Екатеринбург |
|
09 февраля 2015 г. |
Дело N А60-15590/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Семеновой З.Г., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 по делу N А60-15590/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, состоявшемся 03 февраля 2015 г., приняли участие представители:
министерства - Дружинина О.М. (доверенность от 20.05.2014 N 17-01-82/6334);
открытого акционерного общества "Новая Заря" (далее - общество) - Кучерюк Е.Б. (доверенность от 07.04.2014 N 2).
В судебном заседании объявлен перерыв до 05 февраля 2015 г. до 14 ч. 00 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие те же представители.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа министерства, выраженного в письме от 15.01.2014 N 17-08-82/7685нз, подготовленном на основании письма Департамента архитектуры, градостроительства и регулировании земельных отношений администрации города Екатеринбурга от 30.12.2013 N 21.13-18/3253, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, обязать министерство в месячный срок повторно рассмотреть заявление общества от 18.10.2013, совершив действия, направленные на формирование земельного участка для организации проезда к существующему земельному участку с кадастровым номером 66:41:0108111:174 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация города Екатеринбурга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ министерства, выраженный в письме от 15.01.2014 N 17-08-82/7685нз. На министерство в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов общества возложена обязанность в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление общества от 18.10.2013, совершив действия, направленные на формирование земельного участка для организации проезда к существующему земельному участку с кадастровым номером 66:41:0108111:174.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 (судьи Макаров Т.В., Голубцова Ю.А., Крымджанова Д.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что вопрос формирования земельного участка относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления, и у министерства отсутствует возможность решить вопрос о предоставлении обществу земельного участка без осуществления администрацией г. Екатеринбурга своей функции по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0108111:174 площадью 3166 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Электриков, д. 18/б, с разрешенным использованием - под здание производственного назначения и административно-бытовой корпус, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2013 66АЕ N 804801.
Общество 12.08.2013 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в собственность дополнительных земельных участков для осуществления проезда от земель общего пользования к земельному участку заявителя.
Министерством в письме от 28.08.2013 обществу предложено, в том числе, указать границы земельных участков.
Общество 18.10.2013 направило в адрес министерства письмо о повторном рассмотрении заявления и дополнительные документы.
В письме Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга от 30.12.2013 N 21.13-18/3253 сообщено, что подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории невозможна ввиду того, что проект межевания территории в квартале улиц Электриков-Корепина-Бабушкина-Фронтовых бригад не выполнялся.
Министерство в письме от 15.01.2014 N 1701-82/7685нз уведомило общество о том, что предоставление земельного участка на данном этапе невозможно, сославшись на письмо Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрация Екатеринбурга от 30.12.2013.
Общество, полагая, что отказ министерства от 15.01.2014 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельных участков не может являться препятствием для выбора земельных участков в силу положений п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 того же Кодекса, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков (ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, проекты межевания территории на испрашиваемые земельные участки в квартале улиц Электриков-Корепина-Бабушкина-Фронтовых бригад отсутствуют, доказательств разработки градостроительной документации в отношении указанного квартала в материалы дела не представлено.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми норами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отсутствие проекта межевания и планировки территории не являются препятствием для выбора земельного участка, необходимого для организации проезда к принадлежащему обществу земельному участку от дорог общего пользования.
Учитывая, что оснований для отказа в предоставлении обществу указанного земельного участка в связи с отсутствием проекта межевания застроенных территорий у министерства не имелось и данным отказом нарушаются права и законные интересы общества по пользованию принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, суды обоснованно удовлетворили требования общества и признали обжалуемый отказ незаконным.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что подготовка схемы границ земельного участка не входит в полномочия министерства, в связи с чем у министерства не имеется возможности исполнить решение суда, подлежит отклонению. Судами на министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества и осуществить действия, направленные на формирование земельного участка для организации проезда к существующему земельному участку, что входит в полномочия министерства согласно Закону Свердловской области от 24.11.2014 N 98-ОЗ и Положению о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП, и соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Формулировка в резолютивной части решения суда о возложении обязанности совершить действия, направленные на формирование земельного участка сама по себе не предполагает совершение действий, выходящих за пределы компетенции министерства.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 по делу N А60-15590/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.