Екатеринбург |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А50-8223/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2014 по делу N А50-8223/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- администрации закрытого административно-территориального образования "Звездный" (далее - администрация) - Моторина А.И. (доверенность от 19.01.2015);
- управления - Тутынина О.И.(доверенность от 29.12.2014 N 116).
Администрация обратилась в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании решения управления об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, п. Звездный, военный городок N 15, а именно: автомобильная дорога специального назначения протяженностью 2 700 м, кабельные линии электроснабжения протяженностью 15 122 м незаконным; возложении на управление обязанности произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, расположенного по адресу: Пермский край, п. Звездный, военный городок N 15, а именно: автомобильная дорога специального назначения протяженностью 2 700 м, кабельные линии электроснабжения протяженностью 15 122 м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 18.07.2014 (судья Вихнина М.А.) исковые требования удовлетворены. Признано недействительным решение управления от 14.03.2014 N 14/069/214-776,777 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Пермский край, п. Звездный, военный городок N 15, а именно: автомобильную дорогу специального назначения протяженностью 2 700 м, кабельные линии электроснабжения протяженностью 15 122 м, как противоречащее Федеральному закону от 08.12.2012 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ), Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем произведения государственной регистрации права муниципальной собственности за администрацией на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Пермский край, п. Звездный, военный городок N 15, а именно: автомобильную дорогу специального назначения протяженностью 2 700 м, кабельные линии электроснабжения протяженностью 15 122 м.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно: п. 2.1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ, ст. 2 Федерального закона N 423-ФЗ.
В обоснование доводов кассационной жалобы, управление полагает, что действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, не состоящих на кадастровом учете и указывает на ошибочность выводов судов обеих инстанций о признании достаточным для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимого имущества, не поставленные на учет в государственном кадастре недвижимости, только решения уполномоченного органа о его передаче из федеральной собственности в муниципальную.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено, что Министерством обороны Российской Федерации издан приказ от 11.09.2013 N 697 "О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края", согласно которому переданы следующие объекты: автомобильная дорога специального назначения протяженностью 2 700 м, кабельные линии электроснабжения протяженностью 15 122 м, расположенные по адресу Пермский край, пос. Звездный, в/г N 15.
Администрация 01.11.2013 обратилась к управлению с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное имущество.
В ходе рассмотрения заявлений регистрирующий орган 07.11.2013 в порядке межведомственного взаимодействия направил запрос N 14/069/2013 в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю" по вопросу наличия либо отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о названном имуществе.
Согласно письму от 18.11.2013 N 01-07/1900 сведения об указанных объектах недвижимости не включены в государственный кадастр недвижимости.
Также были направлен запрос от 07.11.2013 N 14/069/2013-775,777 в адрес Пермского филиала государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации" по сведениям о техническом учете указанного имущества, на которые получен ответ от 11.11.2013 N 943 о том, что правовая регистрация не проводилась, сведения об ограничениях права не имеется.
В адрес Министерства обороны Российской Федерации управлением направлен запрос от 21.02.2014 N 14/069/2013-775,777 о представлении сведений о том, что решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности принято уполномоченным лицом.
Сообщением от 14.03.2014 N 14/069/2014-775,777 регистрирующим органом со ссылкой на п. 1.2 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности по причине отсутствия учета объекта в государственном кадастре недвижимости и отсутствия сведений о передаче имущества уполномоченным лицом.
Администрация, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования истца, исходили из отсутствия оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации собственности на спорные объекты недвижимого имущества, а также, что нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно абз. 10 п. 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
В силу ч. 5 ст. 2 Федерального закона N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (ч. 10 ст. 3 Федерального закона N 423-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона N 423-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 122-ФЗ, согласно которым п. 1 ст. 16 указанного Федерального закона дополнен абзацем 7, согласно которому государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом N 423-ФЗ.
Поскольку к поданному в управление заявлению администрацией было приложено соответствующее решение в виде приказа Министерства обороны Российской Федерации от 11.09.2013 N 697 "О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа закрытого административно-территориального образования "Звездный" Пермского края" суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о том, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы администрации, в связи с чем, удовлетворили заявленные требования администрации, обязав регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в силу п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2014 по делу N А50-8223/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю.Смирнов |
Судьи |
Е.А.Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.