Екатеринбург |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А07-4476/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И. В.,
судей Гавриленко О. Л., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (ИНН: 0276009836, ОГРН: 1040208650217) (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2012 по делу N А07-4476/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие индивидуальный предприниматель Пшибыльская Е.В. (ИНН: 027620655500, ОГРН: 306027609700020) (паспорт) (далее - предприниматель, налогоплательщик), а также представитель инспекции - Тагиров А.Э. (доверенность от 11.01.2012 N 07-08/00074).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.01.2011 N 1-ПВ.
Решением суда от 26.03.2012 (судья Валеев К.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, ненадлежащую оценку судами имеющихся в деле доказательств.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что налоговым органом в отношении предпринимателя проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по результатам которой составлен акт от 19.11.2010 N 23-П и 21.01.2011 вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 1-ПВ, согласно которому предпринимателю начислены налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 662 884 руб., соответствующие суммы пени, штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс); единый социальный налог (далее - ЕСН) в сумме 171 034 руб., соответствующие суммы пени, штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса; налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 446 074 руб., соответствующие суммы пени, штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса; единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 11 622 руб., соответствующие суммы пени, штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса; а также 1576 руб. штрафа по статье 119 Кодекса и 600 руб. штрафа по п. 1 ст. 126 Кодекса.
Решением Управления от 03.03.2011 N 148/16 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 21.01.2011 N 1-ПВ, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии существенных нарушений условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по его результатам регламентирована в статье 101 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Кодекса перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен, в частности, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Пункт 6 ст. 101 Кодекса предоставляет руководителю (заместителю руководителя) налогового органа право, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля в порядке п. 6 ст. 101 Кодекса не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.
Данная норма права в совокупности с положениями п. 4 ст. 101 Кодекса, согласно которому при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка, позволяет сделать вывод о том, что результаты дополнительных мероприятий налогового контроля являются неотъемлемой частью материалов налоговой проверки.
Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Нарушение права налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, и права на представление объяснений по результатам проведения таких дополнительных мероприятий, является существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 N 12566/07, от 16.06.2009 N 391/09, от 13.01.2011 N 10519/10).
Судами установлено, что налоговым органом в отношении предпринимателя вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 21.01.2011.
Уведомлением о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) от 24.12.2010 N 10-15/32331 заявителю предложено явиться в налоговый орган 21.01.2011 в 15.00 для рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесения соответствующего решения по результатам выездной налоговой проверки.
Однако, как верно указано судами, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, на основании которых вынесено оспариваемое решение инспекции, произведено ранее назначенного времени - с 9.00 ч. до 12.00 ч. Доказательств извещения заявителя на ознакомление с материалами дополнительных мероприятий в данное время налоговым органом не представлено.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о лишении предпринимателя возможности участвовать в мероприятии налогового контроля, давать пояснения и представлять возражения.
Судами также установлено, что результаты проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля не отражены инспекцией в процессуальном документе.
При этом из содержания акта проверки и решения от 21.01.2011 N 1-ПВ следует, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля были получены документы и информация, не известные заявителю, причем такая информация прямым образом повлияла на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки и касающихся размеров и оснований доначисления налогов, пени и штрафов.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о наличии нарушений налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу п. 14 ст. 101 Кодекса является основанием для признания недействительным оспариваемого решения инспекции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы инспекции направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права суды применили правильно; не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.03.2012 по делу N А07-4476/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В.Лимонов |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что результаты проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля не отражены инспекцией в процессуальном документе.
При этом из содержания акта проверки и решения от 21.01.2011 N 1-ПВ следует, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля были получены документы и информация, не известные заявителю, причем такая информация прямым образом повлияла на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки и касающихся размеров и оснований доначисления налогов, пени и штрафов.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о наличии нарушений налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в силу п. 14 ст. 101 Кодекса является основанием для признания недействительным оспариваемого решения инспекции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2012 г. N Ф09-7676/11 по делу N А07-4476/2011
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7676/11
26.03.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4476/11
29.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7676/11
16.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9356/11