01 сентября 2011 г. |
N Ф09-5238/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кузнецова А.Г.,
судей Сирота Е.Г., Вербенко Т.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Город Пермь" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (далее - Муниципальное образование "Город Пермь") на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2011 по делу N А50-25499/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное образование "Город Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края (далее - Министерство) о взыскании убытков в сумме 7 424 992 руб. 84 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 05.03.2011 (судья Теслева Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 (судьи Богданова Р.А., Григорьева Н.П., Крымджанова М.С.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе муниципальное образование "Город Пермь" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неприменение п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, в материалах дела имеются надлежащие доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков. Так, заявка-отчет о выполненных работах, на которые было выделено 79% субсидий была оформлена истцом надлежащим образом, вместе с тем неисполнение Министерством обязанности по перечислению оставшихся 21% субсидий привело к возникновению у истца убытков в сумме 7 424 999, 84 руб. по муниципальным контрактам, заключенным им с третьими лицами, в связи с чем основания для отказа в удовлетворении заявленных требований у судов отсутствовали.
Как установлено судами, муниципальное образование "Город Пермь" заключило с третьими лицами муниципальные контракты на выполнение ремонтных работ в многоквартирных домах. В частности, были заключены следующие контракты: с обществом с ограниченной ответственностью "Стройтехнологии" от 07.09.2009 N 70, с обществом с ограниченной ответственностью "Ураллифт" от 22.09.2009 N 96, от 10.12.2009 N 122, с обществом с ограниченной ответственностью "ОТС Лифт" от 11.12.2009 N 123. Задолженность по оплате работ, выполненных в рамках исполнения данных контрактов, составила 7 424 992 руб. 84 коп.
Муниципальное образование "Город Пермь", полагая, что источником финансирования данной суммы должны быть средства федерального бюджета, выделенные на основании ст. 135.1 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и переданные Министерству как главному распорядителю бюджетных средств, ссылаясь на то, что указанная сумма долга перед третьими лицами за выполненные работы, является для него убытками, возникшими по причине невыполнения Министерством своих обязанностей по перечислению денежных средств, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
На основании ст. 135.1 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" субъектам Российской Федерации были перечислены субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 1000 млн. руб. Согласно приложению N 62 к названному Закону в бюджет Пермского края было перечислено 164 683, 4 тыс. руб.
В соответствии с п. 5 ст. 135.1 указанного Закона объемы субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда определяются и распределяются между муниципальными образованиями нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом общей площадь жилых помещений в многоквартирных домах, требующих капитального ремонта по состоянию на 1 января 2006 года, стоимости капитального ремонта одного квадратного мета общей площади жилья, общей площади аварийного жилищного фонда по состоянию на 1 января 2006 года, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья и уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
На основании Закона Пермского края от 12.12.2006 N 35-КЗ в редакции от 14.12.2007 "О бюджете Пермского края на 2007 год" сумма перечисленных субсидий была закреплена за Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств.
Поступившие средства субсидий подлежали распределению между муниципальными образованиями Пермского края в соответствии с приказом Министерства от 18.12.2007 N 07-04/01-74 "О порядке передачи средств бюджета Пермского края (за счет средств федерального бюджета) бюджетам муниципальных районов и городских округов Пермского края на софинансирование расходов муниципальных образований на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда".
Данным приказом были утверждены Порядок передачи, Порядок использования указанных средств (приложение 1, 2), формы месячной отчетности о целевом использовании субсидий (приложение 3).
Согласно п. 6 Порядка передачи средств бюджета Пермского края (за счет средств федерального бюджета) бюджетам муниципальных районов и городских округов Пермского края первоначальное выделение средств из бюджета осуществляется в размере 79 % от утвержденного законом о бюджете Пермского края на очередной год объема субсидии; последующее выделение средств из бюджета Пермского края (за счет средств федерального бюджета) осуществляется исходя из фактического объема выполненных работ и оказанных услуг по каждому объекту, финансируемому за счет указанной субсидии.
Из п. 7 Порядка передачи средств следует, что перечисление финансовых средств местным бюджетам осуществляется на основании заявок-отчетов муниципальных образований на предоставление субсидий по форме и в соответствии с приложением к Порядку.
