1922 г. в состав государственных земельных имуществ не входят земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр. Все эти земли находятся в управлении соответствующих ведомств на основании особых о том правил. По миновании надобности в означенных землях для специальных целей они поступают в состав государственных земельных имуществ.
Положениями ст. 4 Основ лесного законодательства СССР от 17.06.1977 предусмотрено, что единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников.
Как следует из материалов лесоустройства, спорный земельный участок находится в городской черте г. Уфы.
В соответствии со ст. 7 Лесного Кодекса Российской Федерации 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Между тем, нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции верно указал, что сам по себе факт нахождения спорного земельного участка в пределах городской черты не влечет за собой изменение его категории с земель лесного фонда на земли населенных пунктов.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
На основании изложенного, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда данные земельные участки признаются государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Как установлено судом апелляционной инстанции, отнесение спорного земельного участка к категории земель лесного фонда, распоряжение которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, подтверждается имеющимися в материалах дела материалами лесоустройства, в том числе копиями справки Специализированного лесопаркового лесхоза от 07.06.2004, выкопировки из планшета Паркового лесничества Специализированного лесопаркового лесхоза от 17.11.2003, схем совмещения планшета лесоустройства г. Уфы (1996 г.) и кадастровых паспортов земельных участков.
Поскольку доказательств принятия Правительством Российской Федерации решения о переводе спорного участка лесного фонда в категорию земель - земли поселений, либо делегирования указанных полномочий Правительству Республики Башкортостан не представлено, суды правомерно признали спорный участок относящимся к землям лесного фонда и находящимся в федеральной собственности в силу закона.
Учитывая изложенное, выводы судов об обращении с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020115:68 с кадастрового учета неуполномоченного лица и о несоответствии решения учреждения от 04.02.2010 N Ф/10-10372 требованиям действующего законодательства и нарушении его действиями по снятию земельного участка с кадастрового учета прав и охраняемых законом интересов общества "Дюна" как собственника объектов недвижимости, расположенных на снятом с учета земельном участке, является верным.
Доводы заявителей кассационной жалобы о том, что с момента вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. все леса, находящиеся в пределах городской черты, относятся к городским лесам и исключаются из земель лесного фонда, отклоняются как основанные на неверном толковании закона. Вывод судов о том, что нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а указанное обстоятельство является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", основан на верном применении норм лесного и земельного законодательства и соответствует существующей правоприменительной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 16490/07).
Ссылки заявителей кассационных жалоб на противоречие выводов судов по настоящему делу обстоятельствам, установленным решениями Арбитражного суда Республики Башкортостан по делам N А07-14077/2009, А07-13468/2009, А07-2806/2005, А07-49893/2005, при рассмотрении которых было установлено, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком принадлежат Правительству Республики Башкортостан, подлежат отклонению, поскольку при разрешении указанных споров вопрос об установлении полномочий Российской Федерации на распоряжение спорным земельным участком как землями лесного фонда не был предметом исследования судов. Выводы судов о наличии полномочий у Правительства Республики Башкортостан по распоряжению спорным участком в рамках рассмотрения названных дел сделаны с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и на основании представленных ими доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2010 по делу N А07-3392/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и администрации городского округа "Город Уфа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В.Сулейменова |
Судьи |
А.Ю.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителей кассационной жалобы о том, что с момента вступления в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. все леса, находящиеся в пределах городской черты, относятся к городским лесам и исключаются из земель лесного фонда, отклоняются как основанные на неверном толковании закона. Вывод судов о том, что нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а указанное обстоятельство является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", основан на верном применении норм лесного и земельного законодательства и соответствует существующей правоприменительной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 16490/07).
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.06.2010 по делу N А07-3392/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и администрации городского округа "Город Уфа" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2011 г. N Ф09-8588/10 по делу N А07-3392/2010