11 августа 2011 г. |
N Ф09-4124/11 |
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 15474/11 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (ИНН 0274134415, ОГРН 1080274009562; далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.02.2011 по делу N А07-19656/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В заседании суда кассационной инстанции 02.08.2011 объявлен перерыв. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Яковлева С.А. (доверенность от 16.06.2011);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (ИНН 0274034097; далее - инспекция, налоговый орган) - Ишбулатов Р.Р. (доверенность от 12.01.2011 N 15-08/17), Хусниярова Г.С. (доверенность от 11.04.2011), Рафиков А.З. (доверенность от 12.01.2011 N 15-08/3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 13.09.2010 N 21932, 21933, 21934 о доначислении к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за I, IV кварталы 2009 г. и I квартал 2010 г.
Оспариваемые решения приняты по результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций за указанные выше налоговые периоды, которыми установлены факты занижения налогоплательщиком налоговой базы по НДС, допущенного вследствие необоснованного применения льготы, предусмотренной подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при совершении операций по проведению негосударственных региональных лотерей.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (ИНН 0274034308).
Решением суда первой инстанции от 03.02.2011 (судья Безденежных Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, полагая, что выводы судов основаны на неверном толковании подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, и указывая на принцип недопустимости установления налоговых льгот в зависимости от формы собственности со ссылкой на п. 2 ст. 3 Кодекса и п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации.
По мнению налогового органа, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
В силу нормы подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
При исследовании фактических обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество проводит на территории Республики Башкортостан негосударственную бестиражную лотерею "Счастливые сердца" сроком проведения с 01.12.2008 по 31.12.2011 и негосударственную тиражную лотерею "Лото 6 из 40" сроком проведения с 01.06.2009 по 01.06.2014. Указанные лотереи проводятся обществом на основании разрешений, оформленных письмами уполномоченного органа - Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, на которую постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан" возложены функции по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, по ведению государственного реестра региональных лотерей и контролю за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей. Судами отмечено, что указанные выше лотереи включены в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан.
При рассмотрении вопроса о правомерности доначисления инспекцией к уплате в бюджет НДС по уточненным налоговым декларациям за I, IV кварталы 2009 г. и I квартал 2010 г. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество необоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, при совершении спорных операций, поскольку рассматриваемая льгота, по мнению суда, распространяется только на государственные и муниципальные лотереи, проведение которых регламентируется нормами ст. 13, 14, 15 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ).
Между тем, в норме подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса указан иной критерий для определения льготируемых операций.
Нормами ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" предусмотрены следующие понятия:
организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);
организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;
проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, разделены на виды, определяемые в зависимости от способа проведения лотереи, способа формирования призового фонда лотереи, территории проведения лотереи, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ в зависимости от организатора лотереи производится подразделение на государственные и негосударственные лотереи.
Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления.
Льгота, предусмотренная подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на её организацию и проведение.
В соответствии с нормами ст. 13 и 14 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ всероссийская государственная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию всероссийской государственной лотереи, региональная государственная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно норме ст. 15 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, проводится на основании решения органа местного самоуправления.
Порядок организации (то есть осуществления мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи - согласно понятию, содержащемуся в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ) негосударственной лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) установлен ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, по итогам рассмотрения вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения. Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти любого уровня в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Нормами ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения завершается принятием решения о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ негосударственные лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) проводятся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, вследствие чего операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации в силу нормы подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности доначисления налоговым органом оспариваемых налоговых платежей основаны на неверном толковании подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, заявленные требования налогоплательщика о признании недействительными решений инспекции от 13.09.2010 N 21932, 21933, 21934 о доначислении к уплате в бюджет НДС за I, IV кварталы 2009 г. и I квартал 2010 г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.02.2011 по делу N А07-19656/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011 по тому же делу отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" удовлетворить.
Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан от 13.09.2010 N 21932, 21933, 21934 признать недействительными.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" расходы по уплате государственной пошлины: по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., по апелляционной жалобе - в сумме 1000 руб., по заявлению - в сумме 2000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Урал Лото" из федерального бюджета государственную пошлину: в сумме 1000 руб. - излишне уплаченную в бюджет по платёжному поручению от 24.05.2011 N 4840, в сумме 10 000 руб. - излишне уплаченную в бюджет по платёжному поручению от 28.10.2010 N 2560, в сумме 4000 руб. - излишне уплаченную в бюджет по платёжному поручению от 28.10.2010 N 2561.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, по итогам рассмотрения вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения. Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти любого уровня в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Нормами ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения завершается принятием решения о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ негосударственные лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) проводятся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, вследствие чего операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации в силу нормы подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности доначисления налоговым органом оспариваемых налоговых платежей основаны на неверном толковании подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 августа 2011 г. N Ф09-4124/11 по делу N А07-19656/2010
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 15474/11 настоящее постановление оставлено без изменения
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 15474/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/11
08.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/11
18.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/2011
11.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4124/11
05.05.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-19656/10
19.04.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3058/11