11 июля 2011 г. |
N Ф09-5901/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2011 г .
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семёновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганмашзавод" (далее - общество "Курганмашзавод") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 по делу N А34-7753/2009 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Курганмашзавод" - Коробов Н.А. (доверенность от 21.01.2011 N 103);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области (далее - территориальное управление) - Богданова Л.В. (доверенность от 20.10.2010 N 05-011/6946).
Общество "Курганмашзавод" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий территориального управления, выразившихся в отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 45:25:030801:30 общей площадью 100 037 кв. м, расположенного по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 17, и обязании принять решение о предоставлении названного участка в собственность, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи этого участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда от 29.01.2010 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 (судьи Баканов В.В., Карпачева М.И., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.07.2010 (судьи Столяров А.А., Смирнов А.Ю., Мындря Д.И.) решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
Решением суда от 03.11.2010 (судья Обабкова Н.А.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия территориального управления, связанные с отказом обществу "Курганмашзавод" в приватизации земельного участка общей площадью 100 037 кв. м с кадастровым номером 45:25:030801:30, расположенного по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 17.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 (судьи Румянцев А.А., Ермолаева Л.П., Тимохин О.Б.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Курганмашзавод" просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 27, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку в кадастровом паспорте этого участка не содержится ссылок на ограничение его в обороте, а указано, что он относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей, а кроме того, в ненормативном правовом акте о предоставлении земельного участка в аренду обществу "Курганмашзавод" предусмотрено его использование "для производственных целей". По мнению заявителя, для решения вопроса о возможности приватизации земельного участка значение имеют только указанные в государственном кадастре недвижимости сведения, в связи с чем основные виды деятельности заявителя не являются значимыми для настоящего дела. Общество "Курганмашзавод" полагает, что наличие оборонного заказа, производство деталей для вооружения в одном из зданий, расположенных на спорном земельном участке, не являются основаниями для отнесения земельного участка к землям обороны, а, следовательно, ограничению его в обороте. Заявитель считает, что разрешенное использование земельного участка не изменено, поскольку в постановлении администрации г. Кургана от 30.04.2010 N 4246 не содержится данных о таком изменении, а кроме того, такого вида разрешенного использования как "для размещения объекта оборонного назначения" действующим законодательством не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу территориальное управление просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Кургана от 23.12.1992 N 1422.3 за производственным объединением "Курганмашзавод", правопреемником которого является общество "Курганмашзавод", на праве бессрочного (постоянного) пользования закреплен земельный участок общей площадью 237,723 га, в том числе для производственных целей.
Распоряжением Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области от 26.06.2003 N 433-1 обществу "Курганмашзавод" из земель поселений сроком на 5 лет предоставлен в аренду земельный участок площадью 100 037 кв. м с кадастровым номером 45:25:03 08 01:0030, расположенный по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 17, для производственных целей.
Распоряжением Росимущества от 23.10.2008 N 1216 распоряжение Департамента государственного имущества и промышленной политики Курганской области от 26.06.2003 N 433-1 признано утратившим силу, указанный участок с объектами недвижимости - зданием корпуса 200 бытового (Лит. Е - Е2), зданием корпуса 200 производственного (Лит. Ж - Ж5) предоставлен для производственных целей в аренду обществу "Курганмашзавод" сроком на 5 лет.
На основании данного распоряжения между территориальным управлением (арендодатель) и обществом "Курганмашзавод" (арендатор) заключен договор аренды названного земельного участка от 23.12.2008 N 45-08-129 на срок до 22.12.2013. Государственная регистрация договора произведена 06.03.2009.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 12.01.2006 серии 45 АБ N 045832, от 09.06.2006 серии 45 АБ N 039923 обществу "Курганмашзавод" на праве собственности принадлежат здания корпуса 200 производственного (Лит. Ж - Ж5) - назначение нежилое, общая площадь 64 249,3 кв. м, инвентарный номер 454 и корпуса 200 бытового (Лит. Е - Е2, е) назначение - нежилое, общая площадь 18 586,7 кв. м, инвентарный номер 454.
