Екатеринбург |
|
18 февраля 2015 г. |
Дело N А76-8838/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска (далее - управление, учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.09.2014 по делу N А76-8838/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский химический завод "Оксид" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к учреждению о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.01.2014 N 084/006/973-2013.
Решением суда от 01.09.2014 (судья Позднякова Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 (судьи Арямов А.А., Баканов В.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы отмечает, что деятельность по коду ОКВЭД 24.12 (химическое производство и производство красителей) не дает право на получение молока и пектинов сотрудникам, общая оценка условий труда которых ниже третьего класса. Выдача денежной компенсации лицам, не включенным в Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока и других равноценных пищевых продуктов, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н), не является компенсационной выплатой и должна подлежать обложению страховыми взносами. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что подробный расчет доначисленных страховых взносов в разрезе сотрудников общества, выплаты которым подлежат обложению страховыми взносами, приведен в Приложении N 3 к акту проверки. По мнению учреждения, акт проверки и оспоренное решение составлены в соответствии с установленными формами и вывод судов о неполноте их содержания несостоятелен. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на необоснованность признания судами недействительным решения от 14.01.2014 N 084/006/973-2013 в части доначисления страховых взносов, пеней и штрафов по не оспоренным заявителем основаниям.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 25.05.2007 за основным государственным регистрационным номером 1077453009094 и состоит на учете в качестве страхователя по месту своего нахождения за регистрационным номером 084-006-057709.
В период с 29.08.2013 по 08.11.2013 должностными лицами управления в отношении общества проведена выездная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 10.12.2013 N 084/006/973-2013.
Актом проверки зафиксированы факты неуплаты обществом страховых взносов в сумме 274 571,72 руб. ввиду занижения базы в результате: невключения в базу суммы, выданной работникам в качестве оплаты материальной помощи свыше 4000 руб., оплаты работникам дней за сдачу крови в 2012 году, излишне начисленных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия по временной нетрудоспособности, единовременного пособия на рождение ребенка; невключения сумм, начисленных по отдельным сотрудникам в качестве оплаты труда в 2010 году; невключения сумм денежной компенсации взамен молока и пектинов за 2010-2012 гг. по сотрудникам, не состоящим в перечне вредных профессий, аттестация рабочих мест по которым не проведена.
Обществом 26.12.2013 принесены возражения на акт проверки, которые рассмотрены управлением 21.01.2014.
По результатам рассмотрения материалов проверки заинтересованным лицом принято решение от 14.01.2014 N 084/006/973-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 274 571,72 руб., соответствующие пени - 67 340,58 руб., начисленные по состоянию на 14.01.2014, а также заявитель привлечен к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 54 914,36 руб.
Указанное решение обжаловано обществом в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области от 20.03.2014 N 16 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение управления от 14.01.2014 N 084/006/973-2013 изменено в части суммы штрафа. Сумма штрафа уменьшена с 54 914,36 руб. до 36 720,08 руб.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суды пришли к выводу о наличии совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного ненормативного правового акта.
Выводы судов являются правильными.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст. 25 Закона N 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Из текста оспоренного решения следует, что основанием для доначисления заявителю страховых взносов в сумме 274 571,72 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций послужил вывод управления о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на суммы: выданные работникам в качестве оплаты материальной помощи свыше 4000 руб., оплаты работникам дней за сдачу крови в 2012 году, излишне начисленных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия по временной нетрудоспособности, единовременного пособия на рождение ребенка; начисленные по отдельным сотрудникам в качестве оплаты труда в 2010 году; выплаченные в виде денежной компенсации взамен молока и пектинов за 2010-2012 годы по сотрудникам, не состоящим в перечне вредных профессий, аттестация рабочих мест по которым не проведена.
При этом содержание представленных в материалы дела акта проверки, приложений к акту проверки и оспоренного решения не позволяет установить конкретные суммы страховых взносов, начисленные по каждому из приведенных выше оснований.