В соответствии с п. 9 данного Порядка к заявке-отчету на последующее представление из бюджета Пермского края субсидий должны быть приложены заверенные заказчиком работ копии актов приемки законченных работ по капитальному ремонту установленной формы.
В письме от 02.02.2010 N СЭД-35-04-10-76 Министерство сообщило о том, что остаток средств в краевом бюджете по г. Перми на софинансирование расходов на проведение капитального ремонта составил 18871, 1 тыс. руб., а также указало, что в настоящее время вносятся поправки в бюджет края на 2010 год, в связи с чем Министерство просило подтвердить сумму средств, необходимую для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2010 году.
В письме от 10.02.2010 N И-01-42-588 Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми пояснило, что фактическая потребность Управления в средствах бюджета Пермского края на 2010 год составляет 18871, 7 тыс. руб.
В письме от 19.03.2010 N И-01-42-984 Муниципальное образование "Город Пермь" направило в адрес министерства отчет по состоянию на 01.01.2010 о предоставлении средств из бюджета Пермского края (за счет средств федерального бюджета) на софинансирование расходов местного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по городу Перми на 3 листах.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав данный отчет, с учетом количества листов, высланных сопроводительным письмом от 19.03.2010 N И-01-42-984, пришли к выводу о несоблюдении истцом установленного Порядка в части непредставления с заявкой-отчетом актов выполненных работ, позволяющих установить расходование полученных средств.
При этом судами установлено, что поправки в бюджет Пермского края на 2010 год не были внесены, после 01.04.2010 денежные средства были возвращены в федеральный бюджет в порядке, установленном Приказом Министерства от 11.06.2009 N 51н.
Муниципальное образование "Город Пермь", обосновывая заявленные требования, ссылается на то, что поскольку субсидии в размере 21 % ему не были предоставлены, то он понес убытки вследствие неисполнения Министерством своих обязательств.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат факт наличия и размер убытков, факт противоправного поведения ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.
Доказательства наличия противоправности поведения ответчика и причинно-следственной связи между фактом несения истцом затрат и невыделением со стороны ответчика денежных средств на указанные затраты истцом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены не были.
Вместе с тем, проанализировав положения Порядка передачи денежных средств бюджета Пермского края в совокупности с другими доказательствам по делу (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и установив, что муниципальное образование не обязано заключать муниципальные контракты на проведение ремонтов многоквартирных домов за счет средств субсидий до согласования заявки-отчета и принятия решения о предоставлении субсидий, суды пришли к правильному выводу о том, что заключение договоров на проведение капитального ремонта с третьими лицами без получения положительного решения о согласовании заявки-отчета, являлось самостоятельным решением истца, в результате чего в силу п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации возникли расходные обязательства муниципального образования, которые должны быть исполнены им за счет собственных денежных средств.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судами отказано правомерно.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в рассматриваемом деле истец выступает в качестве стороны гражданско-правового отношения (ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации), доводы муниципального образования "Город Пермь" о необоснованном неперечислении Министерством 21 % субсидий является несостоятельными.
Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем, отклоняются судом кассационной инстанции на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2011 по делу N А50-25499/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Пермь" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кузнецов |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства наличия противоправности поведения ответчика и причинно-следственной связи между фактом несения истцом затрат и невыделением со стороны ответчика денежных средств на указанные затраты истцом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены не были.
Вместе с тем, проанализировав положения Порядка передачи денежных средств бюджета Пермского края в совокупности с другими доказательствам по делу (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и установив, что муниципальное образование не обязано заключать муниципальные контракты на проведение ремонтов многоквартирных домов за счет средств субсидий до согласования заявки-отчета и принятия решения о предоставлении субсидий, суды пришли к правильному выводу о том, что заключение договоров на проведение капитального ремонта с третьими лицами без получения положительного решения о согласовании заявки-отчета, являлось самостоятельным решением истца, в результате чего в силу п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации возникли расходные обязательства муниципального образования, которые должны быть исполнены им за счет собственных денежных средств.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судами отказано правомерно.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в рассматриваемом деле истец выступает в качестве стороны гражданско-правового отношения (ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации), доводы муниципального образования "Город Пермь" о необоснованном неперечислении Министерством 21 % субсидий является несостоятельными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2011 г. N Ф09-5238/11 по делу N А50-25499/2010