Данные объекты недвижимости переданы обществу "Курганмашзавод" в 1993 году в соответствии с Планом приватизации предприятия.
Земельный участок, на котором расположены эти объекты, общей площадью 100 037 кв. м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 45:25:030801:30.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.10.2009 N 01/159/2009-623, земельный участок с кадастровым номером 45:25:030801:30 общей площадью 100037 кв. м, расположенный по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 17, является федеральной собственностью.
Общество "Курганмашзавод" 22.04.2009 на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в территориальное управление с заявлением о приватизации данного земельного участка.
В письме от 27.05.2009 N 04-01/3304 территориальное управление запросило у общества "Курганмашзавод" копии документов по целевому использованию зданий, расположенных на земельном участке, виды и назначение выпускаемой продукции, документы, характеризующие основные цели и виды деятельности производства на земельном участке, и сообщило, что вопрос о приватизации земельного участка будет рассмотрен повторно.
Письмом от 09.07.2009 N 005/7-174 общество "Курганмашзавод" сообщило, что на испрашиваемом земельном участке расположены корпуса производственного и бытового назначения, в них находится прессово-сборочное производство (ЗПС), которое является частью единой технологической цепочки производственного цикла общества "Курганмашзавод"; завод прессово-сборочного производства изготавливает агрегаты, детали и узлы, используемые для комплектации выпускаемой продукции, поставляемые на главный конвейер завода.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества "Курганмашзавод" является производство оружия и боеприпасов.
Территориальное управление в письме от 13.07.2009 сообщило обществу "Курганмашзавод" о том, что в соответствии с подп. 5 п. 5 ст. 27, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки государственной и муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности являются ограниченными в обороте.
Общество "Курганмашзавод", полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности отнесены не к землям, изъятым из оборота, а лишь к землям ограниченным в обороте, предоставление которых в частную собственность допускается Земельным кодексом Российской Федерации. Учитывая, что до заключения договора аренды общество "Курганмашзавод" в соответствии со п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не было освобождено от уплаты земельного налога, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не относится к категории земельных участков, перечисленных в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, судом сделан вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка не влияет на его категорию, а сведения о виде разрешенного использования, указанные в постановлении администрации г. Кургана, не влияют на вопрос об отнесении спорного участка к землям, изъятым или ограниченным в обороте.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов, земли обороны.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе кадастровый паспорт спорного земельного участка по состоянию на 02.12.2008, письмо общества "Курганмашзавод" от 09.07.2009 N 005/7-174, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, положения Устава общества "Курганмашзавод", определяющие основные виды деятельности этого общества, письмо Федеральной службы по оборонному заказу о заключении между Министерством обороны Российской Федерации и заявителем государственных контрактов на выполнение заданий государственного оборонного заказа, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок из состава земель населенных пунктов предоставлен для обеспечения обороны и безопасности.
Апелляционным судом также принято во внимание, что постановлением администрации г. Кургана от 30.04.2010 N 4246 внесены изменения в кадастровый паспорт земельного участка, из которого следует, что разрешенное использование земельного участка - для размещения объекта оборонного назначения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок был предоставлен для обеспечения обороны и безопасности, в связи с чем в силу подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте, при этом, учитывая отсутствие в действующем законодательстве положений, разрешающих предоставление таких земельных участков в частную собственность, отказ территориального управления является законным.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда апелляционной инстанции, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2011 по делу N А34-7753/2009 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Курганмашзавод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семёнова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
...
Апелляционным судом также принято во внимание, что постановлением администрации г. Кургана от 30.04.2010 N 4246 внесены изменения в кадастровый паспорт земельного участка, из которого следует, что разрешенное использование земельного участка - для размещения объекта оборонного назначения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок был предоставлен для обеспечения обороны и безопасности, в связи с чем в силу подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте, при этом, учитывая отсутствие в действующем законодательстве положений, разрешающих предоставление таких земельных участков в частную собственность, отказ территориального управления является законным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2011 г. N Ф09-5901/10 по делу N А34-7753/2009
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14677/11
28.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14677/11
11.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5901/2010
17.03.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12954/2010