Кроме того, как обоснованно отмечено судами в нарушение ч. 2 ст. 38, ч. 8, 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ, приложений N 23, N 26, N 31 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.11.2013 N 698н, эти документы не содержат какого-либо обоснования причин, по которым управление пришло к выводу о занижении базы в части невключения в нее сумм, выданных работникам в качестве оплаты материальной помощи свыше 4000 руб., оплаты работникам дней за сдачу крови в 2012 году, излишне начисленных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия по временной нетрудоспособности, единовременного пособия на рождение ребенка и начисленных по отдельным сотрудникам в качестве оплаты труда в 2010 году (содержится лишь указание на эти обстоятельства без какого либо нормативного и фактического обоснования).
Таким образом, оспоренное решение управления в указанной части правомерно признано судами немотивированным и принятым в этой части без достаточных оснований.
Наличие у страхователя права на обращение в управление за получением разъяснений оспоренного решения, на что ссылается управление, не исключает нормативно установленной обязанности управления по отражению в решении мотивов его принятия.
Фактически акт проверки и решение управления содержат мотивировку лишь в части необходимости включения в базу для обложения страховыми взносами сумм выплаченных в период 2010-2012 гг. денежных компенсаций взамен молока и других равноценных пищевых продуктов отдельным работникам заявителя.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 этого Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 этого Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье настоящего Закона.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
На основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее - Перечень), утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126.
Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены Приказом N 45н.
Согласно п. 2 приложения N 1 к Приказу N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
В силу п. 13 Приказа N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Таким образом, основанием для бесплатной выдачи работнику молока или других равноценных пищевых продуктов является его фактическая занятость на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
При этом работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов проводимой в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что деятельность общества связана с наличием вредных производственных факторов, поскольку основным видом его деятельности, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, является - химическое производство - производство красителей и пигментов (код ОКВЭД 24.12).
В период с 01.01.2008 по 31.12.2012 обществом проведена аттестация рабочих мест, результаты которой подтвердили наличие вредных производственных факторов, что и послужило основанием для обеспечения работников заявителя молоком на основании приказа руководителя общества, а также для выплаты соответствующих сумм компенсаций.
Доказательств того, что на данных рабочих местах обеспечены безопасные условия труда и у работников, занятых на этих работах, отсутствовали правовые основания для получения молока, либо компенсации, эквивалентной его стоимости, учреждение в материалы дела не представило.
Суды правомерно указали на то, что оформление результатов указанной аттестации не в соответствии с установленными требованиями (что нашло отражение в оспоренном ненормативном акте) может служить основанием для признания заявителя нарушившим положения трудового законодательства. Однако это обстоятельство не является основанием для признания результатов проведенной аттестации рабочих мест недействительными и как следствие - для признания произведенных в соответствии с этой аттестацией компенсационных выплат подлежащими включению в базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного суды сделали правильный о том, что спорные компенсации не подлежат обложению страховыми взносами и обоснованно удовлетворили заявленное обществом требование.
Кроме того, как верно отмечено судами, акт проверки и оспоренное решение отражают лишь общие сведения о допущенных несоответствиях в представленных заявителем материалах аттестаций рабочих мест и не содержат изложения фактических обстоятельств, конкретизирующих такие несоответствия. В частности, не приведены ссылки на конкретные факты нарушений, даты выплат, период начисления страховых взносов и первичные документы. В части вывода о проведении аттестации менее 20% рабочих мест по каждой должности, не отражены количество рабочих мест по каждой должности в соответствии со штатным расписанием и количество фактически аттестованных рабочих мест. Вывод о неверном заполнении карт аттестации не подтвержден ссылками на нормы, в соответствии с которыми эти карты должны быть заполнены в указанном управлением порядке, а также сведениями о влиянии выявленных недостатков на результаты аттестации. Ссылаясь на несоответствие общей оценки условий труда в отдельных картах аттестации данным протоколов измерений и оценки условий труда, управление не указывает конкретных несоответствий и не приводит какого-либо обоснования этого вывода.
Ссылка управления на необоснованность признания судами недействительным решения от 14.01.2014 N 084/006/973-2013 в части доначисления страховых взносов, пеней и штрафов по не оспоренным заявителем основаниям, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения управления в полном объеме.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.09.2014 по делу N А76-8838/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.