23 августа 2011 г. |
N Ф09-4063/11 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Наумовой Н.В.,
судей Дубровского В.И., Меньшиковой Н.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан (ИНН: 0275026324, ОГРН: 1020202765989); (далее - предприятие, налоговый агент) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 по делу N А07-873/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Галиева Г.Х. (доверенность от 14.02.2011 N 20);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) - Рахматуллина Н.Ф. , госналогинспектор (доверенность от 12.01.2011 N 06-08/00061).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с предприятия 6 471 357 руб., в том числе 5 805 354 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и 666 003 руб. штрафа, предусмотренного ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда (судья Гилязутдинова Р.Х.) от 18.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 (судьи Малышев М.Б., Иванова Н.А., Кузненцов Ю.А.) решение суда отменено. Требования инспекции удовлетворены.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов кассационной жалобы налогоплательщик указывает, что у инспекции отсутствует право на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогового агента сумм пеней и налоговых санкций, исходя из условий п. 2 ст. 101.3 Кодекса, поскольку выездная налоговая проверка в отношении предприятия, в том числе относительно деятельности его филиалов, была проведена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная инспекция) и именно данным налоговым органом предприятию выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 5 ст. 69 Кодекса), в связи с чем, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм задолженности, установленной по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, обладает исключительно Межрайонная инспекция.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия, по результатам которой налоговым органом вынесено решение от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым в числе прочего, предприятию предложено уплатить пени и штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление НДФЛ.
В рамках дела N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан данное решение признано частично недействительным.
Межрайонной инспекцией предприятию выставлено требование N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, которым налогоплательщику предписано уплатить доначисленные по решению от 26.12.2008 N11-09/3443дсп, суммы налогов, пеней и налоговых санкций (с учетом корректировки налоговых обязательств, по вступившему в законную силу постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан).
Указанное требование налогоплательщиком было также оспорено. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.06.2010 по делу N А07-3507/2010, вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления отказано.
В связи с истечением сроков для принятия мер бесспорного взыскания задолженности, установленных ст. 46, 47 Кодекса, налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы пеней и штрафа.
Суд первой инстанции, отказывая инспекции в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у данного налогового органа отсутствует право на обращение в суд с заявлением о взыскании с предприятия пеней и налоговых санкций по НДФЛ. Суд указал, что, правом на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением обладает налоговый орган по месту постановки на учет головной организации, то есть Межрайонная инспекция, в связи с чем, установление задолженности по пеням и налоговым санкциям по филиалу налогоплательщика, расположенному на территории Советского района г. Уфы и состоящем на учете в названной инспекции, не имеет значения.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление инспекции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что взыскание сумм задолженности в судебном порядке налоговым органом, в котором состоит на учете обособленное подразделение налогового агента, из деятельности которого возникла взыскиваемая задолженность, не нарушает права налогового агента.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и законодательству о налогах и сборах.
Статьей 19 Кодекса установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Пунктом 1 ст. 83 Кодекса установлено, что организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии с п. 7 ст. 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ утвержден Перечень территориальных органов Федеральной налоговой службы, на которые возлагаются полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к которым в числе прочих отнесены, как Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, так и Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы. Перечнем источников доходов бюджетной системы Российской Федерации, полномочия по администрированию которых возлагается на территориальные органы Федеральной налоговой службы (приложение к приказу ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@), определен, в том числе НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 Кодекса, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой (код бюджетной классификации 182 1 01 02021 01 0000 110).
Таким образом, из смысла законодательства Российской Федерации о налогах и сборах следует, что действия, направленные на применение мер, связанных с взысканием сумм задолженности с налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов), исходя из обязательств последних, вытекающих из деятельности обособленных подразделений, полномочны осуществлять также налоговые органы по месту учета обособленного подразделения налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), - в том числе исходя из ведения соответствующим налоговым органом карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) налогоплательщика по обособленному подразделению именно, налоговым органом по месту учета соответствующего обособленного подразделения.
Согласно подп. 8 и 9 п. 3.1 резолютивной части решения от 26.12.2008 N 11 -09/3443 ДСП, принятого Межрайонной инспекцией по результатам выездной проверки, установлены факты неудержания и неперечисления НДФЛ в сумме 79 529 529 руб., неперечисления удержанного НДФЛ в общей сумме 53 416 855 руб., в том числе по филиалу ГУП "Башавтотранс" - Уфимское пассажирское автотранспортное предприятие N 3 - соответственно 8 483 401 руб. и 21 789 560 руб., состоящему на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы.
При таких обстоятельствах, налоговый орган, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм задолженности учитывая, что доначисленные по филиалу предприятия суммы отражены в карточке расчетов с бюджетом в инспекции по месту постановки на учет филиала.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявлением может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу условий п. 9, 10 ст. 46 Кодекса положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также при взыскании сборов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд в пределах срока, установленного п. 3 ст. 46 Кодекса.
Законность требования N 16 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.02.2010, выставленного Межрайонной инспекцией, являлась предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Башкортостан, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Уральского округа в рамках дела N А07-3507/2010. При этом содержащиеся в требовании суммы признаны достоверными.
Возражений относительно размера взыскиваемых инспекцией пеней и налоговых санкций, сопровождаемых мотивированным контррасчетом, предприятием в материалы настоящего дела не представлено.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, фактически налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на намеренное уклонение от исполнения обязанности по уплате сумм задолженности по решению от 26.12.2008 N 11-09/3443дсп, вынесенному Межрайонной инспекцией, законность которого в части, подтверждена судебными актами, вступившими в законную силу, по делу N А07-633/2009 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства о налогах и сборах.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 по делу N А07-873/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Наумова |
Судьи |
В.И. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявлением может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу условий п. 9, 10 ст. 46 Кодекса положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также при взыскании сборов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд в пределах срока, установленного п. 3 ст. 46 Кодекса.
...
Всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, судом апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства о налогах и сборах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2011 г. N Ф09-4063/11 по делу N А07-873/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13247/11
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13247/11
23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4063/2011
16.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3418/11