23 августа 2011 г. |
N Ф09-4857/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Васильченко Н.С., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН: 7708075454, ОГРН: 1067760630684); (далее - Минсельхоз России) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2011 по делу N А76-20944/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Минсельхоз Челябинской области) - Зязин Д.Б. (доверенность от 25.05.2009 N 85).
Минсельхоз России обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Минсельхозу Челябинской области (ИНН: 7453136098, ОГРН: 1047424529987) о взыскании 5 672 319 руб. задолженности, 274 752 руб. 95 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 25.01.2011 (судья Лакирев А.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 (судьи Деева Г.А., Мальцева Т.В., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минсельхоз России просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (ст. 196, 199, 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 24.11.2008 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг."), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии непогашенного денежного обязательства Минсельхоза Челябинской области по государственному контракту.
В отзыве на кассационную жалобу Минсельхоз Челябинской области просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Минсельхоз России обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Минсельхозу Челябинской области о взыскании 5 947 071 руб. 95 коп., в том числе 5 672 319 руб. задолженности по государственному контракту и 274 752 руб. 95 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Минсельхозом России указано, что между ним (государственный заказчик) и Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области (заготовитель) заключен государственный контракт на формирование Федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, по условиям которого заготовитель обязался заготовить в федеральный страховой фонд семена за счет предоставленных ему на возвратной основе средств федерального бюджета, обеспечить подработку, хранение и отгрузку заготовленных в федеральный страховой фонд семян, а государственный заказчик - осуществить финансирование расходов заготовителя.
Впоследствии Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области постановлением губернатора Челябинской области от 17.06.2004 N 266 упразднено и ликвидировано.
Согласно доводам истца актом приемки-передачи дебиторской задолженности по федеральному фонду семян от Россельхоза к Минсельхозу России по состоянию на 01.01.2006, а также информацией о движении средств федерального бюджета, выделенных на формирование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений в 1994-2000 гг., подтверждена задолженность Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской перед федеральным бюджетом в сумме 5 672 319 руб.
В претензии от 18.12.2009 N 14-7/231 Минсельхоз России требовал от Минсельхоза Челябинской области погасить задолженность в указанной сумме в месячный срок.
Неисполнение ответчиком названных требований послужило основанием для обращения Минсельхоза России в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из непредставления Минсельхозом России достаточных доказательств в обоснование заявленных исковых требований, а именно: государственного контракта, доказательств перечисления денежных средств в заявленной сумме Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия Челябинской, а также передачи неисполненного обязательств Минсельхозу Челябинской области.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции указал на обоснованность его выводов в части отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих наличие непогашенной задолженности ответчика. Вместе с тем признал ошибочным вывод об отсутствии правопреемства по обязательствам, связанным с исполнением государственных контрактов, заключенных истцом в 1994-2000 гг. с Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области.
В соответствии со ст. 8, п. 7, 13, 17, 18 ст. 50 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО "Устав (Основной Закон) Челябинской области" губернатор Челябинской области является высшим должностным лицом области, принимает постановления и издает распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции, подписывает договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области и соглашения о передаче части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области; определяет структуру органов исполнительной власти области; утверждает положения об органах исполнительной власти области, устанавливает их штатную численность в пределах утвержденных расходов в областном бюджете; организует взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти области, осуществляет иные функции.
Постановлением губернатора Челябинской области от 17.06.2004 N 266 "Об органах исполнительной власти Челябинской области" упразднено Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области с передачей функций этого органа Министерству сельского хозяйства Челябинской области.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что упразднение Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области как органа исполнительной власти и перераспределение его функций и полномочий по распоряжению денежными средствами вновь образованному Минсельхозу Челябинской области не прекращает и не изменяет установленных с его участием гражданских правоотношений, в связи с чем предъявление иска к Минсельхозу Челябинской области является правильным.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных названным Кодексом.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о наличии непогашенного ответчиком денежного обязательства в сумме 5 672 319 руб. возложена на Минсельхоз России.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что требования истца основаны на заключенном между ним и Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области государственном контракте на формирование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений. Между тем государственный контракт, подтверждающий наличие гражданских отношений между Минсельхозом России и Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области, либо другие доказательства, очевидно свидетельствующие о его наличии, а также условиях, на которых он был заключен, либо о порядке его исполнения сторонами, судам первой и апелляционной инстанции не представлены.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно указали на отсутствие возможности оценить условия указанного государственного контракта и прийти к выводу о наличии соответствующей обязанности Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области перед Минсельхозом России по возмещению задолженности.
В связи с изложенным суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Минсельхозом России требований и взыскания с Минсельхоза Челябинской области задолженности в сумме 5 947 071 руб. 95 коп.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе касающиеся неправильного применения срока исковой давности, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основанные на обстоятельствах, установленных в результате исследования по делу доказательств, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2011 по делу N А76-20944/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Н. Черкасская |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 8, п. 7, 13, 17, 18 ст. 50 Закона Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО "Устав (Основной Закон) Челябинской области" губернатор Челябинской области является высшим должностным лицом области, принимает постановления и издает распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции, подписывает договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области и соглашения о передаче части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области; определяет структуру органов исполнительной власти области; утверждает положения об органах исполнительной власти области, устанавливает их штатную численность в пределах утвержденных расходов в областном бюджете; организует взаимодействие и координацию деятельности органов исполнительной власти области, осуществляет иные функции.
Постановлением губернатора Челябинской области от 17.06.2004 N 266 "Об органах исполнительной власти Челябинской области" упразднено Главное управление сельского хозяйства и продовольствия Челябинской области с передачей функций этого органа Министерству сельского хозяйства Челябинской области.
...
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, предусмотренных названным Кодексом.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2011 по делу N А76-20944/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2011 г. N Ф09-4857/11 по делу N А76-20944/2010