16 сентября 2011 г. |
N Ф09-5621/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Матанцева И.В., Шершон Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.03.2011 по делу N А34-158/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Энергосбыт" (далее - общество "Энергосбыт") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии в деле третьих лиц - Финансового управления Курганской области, Финансового отдела администрации г. Шадринска, о взыскании убытков.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Энергосбыт" - Демьяновских Т.Н. (доверенность от 31.12.2010 N 25-11).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании на основании 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) 6653 руб. 36 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2008 году льгот по оплате коммунальных услуг (электрической энергии) многодетным семьям.
Определением суда от 25.01.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Финансовый отдел администрации г. Шадринска.
Решением суда от 18.03.2011 (судья Суханова О.С.) иск удовлетворен, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Энергосбыт" взыскано 6653 руб. 36 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 (судьи Серкова З.Н., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит указанные решение и постановление отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие обязательств Российской Федерации по предоставлению финансовых средств обществу "Энергосбыт", так как соответствующие договоры не заключались, акты сверок не подписывались. Материалы дела не содержат доказательств вины ответчика, незаконности его действий (бездействия), наличия причинной связи между незаконными действиями и убытками. По мнению ответчика, в рассматриваемой ситуации подлежит применению Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а не Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ), поскольку первый нормативный акт обладает большей юридической силой. Судом не было принято во внимание, что в рассматриваемый период производилось финансирование льгот многодетным семьям из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В части взыскания судебных расходов ответчик ссылается на подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого Министерство финансов Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Как следует из материалов дела, общество "Энергосбыт" в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 оказывало услуги по электроснабжению граждан, проживающих на территории Курганской области. При этом во исполнение Указа предоставило льготы по оплате оказанных услуг многодетным семьям на сумму 6653 руб. 36 коп. (без учета налога на добавленную стоимость).
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела (актом сверки потребителей электрической энергии, отнесенных к категории многодетных семей, актами о предоставлении льготы, копиями удостоверений и паспортов льготников, копиями квитанций по оплате льготниками электрической энергии).
Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия правовых оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации заявленных сумм убытков.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
Подпункт "б" п. 1 Указа предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
В пункте 3 данного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с п. 2 совместного письма от 29.06.1992 Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производится за счет местных бюджетов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 Постановления Минфина Российской Федерации и Минсоцзащиты Российской Федерации от 26, 29 июня 1992 г. NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
В дальнейшем порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 68-О указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Указа, не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением льгот названным категориям граждан за свой счет.
В соответствии со ст. 16, 1069 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к верным выводам о наличии совокупности обстоятельств, являющейся основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, и взыскали с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества "Энергосбыт" 6653 руб. 36 коп. убытков.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное взыскание с него судебных расходов по уплате государственной пошлины отклоняется, поскольку не основана на нормах права.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.03.2011 по делу N А34-158/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
И.В. Матанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 совместного письма от 29.06.1992 Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производится за счет местных бюджетов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
...
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 68-О указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
...
В соответствии со ст. 16, 1069 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.03.2011 по делу N А34-158/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2011 г. N Ф09-5621/11 по делу N А34-158/2011